Современного человека уже почти невозможно представить без разного рода высокотехнологичных гаджетов и прежде всего компьютера.
Естественно, что с ними сталкивается и должен определить к ним отношение каждый христианин.
В этом плане нам могут помочь современные просветленные духом старцы, которые были нашими современниками и успели соприкоснуться с настоящей технологической реальностью.
Одним из таким старцев был отец Иоанн Крестьянкин, архимандрит Псково-Печерского монастыря.
Он преставился относительно недавно – в 2006 году.
Целый поток паломников ежедневно стекался к нему в монастырь, прося помочь в разного рода духовных проблемах.
Кроме этого отец Иоанн вел и обширнейшую переписку, в которой тоже касался многих животрепещущих вопросов.
Естественно, что ему задавали вопросы и по поводу распространения компьютеров. В одном из писем отец Иоанн рассматривает эту проблему.
Давайте и мы присмотримся к его советам.
«Вы пользуетесь всякими техническими изделиями, которые изобрел человек не без Бога. Ибо Господь однозначно сказал: «Без меня не можете творити ничесоже» (Ин. 15.5).
Мы привыкли это место из Евангелия от Иоанна толковать чисто в духовном смысле.
Что, только пребывая во Христе, мы можем, упорно трудясь, приносить соответствующие плоды духовной жизни.
Но отец Иоанн придает этим словам расширительный смысл.
Он говорит, что и все технические изобретения человечества были созданы не без ведома Бога – по Его благословению и попущению.
Значит, в этих изобретениях не может быть ничего «дьявольского» или «нечистого» изначально. (Это, скорее всего, не касается специальных орудий убийства людей – гильотины, газовых камер, оружия массового поражения…)
Компьютер – одно из таких изобретений. И отец Иоанн прямо об этом говорит:
«И компьютер – это такое же изобретение, как и все прочие. А в Писании сказано: «Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6. 12.).
И опять отец Иоанн расширяет изначальный смысл этих слов из послания апостола Павла.
Апостол Павел говорит эти слова применительно к пище – какая дозволена христианину к употреблению и какая нет.
Но в данном случае отец Иоанн говорит о позволительности употребления компьютера.
С его помощью тоже может регулироваться и даже создаваться та или иная духовная «пища», и ее качество будет зависеть от самого пользователя.
«Если на компьютере человек делает дело Божие и во славу Божию, например, набирает богослужебные книги или святоотеческую литературу, то человек этим спасается. А если использует технику для всякого безобразия и бесчинных игр, то он явно погибает».
Воистину так. Собственно, и простым ножом можно и хлеб порезать и человеческое горло. Смотря, в чьих руках он находится.
Причем, отец Иоанн приводит как бы две крайности, два полюса использования компьютера – в несомненное благо и в явное зло.
Но между этими полюсами находится бесчисленное множество относительно «нейтральных» компьютерных занятий.
Современная интеллектуальная деятельность за исключением самых примитивных ее форм уже давно невозможна без компьютера и производных технологичных гаджетов
И христианин может спокойно и не смущаясь их использовать.
Нужно только помнить о «крайностях» и не позволять никакой технике овладевать тобою по принципу, изложенному апостолом Павлом.
Есть смысл полностью привести его цитату:
«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» 1 Кор. 6. 12.
Компьютер позволителен только до тех пор, пока он «полезен».
Однако он сплошь и рядом может быть и вреден – и эти примеры даже не нужно подробно рассматривать.
Вредность компьютера может доходить до того, что он начинает «обладать» человеком.
Разве мы не видим этому бесчисленные подтверждения в жизни? Сплошь и рядом.
Для христианина это тоже опасность, с которой он должен бороться и быть постоянно начеку.
И слова апостола Павла как нельзя лучше применимы ко всем компьютерным делам.
Они могут затягивать человека, как затягивает его обжорство, блуд, наркомания и другие пороки.
И когда компьютер обладает человеком – это так же разрушительно для его духовной сути, как и все остальное.
Так что будем внимательны, стараясь пользоваться современной компьютерно-гаджетной реальностью во благо себе и другим и избегая ее опасностей.
И это тоже подчеркивает отец Иоанн:
«Вот и решайте. Одна и та же техника для одного служит во спасение, для другого – в погибель. Умудри вас Бог!»
И нас тоже!