Классическое и незыблемое правило: если хочешь действительно чему-то научиться – изучай опыт других коллег по цеху. Особенно тех, кто добился определенных успехов (хотя и отрицательные примеры тоже могут быть весьма показательными и куда более поучительными). Для меня в мире фотографии в этом отношении первыми лицами стали конечно же макрофотографы.
О том почему и как сильно я люблю макро я уже писала в других статьях – там даже можно, при желании, посмотреть на первые мои удачные и не очень попытки как-то реализовать свои чаяния в этом направлении:
Теперь же мне захотелось рассказать о тех фотографах, чье творчество стало для меня своего рода проводником в этот сказочный мир миниатюр и деталей, который в обычной жизни часто ускользает от нашего внимания.
(Тем более, что проблемы с оплатой в Lightroom на некоторое время сделали недоступным редактирование собственных моих фотоопытов)
Современный мир макрофотографии немыслим без имени Магдалены Васильчек. Эта полячка единственная в истории трехкратная победительница международного конкурса International Garden Photographer of the year (в 2012, 2015 и 2022 годах). Кроме этого, она выиграла множество и других менее престижных конкурсов, в том числе и в нашей стране.
Своим успехом она целиком и полностью обязана тому виденью, которое она привнесла в макрофотографию. Изображенные ею сюжеты – это не только кадры из «маленькой» яркой жизни незаметных насекомых, хрупких листьев и цветков, а еще и настоящие картины с необычным и в то же легко узнаваемым художественным стилем.
Мягкие краски, сочными мазками, оживляющими едва заметное движение жизни, постепенно растворяются в игре веселых световых лучиков, переплетаются с ними, создавая атмосферу радостного, почти сказочного мира – легкого, воздушного, эфемерного, но невероятно красивого…
Такая картинка не только завораживает притягательностью мелких деталей и роскошным боке, но и дарит ощущение присутствия и сопричастности к некой тайне всеобъемлющей красоты жизни – вряд ли до фотографий Магдалены Васильчек кому-то могла прийти в голову мысль, что жутковатые гусеницы и пугающие пауки, серая, гниющая листва или умирающие в холодном отблеске первых заморозков цветы могут быть настолько красивы…
Все дело в том, что Васильчек не делает разницы между объектами и явлениями природного мира – для нее все они обладают определенной долей красоты, своими неповторимыми красками и формами, которые она так тщательно стремится передать в своем творчестве.
«Фотография воспитала во мне осознание красоты природы, я научилась видеть невидимое, наслаждаться миллионами мелких деталей, на которые раньше не обращала внимание» (М. Васильчек)
Конечно, отчасти подобное восприятие окружающего мира так или иначе присуще любому фотографу – без стремления увидеть нечто прекрасное в самых обыденных вещах практически невозможно сделать по-настоящему хорошие фотографии (ведь именно поэтому многие так любят фотосессии). Но для макрофотографии подобный подход – жизненная необходимость, благодаря которой когда-то в принципе возникло само это направление.
В дальнейшем мы увидим и другие примеры творчества более или менее известных и успешных макрофоторгафов. У каждого из них есть свой стиль и свои сюжеты. Но ни у одного из них фотографии не будут такими живописными, не будет ощущение такой художественности.
Из-за подобного эффекта нашлись и те, кто осуждает творчество Магдалены Васильчек, считая, что с технической точки зрения ее работы слабые и несовершенные. Подобная критика в общем-то нисколько не пугает самого фотографа. Во-первых, Васильчек действительно не профессионал, а любитель: по образованию она – филолог, а фотография изначально была лишь хобби – стремлением запечатлеть маленькие, яркие кусочки из жизни любимого сада и ближайшего луга.
«Луг купается в росе, бабочки, божьи коровки, другие насекомые и цветы выглядят усыпанными бриллиантами, которые искрятся в первых лучах солнца. От этого вида захватывает дух…» (М. Васильчек)
А во-вторых, любовь к фотографии действительно возникла в жизни Васильчек на почве пристрастия к живописи: она любила рисовать, а ее брат и вовсе стал достаточно успешным художником. Она же, по ее словам, «…лишь сменила инструмент: вместо кистей и карандашей я начала использовать объективы».
Ну и наконец, в-третьих, как говорит сама Магдалена: «Я не в приоритете показывать мир таким, какой он есть. Есть много других фотографов, которые делают это лучше меня. Я лишь хочу, чтобы зрители представили мое видение мира, этого идиллического рая сказок…».
Не знаю насколько справедлива подобная точка зрения, но она очень созвучна моему личному восприятию окружающего мира и подходу к фотографии, пониманию фотоискусства.
К тому же в современных реалиях, как заметила Васильчек, совершенно не сложно снимать технически правильно и делать вполне качественные фотографии по всем правилам экспозиции (а если что и не получается – спасут фоторедакторы). Сложно привнести в них нечто уникальное, особенное, что-то личное – некое свое восприятие мира…В этом состоит самая трудная и важная задача современного фотографа.
Что же касается Магдалены Васильчек, то при знакомстве с ее фотографиями можно однозначно сказать, что она вполне успешно справилась с подобной задачей: ей удалось привлечь внимание к маленьким деталям и сюжетам окружающего мира, показать его настоящую, живую, яркую красоту так, что она не только увлекает и притягивает, но еще и дарит ощущение некой светлой радости, теплой и доброй сказки, изучать которую хочется снова и снова…