Меньше двух суток назад волны Черного моря сомкнулись над гвардейским крейсером «Москва». Помолчим, обнажим головы. Не забудем, что возможная гибель в бою – часть профессии военного. В конце концов, армейскую или флотскую службу выбирают не ради удовольствия красиво маршировать на парадах. Поговорим о другом. Известно, что все моряки (и военные моряки не исключение) – люди суеверные. «Кто в море не ходил, тот Богу не молился», - гласит флотская пословица. И, говоря о судьбе крейсера «Москва» (ранее «Слава»), суеверные моряки вспоминают о злом роке, тяготевшем над флагманскими кораблями Черноморского флота (далее - ЧФ) России.
Начнем с событий 1916 года. Кстати, командующим ЧФ с лета этого года стал знаменитый впоследствии вице-адмирал Колчак. 20 октября его флагманский корабль – линкор «Императрица Мария» затонул прямо на рейде главной военно-морской базы (далее - ВМБ) Севастополь, меньше чем в километре от берега. Что случилось?
Произошел взрыв артиллерийских погребов русского дредноута. Мощность его была такова, что многотонные башни главного калибра вырвало из корпуса корабля, и затонули они отдельно от «Императрицы Марии». 225 русских моряков п𝕠гибли при взрыве, около сотни получили тяжелые ранения. Комиссия, изучавшая причины трагедии, пришла к выводу, что возможные: самовозгорание картузов с порохами в погребах и небрежность в обращении с открытым огнем в погребах со стороны экипажа, едва ли могли привести к взрыву.
Оставалась единственная версия – т𝕖𝕡𝕡𝕠𝕡и𝕔тич𝕖𝕔𝕜ий акт. Впоследствии нашлись и доказательства. В настоящее время считается установленным, что его совершила группа немецкого разведчика Виктора Вермана. Обосновавшись в начале ХХ века на юге России, этот матерый диверсант служил кайзеру в годы Первой Мировой, и Гитлеру четверть века спустя. В 30-ые гг. он попал в руки НКВД по делу о диверсиях на заводе по производству подводных лодок серии «М». Тогда-то и подтвердились подозрения русской контрразведки о «германском следе» в деле о взрыве на «Императрице Марии».
Пугающее совпадение, на которое, насколько нам известно, никто еще не обратил внимания: линкор «Императрица Мария» и крейсер «Москва» («Слава») были построены на одном и том же заводе в славном южнорусском городе Николаеве, который власти Незалежной довели до такого состояния, что иначе, как Нарколаевым, его не называли. При царе этот завод назывался «Руссуд», в советское время носил имя «61 коммунара».
Второй флагман ЧФ, который постигла трагедия – это линкор «Новороссийск». Практически ровесник «Императрицы Марии» (спущены на воду с разницей в два года), погибший в один с ней роковой месяц октябрь тридцатью девятью годами позднее.
Из дат видно, что корабль имел возраст весьма почтенный – 44 года. И сразу видим еще одно пугающее совпадение – гвардейский крейсер «Москва», спущенный на воду в 1979, до 44-хлетия не дотянул буквально несколько месяцев. Флотские суеверия, говорите?
Но вернемся к линкору «Новороссийск». При рождении корабль имел имя «Джулио Чезаре», то бишь Юлий Цезарь по-итальянски, и до конца Второй Мировой войны служил в итальянском флоте. Надо заметить, что итальянская кораблестроительная школа была одной из лучших в Европе. Как ехидно замечал Черчилль, «итальянцы гораздо лучше строили корабли, чем воевали на них». Не забудем и того, что наш знаменитый крейсер «Киров» был построен по итальянскому проекту на основании комплекта чертежей, закупленных у фирмы «Ансальдо».
После победы союзники разделили итальянские корабли в оплату репараций. СССР рассчитывал пополнить свой флот новейшими итальянскими линкорами типа «Литторио» постройки конца 30-ых гг., но заклятые англосаксонские партнеры выделили бывшему союзнику только безнадежно устаревшего «Джулио Чезаре».
Тем не менее, проведя капитальную реновацию старого линкора, советские кораблестроители ввели его в строй под новым именем «Новороссийск». Бывший «Джулио Чезаре» стал флагманом ЧФ, и, по некоторым сведениям, планировался на роль первого советского корабля с атомной артиллерией.
Эти планы прервал чудовищный взрыв в ночь с 28 на 29 октября 1955 года на том же самом севастопольском рейде, где погибла «Императрица Мария». Взрыв унес жизни 829 советских моряков, а корабль, несмотря на принятые меры, затонул на глубине всего 17 метров там, где под толщей воды залегало еще 30 метров вязкого ила. И вот вам еще одно совпадение – работами по спасению обоих линкоров руководили лично командующие ЧФ, оба вице-адмиралы – А.В. Колчак и В.А. Пархоменко соответственно. И в обоих случаях «борьба за живучесть», как на флоте официально называются операции по спасению кораблей, не принесли успеха.
Что известно о причинах взрыва, приведшего к гиб𝕖ли «Новороссийска»? Следует сразу сказать, что официальная причина окончательно не установлена. Названная комиссией по расследованию версия подрыва на старой немецкой мине (или связке мин) времен войны не выдерживает критики, так как никакие элементы питания взрывного устройства не могли бы сохранить работоспособность в морской воде в течение 10 с лишним лет. Версия о детонации боезапаса линкора опровергается характером пробоины в корпусе, явно свидетельствующем о внешнем подрыве.
Большинство исследователей сходится во мнении, что причиной гибели флагмана ЧФ в 1955 году, как и в 1916, была диверсия. В качестве исполнителей т𝕖𝕡𝕒𝕜т𝕒 единогласно называются «уомини рана», то есть «люди-лягушки» по-итальянски. Так называли итальянских боевых пловцов, подводных диверсантов из так называемой Десятой флотилии МАС. Во время Второй Мировой это подразделение, возглавлявшееся идейным фашистом князем Валерио Боргезе, было лучшим в своем роде среди всех флотов воюющих стран. Известно, что после передачи Советскому Союзу линкора «Джулио Чезаре» князь Боргезе поклялся, что не даст большевикам плавать на итальянском корабле, и «отомстит за бесчестье».
Есть немало косвенных свидетельств того, что именно уцелевшие в боях ветераны Десятой флотилии МАС осуществили подрыв «Новороссийска» на рейде Главной ВМБ. Впрочем, есть и альтернативное мнение о том, что после войны итальянские «уомини рана» активно обменивались опытом с британскими коллегами по НАТО, и что роковой заряд на киле советского линкора установили как раз английские боевые пловцы.
Возвращаясь к судьбе последнего флагмана ЧФ – крейсера «Москва», нельзя не отметить еще одно трагическое совпадение – корабль, построенный на верфях Советской 𝕐𝕜𝕡𝕒ины, был поражен, насколько можно судить, ракетой, изготовленной в независимой 𝕐𝕜𝕡𝕒иℍе. Но не будем строить догадки, дождемся официального рапрта [на флоте положено такое ударение] о потерях и причинах трагедии. Есть основания надеяться, что все моряки крейсера «Москва», в отличие от экипажей двух предшествующих флагманов ЧФ, спасены.
Наш Telegram канал: https://t.me/joinchat/VFwrfBZgfHUfQldh