В предыдущей лекции мы с вами рассмотрели учения Аристотеля. Сегодня поговорим о схоластике.
⛪️Схоластика: [лат. Scholastica от греч. — «школьный» от греч. — «школа») — систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и философии Аристотеля.
👨🏻🎓Главным мыслителем школы схоластов был Фома Аквинский (1225-1274 гг). Другим знаменитым схоластом был Франсиско де Витория (1483-1546 гг).
Также как и Платон и Аристотель, Фома Аквинский сфокусировался преимущественно на таких вопросах, как: "справедливая цена", процент и ростовщичество, справедливое налогообложения.
📈Так как схоластика - это в первую очередь католическая основа, то последователей этой экономической школы интересовало не то, как добиться хорошей жизни, а то как избежать ада в жизни грядущей. Согласно Ветхому Завету, человек был изгнан из рая и наказан за своих грехи необходимостью с трудном зарабатывать себе на жизнь, вести существование, полное тягот и лишений. Согласно экономической мысли схоластов, ответ на материальные затруднения, испытываемые большей частью населения, кроется не в увеличении объема производства и экономическом росте, но в самоограничении и подавлении потребностей.
✝️Ключевым вопросом рассмотрения школы схоластов было ростовщичество. Основным аргументом было то, что деньги "бесплодны": "они не могут приносить потомство". В данном направлении было убеждение, что раз Бог дал время всем людям в равной степени, то время, которое проходит между взятием денег в долг и их возвращением, само по себе не оправдывает выплаты процентов. Fenus pecuniae funus est animat - процент с займа это смерть души.
➿Что же, однако, произошло, когда торговля и промышленность в Европе пошли в гору, как случилось в XII-XIII веках. Это было время, когда экономика вступила на рельсы стабильного экономического роста, и возникла потребность в дополнительных ликвидных фондах, чтобы финансировать инвестиции. Точка зрения Аристотеля и схоластов постепенна была вытеснена на задний план. Тем не менее, некоторые идеи схоластов будут в последующем применены в австрийской экономической теории (об этом в последующих лекциях).
Пережив расцвет в XIII-XIV веках, схоластика закончилась вместе с упадком Саламанкской школы в XVI веке.
В следующей лекции мы рассмотрим последующие новые мышления в контексте экономики: меркантилизм и камерализм. Эти течения обязаны своей славе жестокой критике от Адама Смита [до него и его "благосостояния народов" мы тоже обязательно дойдем].