Вы ведь знаете, что любая сказка — это не сказка?
Любая сказочная история выполняет важную функцию — донести до ребёнка жизненные сценарии, объяснить рабочие и нерабочие стратегии в преодолении проблем. Юнг называл это коллективным бессознательным. А персонажей, которые словно бы повторяются от одной сказки к другой (прекрасная принцесса, злая королева, добрая фея, смелый воин, безвольный отец) — архетипами.
Сказки помогают ребёнку понять, как устроена жизнь — не на рациональном уровне, а на образном, эмоциональном. Даже четырёхлетний малыш безошибочно способен понять, кто в сказке хороший, а кто — плохой, кто поступил правильно, а кто — нет. По сути, сказки — первый психологический тренинг для маленького члена человеческого общества.
Поэтому сказки претерпевают бесконечные «ремейки» без каких-либо существенных перемен в содержании на протяжении десятков лет и даже столетий. Просто меняются детали. Мы снова и снова с радостью смотрим «Красавицу и чудовище» — в 90-е это был замечательный диснеевский мультфильм, в 2017 г сняли фильм с Эммой Уотсон в главной роли. А изначально это была история об Амуре и Психее, которая приобрела вид знакомой всем сказки в 16 веке в Италии.
У психологов есть излюбленный тест: они спрашивают клиента о любимой сказке. Ответ чаще всего проливает свет на уязвимые места клиента, а иногда прямо показывает болезненный сценарий, что раз за разом повторяется в его жизни.
Поэтому никто не решается переписывать сказки. В отлаженном годами, да что там — столетиями — сюжете, любая перемена будет звучать фальшиво, наигранно.
Тем интереснее мне было открывать книгу «Чудовища и красавицы: опасные сказки» Соман Чайнани.
А ну-ка посмотрим, как автор обыграет проблемы фемповестки, ксенофобии и другие обсуждаемые в публичном пространстве темы. Так думала я, ожидая увидеть ставший уже привычным в медиапространстве угол зрения.
И была приятно удивлена.
Автору удалось изящно переписать знакомые всем сюжеты: и вот читатель завороженно следит за ходом событий, как наивный пятилетка. Я провалилась в эту книгу, ненадолго выныривая на поверхность после каждой сказки, чтобы отдышаться, сказать себе: «Ух, вот это да» и погрузиться в новый сюжет.
Нет, это совсем не детская книга.
И нет, это не халтурная переработка сюжетов мирового фольклора под нынешние модные тренды.
Бэлль в этой книге — не привычная всем кареглазая шатенка, а азиатка. Она любит читать и мечтает не об абстрактной «новой жизни», а о вполне конкретных и достижимых вещах — домике с садом и библиотекой, а ещё об… одиночестве. Она не хочет замуж! И когда оказывается пленницей Чудовища, она не страдает от несвободы, а принимается за библиотеку в замке. Книги становятся тем связующим звеном, что создают между Красавицей и Чудовищем дружеские узы. Которые превращаются в любовь — не страсть, а сразу в нечто вроде партнерства, основанного на здравом смысле и общности интересов. Но сказочный сюжет идёт своим чередом, и после поцелуя Чудовище превращается в прекрасного принца… Которого Красавица не узнает, принимает за врага, и убивает кинжалом, что всегда носит с собой. Финал истории не кажется печальным: девушка обретает намечтанное одиночество в компании тишины и книг. И всё время чувствует где-то рядом призрак любимого.
Каждая сказка в какой-то момент словно бы сворачивает «не туда», и начинает жить вопреки ожиданиям читателя.
При этом герои ломают привычные рамки обстоятельств, открывают в себе новые мотивы и возможности, и меняют мир вокруг себя к лучшему.
В этой книге нет женской жертвенности, что так свойственна почти всем героиням сказок. Они будто становятся обновлёнными версиями себя, в том и состоит волшебство, когда хорошо знакомые нам Белоснежка, Рапунцель и другие принцессы не дают себя в обиду, не ставят любовь и замужество на пьедестал, действуют умно и «не по-сказочному».
Эффект у книги абсолютно терапевтический. Вероятно, в том и состоит «опасность» этих сказок, о чём предупреждает обложка: эти истории вдохновляют избавиться от стереотипов, мыслить чуть иначе и — ничего не бояться. Ведь главной наградой в современном мире едва ли может стать самый распрекрасный принц.
Куда ценнее духовное и физическое здоровье, качество жизни и ощущение, что ты проходишь свой, а не кем-то навязанный, путь. Говорят, именно это и привлекает в итоге сказочного принца, и он материализуется в жизни довольной собой девушки сам, без дополнительных усилий.
Согласны?