Найти тему
Филиал Карамзина

Лермонтов забавлялся тем, что сводил женщин с ума

Душа поэта была предрасположена к романтике. Лермонтов тонко чувствовал красоту, особенно женскую. Говорили, что уже в 10 лет он был влюблен в 9-летнюю девочку, чувство к которой описал в стихотворении «К гению».

Сначала его отвергали

В 16 лет Лермонтов летом отдыхал в подмосковном селе Середниково. Там он повстречал Екатерину Сушкову, девушку 18 лет. Но его любовь оставалась без ответа: невзрачный и слишком нервный юноша не вызвал особого интереса у Катеньки, разве что стал объектом для насмешек и издевательских розыгрышей.

Спустя много лет Сушкова написала мемуары, где подробно сообщала, как вела себя с Лермонтовым. Записи достаточно обширны и содержат две части. В первой описаны те самые издевательства. А вот вторая часть – это время, когда сам поэт стал искушенным и жестоким мстителем.

Портрет Екатерины Сушковой
Портрет Екатерины Сушковой

Он ее околдовал

Через 4 года после тех издевательств Лермонтов, уже корнет Лейб-Гвардии Гусарского полка, заметно похорошел и подрос. Еще весомым аргументом стало то, что юноша оказался наследником огромного состояния.

И вот он появляется снова перед Сушковой. А она уже на тот момент была почти помолвленной барышней. Поэт же, несмотря на это обстоятельство, стал кружить девушке голову. Екатерина порвала с женихом.

И Лермонтов написал анонимку… на самого себя, компрометируя свои отношения на стороне. В общем, он сделал невозможным предполагаемую помолвку с Сушковой. А когда с ней встретился, то разыгрывал удивленного и огорченного влюбленного. Потом же написал еще одно письмо, где прямо сказал, что не любит, и никогда не любил Екатерину Сушкову.

Лермонтов в гусарском мундире на картине П.З. Захарова-Чеченца.
Лермонтов в гусарском мундире на картине П.З. Захарова-Чеченца.

Доказывал себе, что он красивый и значимый

Поэт поступил таким образом не только с Сушковой. В письме Евдокии Ростопчиной есть упоминание о «довольно обычных делишках» Лермонтова в высшем обществе:

«Лермонтов посещал общество, где забавлялся тем, что сводил с ума женщин, с целью потом их покидать и оставлять в тщетном ожидании. Другая его забава была – расстройство партий, находящихся в зачатке, и для того он представлял из себя влюбленного в продолжение нескольких дней. Всем этим, как казалось, он старался доказать самому себе, что женщины могут его любить, несмотря на его малый рост и некрасивую наружность». (цитата из писем Евдокии Ростопчиной)

Даже настоящая любовь поэта ни к чему хорошему в итоге не приводила. Вот история с Натальей Ивановой – с которой Лермонтов познакомился в 1830-м, будучи в гостях у родственников. Михаил сильно увлекся спокойной и симпатичной девушкой. Она тоже сначала ответила взаимностью, но потом, после сложных отношений с Лермонтовым, предпочла уйти. И в итоге вышла замуж – ее мужем стал более простой молодой человек, достаточно напористый и внешне приятный – Николай Обресков.

Наталья Иванова на картине М. А. Кашенцева
Наталья Иванова на картине М. А. Кашенцева

Комплексовал по поводу своего внешнего вида

Разумеется, Лермонтов очень расстроился и ударился в творчество. Тогда вышел целый цикл из 30 стихотворений, который стал известен как «Ивановский», где Иванова была зашифрована как Н.Ф.И.

Скорее всего, именно этот случай стал началом развития у Лермонтова комплекса по поводу внешности. Этот комплекс очень точно описал Александр Меринский:

«С его чрезмерным самолюбием, с его желанием везде и во всем первенствовать и быть замеченным, не думаю, чтобы он хладнокровно смотрел на этот небольшой недостаток. Знанием сердца женского, силою своих речей и чувства он успевал располагать к себе женщин, – но видел, как другие, иногда ничтожные люди легко этого достигали». (цитата)

Настоящая любовь поэта

Говорили, что самую большую сердечную рану в сердце поэта оставила Варвара Лопухина. Она являлась родственницей друга Лермонтова, и он впервые встретил эту девушку во время поездки компании молодых людей в Симонов монастырь в 1832-м. Все, кто вращался в этом обществе, любили Варвару: нежную, переменчивую и мечтательную барышню, настоящую душу компании.

Портрет Варвары Лопухиной
Портрет Варвары Лопухиной

Но после этой встречи Лермонтов больше не имел возможности видеться с Лопухиной, так как переехал в Петербург. И их роман не получил развития. Правда, поэт всегда интересовался в письмах московским друзьям, как поживает Варенька, все ли у нее в порядке.

Через 3 года после их единственной встречи Варя вышла замуж за человека, который был на много лет ее старше. Михаил Юрьевич тяжело переживал, и никогда не назвал Варю по фамилии мужа (Бахметев). Сохранилось множество сочинений поэта, посвященных именно Варваре, и он хранил свои платонические чувства до конца своей жизни.

Последняя женщина поэта – Екатерина Быховец – была для Лермонтова лишь напоминанием о Варваре. Он прямо говорил об этом в своих стихах:

«Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней.

В чертах твоих ищу черты чужие…» (цитата)

Екатерина Быховец на картине К.О. Ивановского
Екатерина Быховец на картине К.О. Ивановского

Быховец также, как и другие женщины поэта, страдала от его заносчивости и независимости. Видимо, Лермонтов по-настоящему любил тишь тех, кто его не замечал. А если в итоге все же заметили – то Михаил Юрьевич потом забавлялся тем, что сводил влюбленную в него женщину с ума.