Всем привет! Я думаю, каждый из нас хоть раз в жизни слышал фразу «Я художник – я так вижу!». И сегодня я хочу изложить свои размышления на тему того, где же все-таки граница между необычным виденьем художника, его своеобразным стилем и банальными ошибками.
Незадолго до написания этой статьи, я наткнулась на исследование значения фразы «Я художник – я так вижу». Это исследование заставило меня задуматься над тем, что же происходит в мире искусства, поскольку голоса опрошенных респондентов этого исследования разделились почти поровну. Одни считают, что эта фраза подразумевает оправдание собственных ошибок допущенных при рисовании той или иной композиции, другие же склонны считать, что художнику присущ свой неповторимый, особенный язык, который не всегда понятен зрителю.
Я думаю, что в этом случае вопрос был поставлен не совсем корректно. Потому что многое зависит от ситуации и контекста этой фразы. Но стоит разобраться и в том, кто же первый и при каких условиях выдал данное изречение. Точно сказать откуда вылетело это крылатое выражение сложно, но проведя некоторое время в поисках информации, я нашла историю, когда художник прибегнул данному аргументу и этим художником стал итальянский художник Паоло Кальяри, более известный как Веронезе.
И так немного занимательной истории! В 1571 году в доминиканской церкви Санти-Джованни э Паоло (Венеция) случился пожар, и сгорело полотно «Тайная вечеря» Тициана. И по заказу церкви Кальяри должен был написать картину на тот же библейский мотив. И он написал одну из крупнейших религиозных картин позднего Возрождения 555х1310см , что чуть не стоило ему жизни.
Что же было изображено на ней? Христос в ореоле, одетый в мерцающую библейскую мантию, сидит в центре рядом со Святым Петром и Святым Иоанном, а Иуда (справа) изображен фигурой красного цвета. Часть апостолов поднимают чаши с вином, слуги разносят пищу.
В отличие от других аналогов «Тайной вечери», на этой картине вокруг Христа расположены очень много людей. Здесь и апостолы, и хозяин самого дома Левий, и его слуги (в том числе чернокожие), и гости, одетые в венецианские одеяния, и дети, и шуты, и даже животные.
Поражает воображение и дом в котором происходит пир. Он так же богат и красив. Большие колонны, золотые орнаменты.
Что же случилось дальше? 18 июля1573 года, вскоре после того как полотно было закончено его вызывают в суд инквизиции для того, чтобы Кальяри предстал перед трибуналом.
Вот какие конкретно обвинения ему были выдвинуты:
- включение в картину группы немецких солдат
- включение различных нечестивых шутов и карликов,
- отсутствие Девы Марии,
- отсутствие ясности относительно того, какая конкретно последняя трапеза изображена.
Суд приказал художнику переписать полотно за свой счет, но Кальяри лишь изменил название и «Тайная вечеря» стала называться «Пир в доме Левия».
Аргументами самого Веронезе в суде были слова о том, что в его задачи как художника входит написание сюжета по главным моментам Библии, но второстепенные эпизоды мастер имеет право отражать на свое усмотрение (то самое «Я художник – я так вижу»).И суд согласился с этим аргументом.
Узнав эту историю, я сделала для себя вывод, что эта фраза изначально не являлась оправданием слабой техники рисования (художник то уровня Тициана, если ему заказывают полотно на замену), а указывала на то, что художник имеет право творить исходя из своего вкуса и своих желаний.
Но сейчас все совсем не так. И зачастую эту фразу используют в качестве сарказма или насмешки над художниками, которые откровенно слабо рисуют и не хотят в этом признаться. Так же вспоминаются художники абстракционисты, которых не понимают массы. Большинство людей, которые не разбираются и не хотят разбираться в современном искусстве, подозревают, что художники занимаются обманом, делая какую-то ерунду, выдавая ее за шедевры. И такое будет происходить всегда с вещами, которые выглядят так, как будто над ними не сильно заморачивались. Мол, подумаешь, намазал на холсте пятна и назвал красиво. Все так могут. Пусть это и не так на самом деле. Современные художники глазами обывателя всегда выглядят начинающими художниками, которые еще только учатся рисовать.
Чтобы не рассуждать голословно тут стоит отметить, что и современное искусство тоже бывает разное. Есть качественное, где учитывается все: композиция, цвет и художественный замысел. А есть халтура, где и правда намазано непонятное. И чтобы понять, действительно ли хороший художник перед вами, нужно иметь хоть какие-то основы изобразительной грамотности и насмотренность. И если все звезды сошлись, то хороший художник имеет полное право вам заявить «я художник – я так вижу!» и «Мое искусство ничего вам не должно!»
А теперь давайте поговорим он новичках. Очень часто начинающие художники оправдывают таким образом свои ошибки. «Я художник - я так вижу» фраза слишком пафосная, но оправдать ошибки своим стилистическим высказыванием… эмм, почему бы и нет? В конце концов, таким образом можно отмахнуться от назойливой критики. Но тут стоит учесть, что без критики вы не увидите своих же ошибок и перестанете соблюдать правила по которым нужно рисовать. Но правила это, что просто необходимо начинающему, зная границы и что можно, а что нельзя, легче освоить определенную программу рисования, на основе которой можно разработать свой собственный стиль и тогда вы уже не будете оправдываться своим стилем, а станете гордо заявлять «Это мой стиль!» , потому что в ваших работах будет присутствовать нечто общее.