Найти в Дзене

ДЗИТТЭ — ОРУЖИЕ СЕМЬИ МИЯМОТО МУСАСИ

Миямото Мусаси является самым знаменитым фехтовальщиком средневековой Японии, об его мастерстве владения двумя мечами сложено немало легенд. Но было ещё одно оружие, которое изучалось в роду Мусаси, и повлияло на фехтование двумя мечами.... Дзиттэ (實手 ), и тема следующей статьи, марохоси (マロホシ ), представляют собой два любопытных оружия, которые не только похожи, но имеют интересную и сложную историю. История дзиттэ, который, скорей всего, предшественник марохоси, восходит к периоду Сэнгоку (1467-1575), и возможно даже раньше. Скорей всего это оружие происходит от яри (копья), поэтому его иногда называют яри-дзиттэ (槍實手 , «копьё-дзиттэ»). Прежде чем исследовать историческое развитие оружия и связанные с ним школы, интересно будет рассмотреть само оружие. Его первая поразительная особенность – странная форма и конструкция, которые трудно описать. Первоначально его основной частью являлся наконечник копья (яри-хо ) с треугольным или ромбовидным поперечным сечением, хвостовик, который был

Миямото Мусаси является самым знаменитым фехтовальщиком средневековой Японии, об его мастерстве владения двумя мечами сложено немало легенд. Но было ещё одно оружие, которое изучалось в роду Мусаси, и повлияло на фехтование двумя мечами....

Дзиттэ (實手 ), и тема следующей статьи, марохоси (マロホシ ), представляют собой два любопытных оружия, которые не только похожи, но имеют интересную и сложную историю.

История дзиттэ, который, скорей всего, предшественник марохоси, восходит к периоду Сэнгоку (1467-1575), и возможно даже раньше. Скорей всего это оружие происходит от яри (копья), поэтому его иногда называют яри-дзиттэ (槍實手 , «копьё-дзиттэ»). Прежде чем исследовать историческое развитие оружия и связанные с ним школы, интересно будет рассмотреть само оружие. Его первая поразительная особенность – странная форма и конструкция, которые трудно описать. Первоначально его основной частью являлся наконечник копья (яри-хо ) с треугольным или ромбовидным поперечным сечением, хвостовик, который был укорочен и приспособлен под рукоять (накаго ). Прямо под сужающейся частью, между клинком и хвостовиком (кэракуби ), на рукояти установлена большая защита для руки (гокэн ), благодаря чему это оружие более или менее похоже на крест. В ранних примерах яри-дзиттэ защита рук была вмонтирована, но в более поздних версиях – так называемая каракуридзиттэ (カラクリ貫手 ) – она прикреплялась к наконечнику копья заклёпкой.

Когда оружие не использовалось, защиту можно было сложить, чтобы легче было носить с собой. Чтобы удерживать всю сборку в зафиксированном положении, изогнутый и слегка заостренный кусок железа, называемый стопором (томэганэ ) вставлялся в выравненные отверстия, как в наконечнике копья, так и в защите для рук. Находясь в таком положении, стопор также служил защитой для руки. В ранней версии дзиттэ с фиксированной защитой руки, стопор не требовался. Другой характерной особенностью является L -образный крюк (каги ), прикрепленной к одной из сторон защиты руки.

Большой каракуридзиттэ
Большой каракуридзиттэ

В дополнение к тому, что это была дополнительная защита, этот крюк использовался для захвата меча противника. На фото 1 показано подлинное яри-дзиттэ (также называемое «каракурэдзиттэ»), датируемое серединой периода Эдо. Это очень редкое оружие сегодня находится в коллекции Иваи Кохаку, у которого есть другая версия с более коротким наконечником, датируемая тем же периодом. На фото 1a показано оружие с ножнами. обратите внимание, что два основных компонента (наконечник копья и защита рук) закрыты, а стопор обмотан шнуром рукояти. Крюк здесь более заметен, чем на других фото. На фото 1b показано, что наконечник копья и защита рук немного открыта, а стопор привязан к шнуру. На фото 1c показано полностью собранное оружие. Хотя каракуридзиттэ , лезвие, которого с точки зрения размера и конструкции, идентично настоящему наконечнику копья, является хибуки (секретным оружием) и оно не было оружием, которое можно было использовать без подготовки, и даже в ножнах его было трудно скрыть на теле. Учитывая, что клинок, показанный в качестве примера на фото 1, очень похож на остриё копья, причём лезвие намного шире рукояти, существовали более узкие и короткие клинки. Скорей всего они были следующим шагом в развитии дзиттэ, и их уже нельзя считать адаптированными наконечниками копий. Новое оружие имело короткий и более узкий клинок, который был почти такой же ширины как рукоять. Это сделало его более портативным и лёгким для скрытия в складках кимоно, и само оружие можно рассматривать как какусибуки (скрытое оружие). Этот тип каракуридзиттэ существовал ещё в 1750-х годах. Секретный иллюстрированный свиток школы Тэцудзин дзиттэ-рю (также называемой Энмэй дзиттэ-рю), относящийся к годам Хорэки (1751-64), даёт объяснение и чертеж различных частей оружия. На фото 2 показан один из видов дзиттэ, показанный в свитке. В некоторых работах этот тип дзиттэ также называется как Миямото Мунисай дзиттэ, отсылая нас к Миямото Мусаси Харунобу . Подобное оружие можно рассматривать как разновидность каракуридзиттэ . На фото 3 показан ещё дин вариант с очень маленьким клинком с крюком, но без стопора. В этом примере защита рук не может быть зафиксирована на месте.

Фото 2. Небольшой каракури-дзиттэ
Фото 2. Небольшой каракури-дзиттэ
Фото 3. Вариант каракуридзиттэ без томэганэ, с закрытым (а) и открытым (б) дзиттэ.
Фото 3. Вариант каракуридзиттэ без томэганэ, с закрытым (а) и открытым (б) дзиттэ.

Хотя дзиттэ, как и дзюттэ, оснащено крюком для захвата лезвия меча противника, предназначение оружия было другим. Дзюттэ было оружие эпохи Эдо, использовавшееся полицией для поимки преступников без кровопролития. Дзиттэ, наоборот, уходит своими корнями в другую эпоху, с другими обстоятельствами и было создано как смертельное оружие. В использовании оно похоже на короткий меч нитокэн, упоминавшийся ранее . В нитокэн, в левой руке удерживался сёто (короткий меч), а в правой руке дайто (длинный меч), тогда как в дзиттэдзюцу в левой руке было дзиттэ, а в правой – длинный меч. Дзиттэ больше всего подходило для нанесения ударов по противнику с близкой дистанции или для парирования его оружия. Длинный меч мог быть использован для уничтожения противника с большего расстояния. Дзиттэ и меч также могли быть скрещены, чтобы сформировать Х-бок, самый мощный способ остановки оружия противника. Как упоминалось в статье о нитокэн, это использование возможно происходит от известного дзюдзидомэ Миямото Мусаси Харунобу.

В той же статье о нитокэн я упоминал, что дедушка Миямото Мусаси Харунобу, Миямото Мусаси-но ками Ёсимото, создал школу Энмэй-рю. Рассказывают, что Ёсимото служил в храме в Кавати-но куни Нисигоро (в современной префектуре Осака), а также у Тоётоми Хидэёси. Когда Хидэёси требовалось оружие, он связывался с Ёсимото, который выделял необходимых мастеров. Благодаря своей работе он был очень хорошо осведомлен о политической и военной ситуации в стране. Возможно, что он был синоби (старое название, использовавшееся для ниндзя) , которому поручалось собирать информацию для Тоётоми Хидэёси.

