Отопление и охлаждение дома.
Да нахрена он нужен? Этот ответ я часто получал на вопрос, есть ли в вашем автодоме кондиционер. Чаще так отвечают те, у кого его нет. Некоторые, у кого нет, планируют его поставить. И это правильно. На стоянке летом на юге бывала такая нестерпимая жара, что приходилось ночью вставать и бегать в душевую под холодную воду. Может быть кто-то нормально переносит жару, но обрекать себя на мучения не вижу смысла. Кондиционер на двигателе наличествует на большинстве машин и во время движения особых проблем нет. Да и ветерок с окон и люков освежает неплохо. А вот на стоянке от жары никуда не деться. Вообще от жары не спрятаться. От холода можно одеться потеплее, чаю попить горячего, побегать. А от жары спасения нет.
Самое хорошее решение - это накрышный кондиционер от 220в, который эксплуатируется только на стоянке. Существуют и от 12 и 24 в, но для обеспечения мощности кабель питания должен быть коротким и иметь сечение с "руку". Питание от аккумулятора протянет в лучшем случае на пару часов. Кондиционеры характеризуются потребляемой мощностью и "холодильной" мощностью. Для обычного автодома минимальная потребляемая мощность должна быть не менее 2 кВт. Иначе просто деньги на ветер. Тем более, что стоимость таких кондиционеров начинается от 100 тыс. руб. На старом автодоме на ПАЗике я поставил кондиционер 1200 Вт. Я чувствовал, что он холодит только после заката солнышка, и хорошо, хоть ночью спать было комфортно.
При покупке моего автодома кондиционер NiteCool TCC-100 был установлен, но бывший владелец назвал его почему-то увлажнителем. И действительно, в кондиционер подавалась вода из 20 литрового бака, который находился в шкафу. Позвольте, но при высокой температуре, да еще около моря, влажность и так очень высокая. Иногда после захода солнца весь дом покрывается конденсатом. Увлажняют воздух зимой, во время морозов. Стал разбираться и оказалось, что это не увлажнитель, а кондиционер наполовину. Каждый кондиционер имеет конденсатор с помпой и испаритель. В испарителе хладагент испаряется и за счет этого происходит охлаждение. В конденсаторе наоборот, происходит конденсация и нагрев. На прокачку хладагента и тратится энергия. В моем случае был только испаритель, а в качестве хладагента использовалась вода. После испарения в испарителе происходило охлаждение и затем пар выбрасывался в атмосферу. Цикла конденсации не было! За счет этого потребление электроэнергии уменьшается на порядок, она расходуется только на маленький погружной водяной насос и вентилятор, который обдувает испаритель и подает охлажденный воздух внутрь. Питание было от 12 в, поэтому кондиционер можно было включать в движении и на стоянке без подключения 220в. 20 литров воды хватало на пару суток. Заявленная потребляемая мощность была 300 Вт, а холодильная мощность 600-1200 Вт. После мелкого ремонта и промывки системы я запустил его и разочаровался. Холода явно не хватало. Чувствовалось, что он работает, но недостаточно. Я решил его поменять.
В настоящее время я купил за 70 тыс. руб. на Алибабе накрышный кондиционер холодильной мощностью 3 кВт и проверил его в работе, запустив его дома на веранде. Я понял, что теперь мне будет холодно даже около автодома в радиусе 10 м. Шутка. Вес старого кондиционера был 30 кг, а нового 47 кг. Увеличение нагрузки на крышу небольшое, я считаю. Габарит по высоте тоже возрастет на 100 мм. Это мне не страшно, главное чтобы в гараж входил. Нужно еще подогнать размер люка, потому как он отличается от существующего, но это уже нюансы.
Отопление.
