Вы замечали, что старинные произведения искусства выглядят порой как новенькие? Удивлялись, как им это удаётся? Ведь многие такие предметы пережили смутные времена, хранились, бывало, в сомнительных условиях, да и естественное старение – процесс, увы, неизбежный. Ответы на подобные вопросы можно получить в Русском музее.
Здесь, в корпусе Бенуа, совсем открылась уникальная выставка «Сохраняя историю». Почему уникальная? Прежде подобные выставки в Санкт-Петербурге (Ленинграде) проводились лишь дважды: в 1977-м и 1998-м годах.
Здесь приоткрывают завесу тайн, связанных с работой реставраторов и демонстрирует результаты их кропотливого труда. Вы сможете увидеть возрождённые произведения живописи и скульптуры, старинные иконы, картинные рамы, предметы декоративно-прикладного искусства, сделанные из керамики, стёкла, фаянса, кости и многих других материалов. Сможете узнать, какие проблемы возникли у этих произведений и какими способами реставраторам удалось их решить.
Например, у картины Василия Сурикова «Старик-огородник» перед поступлением в реставрационную мастерскую было ослаблено натяжение холста, имелись фалды деформаций. Красочный слой покрыли опасные для картины трещины, в фактуру живописи въелись загрязнения. В таком виде картина могла бы годами храниться в запасниках, но вряд ли бы демонстрировалась публике. В процессе восстановления ей был возвращён экспозиционный вид.
Иногда над одним экспонатом реставраторы работают годами. Так, Амвон ХVI века из Новгородского Софийского собора восстанавливали на протяжении 4-х лет, используя одновременно несколько методик реставрации. Амвон – это специальная конструкция, которая в древности устанавливалась в византийских церквях, она предназначалась для чтения Священного Писания и проповедей. На Руси амвоны возводились с XII века. Кстати, представленный на выставке отреставрированный экспонат является единственным сохранившимся древнерусским амвоном.
Некоторые произведения искусства приходится не просто обновлять, а буквально реанимировать или даже воскрешать. Ещё недавно такой возможности не было, она возникла с появлением новых материалов, технологий, оборудования. Выставка рассказывает и о них. Я, например, была удивлена, увидев высокотехнологичный микроскоп, какими пользуются в лабораториях по реставрации.
А как вы думаете, каким принципом руководствуются реставраторы? Верно, таким же, как и доктора: «Primum non nocere» («не навреди»). Не случайно же реставраторов называют лекарями старины.
Адрес: Набережная канала Грибоедова, 2. Ст. метро «Невский проспект».