Найти тему
Александр Дедушка

Как относиться к компьютеру и другим современным гаджетам? (по о. Иоанну Крестьянкину)

отец Иоанн Крестьянкин
отец Иоанн Крестьянкин

Современного человека уже почти невозможно представить без разного рода высокотехнологичных гаджетов и прежде всего компьютера.

Естественно, что с ними сталкивается и должен определить к ним отношение каждый христианин.

В этом плане нам могут помочь современные просветленные духом старцы, которые были нашими современниками и успели соприкоснуться с настоящей технологической реальностью.

Одним из таким старцев был отец Иоанн Крестьянкин, архимандрит Псково-Печерского монастыря.

Он преставился относительно недавно – в 2006 году.

Целый поток паломников ежедневно стекался к нему в монастырь, прося помочь в разного рода духовных проблемах.

Кроме этого отец Иоанн вел и обширнейшую переписку, в которой тоже касался многих животрепещущих вопросов.

Естественно, что ему задавали вопросы и по поводу распространения компьютеров. В одном из писем отец Иоанн рассматривает эту проблему.

Давайте и мы присмотримся к его советам.

«Вы пользуетесь всякими техническими изделиями, которые изобрел человек не без Бога. Ибо Господь однозначно сказал: «Без меня не можете творити ничесоже» (Ин. 15.5).

Мы привыкли это место из Евангелия от Иоанна толковать чисто в духовном смысле.

Что, только пребывая во Христе, мы можем, упорно трудясь, приносить соответствующие плоды духовной жизни.

Но отец Иоанн придает этим словам расширительный смысл.

Он говорит, что и все технические изобретения человечества были созданы не без ведома Бога – по Его благословению и попущению.

Значит, в этих изобретениях не может быть ничего «дьявольского» или «нечистого» изначально. (Это, скорее всего, не касается специальных орудий убийства людей – гильотины, газовых камер, оружия массового поражения…)

Компьютер – одно из таких изобретений. И отец Иоанн прямо об этом говорит:

«И компьютер – это такое же изобретение, как и все прочие. А в Писании сказано: «Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6. 12.).

И опять отец Иоанн расширяет изначальный смысл этих слов из послания апостола Павла.

Апостол Павел говорит эти слова применительно к пище – какая дозволена христианину к употреблению и какая нет.

Но в данном случае отец Иоанн говорит о позволительности употребления компьютера.

С его помощью тоже может регулироваться и даже создаваться та или иная духовная «пища», и ее качество будет зависеть от самого пользователя.

«Если на компьютере человек делает дело Божие и во славу Божию, например, набирает богослужебные книги или святоотеческую литературу, то человек этим спасается. А если использует технику для всякого безобразия и бесчинных игр, то он явно погибает».

Воистину так. Собственно, и простым ножом можно и хлеб порезать и человеческое горло. Смотря, в чьих руках он находится.

Причем, отец Иоанн приводит как бы две крайности, два полюса использования компьютера – в несомненное благо и в явное зло.

Но между этими полюсами находится бесчисленное множество относительно «нейтральных» компьютерных занятий.

Современная интеллектуальная деятельность за исключением самых примитивных ее форм уже давно невозможна без компьютера и производных технологичных гаджетов

И христианин может спокойно и не смущаясь их использовать.

Нужно только помнить о «крайностях» и не позволять никакой технике овладевать тобою по принципу, изложенному апостолом Павлом.

Есть смысл полностью привести его цитату:

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» 1 Кор. 6. 12.

Компьютер позволителен только до тех пор, пока он «полезен».

Однако он сплошь и рядом может быть и вреден – и эти примеры даже не нужно подробно рассматривать.

Вредность компьютера может доходить до того, что он начинает «обладать» человеком.

Разве мы не видим этому бесчисленные подтверждения в жизни? Сплошь и рядом.

Для христианина это тоже опасность, с которой он должен бороться и быть постоянно начеку.

И слова апостола Павла как нельзя лучше применимы ко всем компьютерным делам.

Они могут затягивать человека, как затягивает его обжорство, блуд, наркомания и другие пороки.

И когда компьютер обладает человеком – это так же разрушительно для его духовной сути, как и все остальное.

Так что будем внимательны, стараясь пользоваться современной компьютерно-гаджетной реальностью во благо себе и другим и избегая ее опасностей.

И это тоже подчеркивает отец Иоанн:

«Вот и решайте. Одна и та же техника для одного служит во спасение, для другого – в погибель. Умудри вас Бог!»

И нас тоже!