Найти в Дзене
Дзынь-дзынь

Владимир Обручев – ученый, путешественник, писатель

Владимир Афанасьевич Обручев широко известен как геолог, географ и путешественник. Академик Академии наук СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских премий. В честь него назван астероид и кратер на Луне, минерал, вулканы, горы и другие географические объекты.

Писательство для Обручева не было главным занятием, тем не менее именно оно принесло ему известность. Всего автор написал три художественных книги. «Плутония» (написана в 1915 году) и «Земля Санникова» (1924 год) - классическая классика научно-фантастического жанра. Последняя – «В дебрях Центральной Азии» - написана в 1928 году и отличается от предыдущих. В ней нет динозавров и мамонтов, благородных онкилонов и диких вампу. Книжка появилась у меня в прошлом году, по акции областной библиотеки. Год издания – 1951, прожила книжка больше, чем я. Мне кажется, что это первое издание, более ранних не обнаружила. Семьдесят лет прошло, а ее все переиздают и читают.

Книга максимально реалистична. Иллюстрации похожи на фотографии, есть карта-вкладыш. Во время своих путешествий Обручев знакомится с Фомой Капитоновичем Кукушкиным – торговцем, а по совместительству и кладоискателем. Сын декабриста, сосланного на Алтай, Фома передает автору свои описания-воспоминания, а тот их публикует. Девять глав посвящены девяти путешествиям. У Кукушкина есть товарищ, монгол по имени Лобсын. Его отдали на воспитание в монастырь, чтобы сделать ламой, но религия ему не понравилась, из монастыря сбежал, нищенствовал. Кукушкин его подобрал, пристроил к делу, так и подружились, стали компаньонами в торговых делах. Капиталом на снаряжение торгового каравана разжились через поиски клада по старой рукописи. Ну прямо история про остров сокровищ или про дядю Федора с котом Матроскиным. И ведь нашли, и не подрались при дележке, даже еще больше задружились.

Путешествий-приключений у друзей случилось много, и все интересные. Описания пустынь, степей, нападения волков, охота (чуть не подстрелили лошадь Пржевальского), ковыль, саксаулы. Однообразно, неторопливо, но в книгу надо вчитаться, затягивает крепко и не отпускает до конца. Все время в ожидании: что там за следующим барханом, долиной, рекой? Попадаются очень поэтичные строки.

Тропинки нашей дороги тянулись до горизонта прямо к солнцу и упирались в его красный диск словно в светлые ворота.

Торговцам приходится нелегко, всяк норовит ограбить, покуситься на имущество, поживиться на их счет. Главные обидчики – князья и чиновники: и подарки им подавай, и товар со скидками. На их фоне знаменитый разбойник – Черный лама, – выглядит благородно.

Иронично описана экспедиция немецкого ученого, к которому Кукушкин и Лобсын нанялись в сопровождающие.

Побывали друзья-кладоискатели на заброшенном руднике, в мертвом городе Хара-Хото, храме тысячи Будд. Лобсын дошел до запретной для европейцев Лхасы, но не за поисками клада, а в поисках блудного сына.

В итоге Кукушкин пришел к выводу, что выгоднее обычная торговля, а не кладоискательство. Но неисправимая тяга к путешествию, к изучению новых мест не давала ему сидеть спокойно в своей лавке.

В серии "Великие путешествия" у Обручева издана книга "От Кяхты до Кульджи: путешествие в Центральную Азию и Китай. Мои путешествия по Сибири". В этих же местах побывали путешественники Пржевальский, Козлов, Мушкетов, Певцов, художник Верещагин. Наверняка эти книги не менее увлекательны.