Нитокэн (二刀剣) или нито (二刀) для краткости, это техника боя одновременно с двумя мечами. В правой руке держится дайто (длинный меч), а в левой – сёто (короткий меч), каждый из которых дополняет друг друга. Коротким мечом можно парировать меч противника, в то время как длинный меч может использоваться для атаки. Использование двух мечей одновременно требует отличной координации, но это также даёт множество оборонительных и наступательных возможностей.
Наиболее известной школой, использующей нитокэн, является Нитэн Ити-рю, которую основал Миямото Мусаси Фудзивара-но Харунобу (для краткости Миямото Мусаси Харунобу), выдающийся фехтовальщик и автор Горин-но сё (Книга Пяти колец). Но на Западе, как и в Японии, малоизвестно, что Миямото Мусаси Харунобу в действительности не создавал стиль ведения боя с помощью нито, поскольку оно было основано на нитокэн и дзиттэдзюцу двух старых школ, которые он изучал. Например, известная техника дзюдзи-домэ (скрещенный блок), используемая Миямото Мусаси Хирунобу, была получена из принципов используемых в дзиттэдзюцу. Для полной ясности, в настоящем разделе будут рассмотрены корни Нитэн Ити-рю Миямото Мусаси Харунобу, а также будут рассмотрены дзюттэ и дзиттэдзюцу в этой главе.
Нитокэн Миямото Мусаси Харунобу похоже на другую рюха, Тэцудзин дзиттэ-рю, которая хорошо проиллюстрирована в сохранившихся свитках датируемых 20 годом Канэй (1643). Иллюстрация техники нитокэн этой школы в одном из свитков показана на фото 1-7. Корни Тэцудзин дзиттэ-рю такие же, как и у Нитэн Ити-рю. Скорей всего обе школы происходят от Миямото Мусаси-но ками Ёсимото, основателя Энмэй-рю (также известную как Энмэй Нито-рю и Энмэй дзиттэ-рю), которая включала в себя кэндзюцу, нитокэн, дзиттэдзюцу и содзюцу. Некоторые полагают, что Ёсимото был дедом Миямото Мусаси Харунобу и традиция Ёсимото была продолжена его братом, Аоки Цунэуэмон Ёсииэ, и Миямото Муниносукэ Фудзивара-но Кадзусада (позже названный Миямото Мунисай).
Миямото Муниносукэ был сыном Ёсимото и отцом Мусаси Миямото Харунобу. Муниносукэ добавил стиль отца учение миккё из эзотерического буддизма и основал свою собственную рюха – Тори-рю, также известную как Тори дзиттэ-рю. До сегодняшнего времени сохранилось несколько свитков, написанных Муниносукэ между 2 годом Кэйтё (1597) и 12 годом Кэйтё (1607). Тори-рю была продолжена в Мусо-рю, основанной Мидзута Муэмоном-но Дзё Масакацу, который также давал наставления в Нитокэн и отчасти Нитэн Ити-рю Мусаси Миямото Харунобу. В какой-то момент, Миямото Мусаси Харунобу, который изучал у дела Энмэй-рю, а у отца Тори-рю, отбросил большую часть эзотерического учения обеих школ – возможно считая их устаревшими – и прекратил использовать дзиттэ, вместо этого сосредоточившись на кэндзюцу и нитокэн. Его школа, Нито Ити-рю, которую он затем переименовал Нитэн ити-рю, продолжает существовать по сей день.
Наиболее тщательно продуманные техники выхватывания в нитокэн и дзиттэ можно найти в рукописях оставленные потомками в линии брата Ёсимото, Аоки Цунэуэмон Ёсиэ. Его сменил его сын, Аоки Тэцудзин Канэсада, которого в свою очередь сменил его сын, Аоки Тэцудзин Канэъиэ. Они использовали название Энмэй дзиттэ-рю и, позже, Тэцудзин Нито-рю или Тэцудзин дзиттэ-рю, и сыграли важную роль в дальнейшем развитии дзиттэ.
Школы, которые использовали нитокэн, необязательно связанны были с линией Мусаси. Некоторые фехтовальщики могли перенять опыт из Нитэн Ити-рю фактически не обучавшись у мастеров линии Мусаси. Кроме того, с давних времен короткий меч рассматривался как дополнение к длинному мечу, и вполне возможно, что представители других рюха пришли к аналогичному выводу. Например, Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю включает в себя технику владения двумя мечами, называемая рёто (буквально «оба меча»). Некоторые школы также разработали контртехники против противников, использовавшие нитокэн. Одним из таких примеров является Синкагэ-рю, в которой есть техника, известная как нито ябури – «сломать/победить два меча».
Ещё одной интересной техникой является нито кодати, которую можно рассматривать в качестве применения концепции нито, но с двумя короткими мечами. Как уже упоминалось, в некоторых школах владения нагинатой короткие мечи или кинжалы использовались при потере нагинаты или когда противник приближался слишком близко, поэтому вполне естественно, что кодатидзюцу изучали в рамках учебной программы. Тэндо-рю является школой нагинатадзюцу, однако в ней также изучают нито кодати. На фото 1-8 (без последовательности) показано сочетание двух кодати в Тэндо-рю.
Serge Mol. Classical Weaponry of Japan
БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ: СТАТЬИ, ПЕРЕВОДЫ КНИГ, УЧЕБНЫХ ВИДЕО
ПОЛЕЗНОЕ И ИНТЕРЕСНОЕ: