Найти тему
Алексей Харин

БЕСЕДЫ О Дж. Р.Р. ТОЛКИНЕ. ЧАСТЬ 2

БЕСЕДЫ О Дж.Р.Р. ТОЛКИНЕ. ЧАСТЬ 2.

ЧТО ТАКОЕ АБСОЛЮТНОЕ ЗЛО У ТОЛКИНА? И КАК ЕМУ ПРОТИВОСТОЯТЬ?

Фото с сайта:  https://img-fotki.yandex.ru/get/9502/13137419.a/0_be641_29048414_XXL.jpg
Фото с сайта: https://img-fotki.yandex.ru/get/9502/13137419.a/0_be641_29048414_XXL.jpg
Фото с сайта:  https://i.pinimg.com/originals/05/10/67/0510675ed832f6e880f42a801f9beb1b.jpg
Фото с сайта: https://i.pinimg.com/originals/05/10/67/0510675ed832f6e880f42a801f9beb1b.jpg

От тематики христианских мотивов переходим к проблеме зла. Фактически мы видим, что хотя Зло вроде бы и кажется внешним, но оно находится внутри самого человека. Ведь и Саурон и Саруман являются именно падшими духами. Фактически можно сказать, что одно из проявлений зла – это именно гордыня.

Даёт Толкин и описание зла – тьма, смерть, уныние. Однако Зло активно. Первоначально замкнутое в определённых границах, оно захватывает всё новые территории и вербует всё новых сторонников.

Ещё один момент к характеристике Зла. Толкин писал как-то, что Саурон, до перехода на службу к Морготу (Врагу) отличала «любовь к порядку и координации», вследствие чего он и переметнулся к Изначальному Врагу.

По мнению Паксютова, Толкин видел определённый риск в чрезмерной рационализации жизни, подчинении её калькуляции алгоритмам. Так и в «Хоббите» говорится о том, что гоблины «изобрели страшные устройства… хитроумные приспособления, позволяющие убить множество живых существ разом», объясняя это тем, что гоблины «издревле увлекаются всевозможными механизмами».

Ещё один риск – это опасность в творчестве (по сути та же гордыня). Фактически в мире Толкина есть только один творец – Эру. Желающие что-либо создать, должны понимать, что они – всего лишь подмастерья. Таким образом и в творчестве есть определённая опасность: посчитать, что нечто созданное тобой есть часть, только часть твоего бытия.

Толкин отмечает, что со временем зло начинает мельчать. Однако оно всё же распространяется по всему миру. Если в первые эпохи зло проявляюсь в форме чудовищ, то сейчас – уже в самой душе человека. И жизнь и сердце человека становятся полем битвы, которая прежде была полем битвы между богами и демонами, героями и драконами… В прежние эпохи в какой-то степени со злом было бороться проще т.к. оно принимало более очевидные формы. В наше время тот, кто хочет стать героем, прежде поединков с драконом должен одолеть зло в собственной душе.

Возникает вопрос: почему Зло существует в мире, который создал всемогущий Эру, Творец? Разделяя христианское учение, Толкин осмысливает его в рамках собственного мифа. Ответственность за Зло лежит на Изначальном Враге (Морготе) у которого и служил Саурон. Как раз Мелькор или Моргот преисполнившись гордыни решил стать господином своих творений. В результате бунта Мелькора Вселенная и начала отклоняться от своего развития.

В целом же, по поводу Зла у Толкина несколько основных идей. Во-первых, Зло – не самостоятельная сила, а недостаток добра. Зло замкнуто на себе, лишено креативной силы, поэтому в конечном счёте пусто и однообразно. Во-вторых, оно имеет определённую связь с желанием власти, контроля, собственничеством. Его ключевым истоком является эгоизм и самоутверждение, отвергающее долг, признание объективных ценностей и идеалов.

Не даром всё-таки, зло не торжествует в мире благодаря простым людям с чистым сердцем. А это всё-таки в чём-то и христианская мысль.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Акишин Сергей. Толкин Джон. Подлинная история. URL: https://www.pravmir.ru/dzhon-tolkin-podlinnaya-istoriya/

2. Бабук А. Толкин и христианство. URL: https://ruskline.ru/news_rl/2022/01/01/tolkin_i_hristianstvo

3. Захваткин А.В. Христианское и языческое в произведениях Дж. Р. Толкина «Властелин колец» и «Сильмариллион». URL: http://psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_3/zahv_tolk.html

4. Максимов Ю. Властелин колец и христианство. URL: https://pravoslavie.ru/28.html

5. Паксютов Г.Д. Толкин и скрытые смыслы «Властелина колец». М., 2021.