В последнее время я стал сентиментальным, а когда увидел работы советского фотографа Евгения Умнова, то не смог оторваться – каждый снимок, как привет из детства и юности.
Какое красивое, счастливое лицо у Клары Лучко! Ни капли косметики и пластики. Сзади здание в стиле сталинской эпохи.
В городе моего детства такая же башня с часами была над административным зданием на площади Советов. Было очень удобно гулять в том районе – всегда знаешь который час.
Студенты – надежда и будущее страны. Инженеры, врачи, учителя, – эти профессии были настолько престижными, что их представители вызывали уважение и восхищение окружающих.
В нашей родне первым студентом стал двоюродный брат Саша – он поступил в медицинский институт. Тетя Мария им гордилась, каждому встречному докладывала, что ее Сашик скоро станет врачом.
Учиться в Москве считалось очень почетно. Поступить в столичный ВУЗ – большая удача, ведь с таким дипломом можно претендовать на хорошую должность в крупном городе или даже в Москве.
Веселые девчонки в платочках, ситцевых платьях не зациклены на одежде – что мать сшила, в том и ходят. Моим сестрам мама сама шила платья. Она покупала большой отрез и кроила платья всем троим: себе и двум сестрам. В платочке у нас ходила младшая сестра – ей всегда надувало уши.
Киоск игрушек стоял около вокзала. Мне казалось, что в нем продают игрушки со всего света. Когда у меня появился велосипед мы с друзьями частенько сюда наведывались, рассматривали солдатиков и игрушечные пистолеты.
Однажды на сэкономленные деньги я там купил пистоны, мы с ребятами на бордюре камнями колотили по коричневым точкам, а те стреляли и дымились.
Во времена моего детства вся страна активно отстраивалась, поэтому строительные профессии были в почете.
Когда мы с родителями переехали из барака в квартиру, за нашим домом шло строительство нескольких пятиэтажек. Мы с пацанами часто играли на стройке в войну.
Любимым нашим развлечением было катание на плотах. Строители вырыли котлован, он за зиму наполнился талой водой. Мы плавали по нему на сколоченных досках, отталкиваясь от дна длинными палками.
В СССР популярностью пользовалась художественная самодеятельность. При каждом Доме культуры были творческие коллективы: танцевальные, хоровые, театральные, инструментальные.
Ансамбли участвовали в смотрах, ездили с концертами, выступали на праздничных мероприятиях.
Я тоже занимался в кружках художественной самодеятельности: в кукольном (был Зайчиком «Зеленым хвостиком»), в ансамбле народных инструментов (пробовал играть на домбре).
О том, что «Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения» - мы даже не догадывались.
Люди у которых были автомобили автоматически считались богачами. В нашем подъезде жила семья, у них был горбатый Запорожец. Когда семейство куда-нибудь выезжало, все дети во дворе наблюдали за тем, как они втискивались в кабину, а потом провожали их завистливым взглядом.
Летние кафе в моем городе были только в горсаду и то официанты столики под открытым небом не обслуживали. Нужно было выстоять очередь взять какую-нибудь выпечку и стакан лимонада, а потом за столиком все это съесть.
Раньше все теоретические занятия закреплялись лабораторными работами. В институте были хорошо оснащенные лаборатории (спонсором института выступало Министерство угольной промышленности).
Практические занятия были настолько интересными, что мой приятель после окончания ВУЗа подался в науку. После развала СССР, наука зачахла и ему пришлось заниматься коммерцией. На этом поприще он достиг значительных успехов, но до сих пор скучает по научным исследованиям.
Я обратил внимание: несмотря на внешнюю неустроенность и бедность, лица у людей открытые и улыбающиеся. Они верили, что еще чуть –чуть и наступит счастливое завтра.
А во что верит современная молодежь? У них дорогие машины, красивая одежда – а глаза потухшие, пустые. Может в погоне за материальными благами они потеряли что-то более важное?