Доктрина школы, которую он создал, включала в себя эзотерические элементы, связанные с синтоизмом. Точной информации о том, откуда Ёсимото получил идею о создании дзиттэ нет, но говорят, что это оружие основано на элементах синтоистской символики. По другой версии, считается, что дзиттэ было получено из старого китайского оружия, известного на японском языке как тэссяку , которое похоже по форме, но намного больше чем сай (вилкоподобное оружие, использовавшееся для рубящих и колющих ударов), использующийся в окинавском кобудо. Предполагается, что тэссяку развился в дзиттэяри, дзиттэяри в дзиттэ и, наконец, дзиттэ в знаменитое дзюттэ. Альтернативное объяснение, основанное на предположениях, заключается в следующем. Ёсимото мастерски владел содзюцу (искусство копья), но копьё было непрактичным, если кто-то собирался путешествовать, не привлекая внимания, так как считалось оружием войны. Если наконечник копья снять с древка, он мог быть спрятан и не привлекать внимания, а само древко приспособить под обычный с виду посох. В случае неприятностей наконечник копья можно было вставить в посох или, если на это не было времени, можно было использовать только посох или наконечник копья. Позже эта идея получила дальнейшее развитие, хвостовик копья был адаптирован, и к нему была прикреплена защита для руки. В рукописях Мусо-рю (школа из рода Ёсимото), в которой также используется дзиттэ, упоминается, что дзиттэ можно использовать для посоха. Методы ведения боя с этим составным оружием назывались дзиттэяридзюцу (искусство копья-дзиттэ). К тому же существовали очень короткие копья, прикреплённые к палке длиной 40-50 см., которые назывались тэяри («ручные копья»).

Фото 4. Иллюстрация из свитка Тэцудзин дзиттэ-рю, показывающая позицию с дзиттэ и мечом
Фото 4. Иллюстрация из свитка Тэцудзин дзиттэ-рю, показывающая позицию с дзиттэ и мечом
Фото 5. Стойки с дзиттэ и мечом. Дзюдзидомэ на вернем уровне, типичный блок с дзиттэ и мечом (а) и более низкая позиция (b).
Фото 5. Стойки с дзиттэ и мечом. Дзюдзидомэ на вернем уровне, типичный блок с дзиттэ и мечом (а) и более низкая позиция (b).

На посту главы школы, Ёсимото сменил его брат Аоки Цунэуэмон Ёсииэ (он использовал фамилию своей матери). Цунэуэмон был не только искусным мастером боевых искусств, но и кузнецом, как и его предки по линии Аоки, производившие мечи, гарды и так далее, поэтому вполне возможно, что он помог своему брату в разработке дзиттэ. Также весьма возможно, что Ёсимото сам знал, как обрабатывать метал. На смену Цунэуэмону пришел его сын Аоки «Тэцудзин» Канэсада. Линия Энмэй-рю, продолженная семьёй Аоки, была также известна как Энмэй Дзиттэ-рю, Тэцудзин нито-рю и Тэцудзин Дзиттэ-рю. Имя Тэцудзин было именем мастеров своего дела использовавшееся как Канэсада и Канэиэ, которые были не только мастерами боевых искусств, но и профессиональными кузнецами и художниками. Предметы, сделанные Канэиэ, имеют исключительное качество.

Поскольку они обладали навыками металлообработки самого высокого уровня, было бы справедливо предположить, что большая часть развития дзиттэ – от большого яридзиттэ, использовавшегося Ёсимото до более компактного каракуридзиттэ и наконец, до марохоси – была достигнута благодаря Аоки.

Фото 6. Танака Фумон и Иваи Кохаку демонстрируют дзиттэдзюцу, используя большой дзиттэ
Фото 6. Танака Фумон и Иваи Кохаку демонстрируют дзиттэдзюцу, используя большой дзиттэ
Фото 7. Танака Фумон и Иваи Кохаку демострируют дзиттэдзюцу, используя большой дзиттэ
Фото 7. Танака Фумон и Иваи Кохаку демострируют дзиттэдзюцу, используя большой дзиттэ
ПЕРЕВОДЫ ВИДЕО, КНИГ

ИНТЕРЕСНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ:

БОЕВЫЕ СЕРПЫ САМУРАЕВ
БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ13 апреля 2022
ЗАЧЕМ ЯПОНЦЫ ПРИДУМАЛИ КОДЕКС БУСИДО?
БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ11 апреля 2022
НАВЫКИ НИНДЗЯ: СОКРЫТИЕ ВО ТЬМЕ И НА СВЕТУ
БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ11 апреля 2022