Если без кондиционера еще можно существовать, то без отопления уж точно невозможно. Если летом на югах об отоплении и не вспоминаешь, то в наших северных широтах отопление иногда нужно даже самые жаркие месяцы. До начала июня и уже с начала августа ночи холодные, 10-15 градусов. Сразу же становится вопрос - чем топить. На стоянках, где есть 220в вопрос решается элементарно. Обычный электрический бытовой обогреватель, металлический или керамический. Мощность, не менее 1,5-2 кВт, достаточна для обогрева дома, даже когда на улице около 5 градусов. Еще одно преимущество таких нагревателей - это полная тишина во время работы. Нет шума вентиляторов и щелчков топливного насоса. Меньшая внешняя температура опасна для водоснабжения, а значит и вообще для эксплуатации автодомов, кроме их зимних вариантов. У меня нет опыта проживания зимой и я не собираюсь этого делать, по крайней мере с этим автодомом.
При покупке дома был установлен газовый бойлер-отопитель Truma C6000. Это устройство может как отапливать дом горячим воздухом, так и нагревать воду в своем 10 литровом баке. Очень удобный прибор. Но одно приводило меня в сомнение. Расход газа около 100-150 граммов газа в час. Автодом оснащен двумя газовыми баллонами по 11 кг. То есть одного баллона при непрерывной работе хватит на 100 часов или 4 дня. Два баллона, с учетом готовки на неделю, или немного дольше, если пользоваться экономно. Я иногда нахожусь в таких местах, где нет газовых заправок, много дольше чем две недели. На бывшем ПАЗике был установлен бензиновый 5 кВт отопитель и проработал без сбоев и поломок почти 15 лет. Были моменты, когда на улице -10 -15 градусов и отопитель с честью справлялся. Поэтому у меня не было никаких сомнений - ставить воздушный дизельный отопитель с питанием топливом из бака автомобиля. Из двух вариантов, дорогого немецкого за 60-80 тыс.руб и, дешевого китайского, за 10 тыс.руб., выбрал последний. Рассудил так, если сломается, то просто куплю новый и все равно буду в шестикратном выигрыше. Монтаж-демонтаж нового займет от силы час. Правда это случится, согласно закону Мэрфи, в самый неподходящий момент, но и немецкие тоже не вечны.
Запустить в работу воздушный газовый отопитель Truma так и не успел. Я его демонтировал и выставил на Авито. Через месяц продался совсем не за дорого. Новый стоит каких то баснословных денег, около 250 тыс. руб.
Была еще одна проблема. Провод питания на отопитель я использовал от демонтированного газового отопителя. Он оказался слишком тонок, а, следовательно, падение напряжения в проводе было велико при включении свечи зажигания. При питании только от аккумуляторов уровня напряжения на отопителе не хватало и прибор выдавал ошибку. Приходилось включать выпрямитель от 220в для зарядки или двигатель на время включения свечи. После отключения режима запуска, отключении свечи и перехода в режим работы, отопителя потребляет очень мало. Напряжения становится достаточно и отопитель работает нормально. Пришлось провести параллельно еще один провод и проблема была решена.
Расположился отопитель довольно удачно, под сиденьем столовой группы в отсеке с водяной помпой. Мне даже не нужно было много возиться с воздушными трубами, просто развернул их немного и соединил с выходом отопителя.
Выход теплого воздуха происходит по периметру центрального прохода около пола. Воздушные трубы, которые ведут в альков отключил, так как там становится очень жарко. Температура в алькове поддерживается и без них, а вот трубу в туалет оставил.
Осталось решить проблему с горячей водой. Я не помню случая, что бы я в движении пользовался горячей водой. Горячая вода нужно на стоянке для кухни, умывалки и душа. Причем в кемпингах есть теплый душ, место для умывания и мытья посуды. Если я еду один, без семьи, то мне хватает температуры воды в баке, которая и так довольно неплохо нагревается летом. После демонтажа газового отопителя освободилась большая ниша за дверкой, которая как нельзя лучше приняла в себя обычный бытовой 10 литровый накопительный нагреватель воды за 7 тыс. руб. Все водяные шланги от старого отопителя находились рядом и я просто соединил их с нагревателем. После подключения к 220в горячая вода появляется уже через 15 минут.
В некоторых домах, особенно в зимних вариантах, есть системы с жидкостным отоплением, а также с отоплением от двигателя. Я плохо знаком с этими системами и опыта эксплуатации у меня нет.
В следующей статье о наружном оборудовании автодома.
Предыдущая статья.
Следующая статья.