Найти тему
Авангард

Соцреализм Страны Советов. Работы художников 40-50х годов.

Здоровое общество через призму соцреализма.

За основу заметки взята статья Максима Горького “о cоцреализмеhttp://gorkiy-lit.ru/gorkiy/articles/article-264.htm

В эпоху постмодерна и ренессанса индивидуализма в странах бывшего СССР то тут, то там кричат о том, что соцреализм отжил своё, никому не нужен, что стоит искать новые формы и тд. Нашим коллективам есть, что сказать на этот счёт. Техника любой творческой работы, будь то литературная, художественная и т.д., сводится прежде всего к изучению языка, содержания, техники написания. Любой прогресс так или иначе должен вести выше и вперёд, воспевать подвиги трудового народа, их красоту.

Что есть красота? Как учит нас товарищ Горький- это такое сочетание различных материалов, звуков, красок, слов, - которое придаёт созданному человеком-мастером форму, действующую на чувство и разум как сила, возбуждающая в людях удивление, гордость и радость пред их способностью к творчеству.

Подлинная красота языка, действующая как сила, создаётся точностью, ясностью, звучностью слов, которые оформляют картины, характеры, идеи. Сейчас жизненно необходимо учиться созидать, заново знакомиться со всем запасом слов богатейшего нашего языка, и необходимо уменье выбирать из него наиболее точные, ясные, сильные слова. Нужно учиться оформлять свои мысли, создавать яркие картины, четко видеть людей в непрерывном движении, в действии, в бесконечных столкновениях между собой, в борьбе классов, групп, единиц.

Сталинскому племени нужны новые авторы, писатели, художники способные зарядить нужные и классово верные формы для разжигания искры справедливости в классовом самосознании наших народов. Близкая нам по духу молодежь должна наполнить язык бодростью духа, свежим ветром, желанием творить. Мы должны любить Человека.

Разумеется смешно и наивно говорить о “любви” в буржуазном обществе, одна из моралей которого гласит:"Возлюби ближнего своего, как самого себя". Следовательно утверждается, что (любовь человека к себе, как основной образец любви) идеал любви - это любовь к самому себе.

Нам необходимо учиться понимать отвратительно очевидную истину: цивилизация и культура буржуазии основана на непрерывной зверской борьбе меньшинства -- сытых "ближних" -- против огромного большинства -- голодных "ближних". Совершенно невозможно "любить ближнего", когда необходимо грабить его, а если он сопротивляется грабежу -- убивать. Издавна, в процессе развития буржуазного "строя", бедные и голодные выделяли из среды своей разбойников на суше и на воде, а также гуманистов -- людей, которые, будучи недостаточно сытыми, доказывали сытым и голодным необходимость ограничить себялюбие.

Гуманисты мешали и лавочникам жить спокойно. Поэтому тех, которые наиболее упрямо доказывали необходимость ограничить себялюбие, буржуазия или уничтожала различными приемами, вплоть до сжигания живьем на кострах, или же -- как в наши дни -- соблазняла на предательство, возводя их на высокие посты, попадая на которые, гуманисты начинали охранять буржуазный строй и покой. Это мы видим по деятельности европейских министров, (сфабрикованных) созданных лавочниками из рабочих-социалистов.

Но все это не приводит буржуазию к "мирному сотрудничеству классов" и желаемой ею "гармонии общественных отношений". Гармонии, смысл которой в том, что меньшинство сытых "ближних", обладая "полнотой политической власти", делает все, что ему выгодно, а большинство -- голодные "ближние" -- покорно подчиняется всему, что от них требуют пресыщенные лавочники всех наций, -- пресыщенные и отупевшие от "радостей" их преступной жизни.

О непрочности бытия лавочников красноречиво говорят все более частые самоубийства в их среде. Но те, которые самоуничтожаются, ни в чем и никак не изменяют тех, которые остаются жить и механически, с последовательностью идиотов, продолжают свое подлое и безумное дело, -- дело организации новой кровавой бойни, которая, вероятно, уничтожит касту людей, чье себялюбие служит причиной всех несчастий, всего горя жизни трудового народа.

Мы должны помнить, что лишь в начале пути, пути, который еще заглушает будничное кваканье маленьких мещан, которые, пресмыкаясь в тылу крупной буржуазии, издавна привыкли понемножку торговать, воровать и, по природе своей, не способны воевать. Когда же большие хозяева начинают войну -- маленькие становятся мародерами, добивают и грабят раненых, обворовывают мертвых и на этом ремесле нередко вырастают из мелких в крупные.

Известно, что буржуазные "войны рождают героев", но гораздо больше они рождают жуликов, причем герои обычно остаются на полях битв разорванными на кусочки, а наиболее ловкие жулики вламываются в жизнь хозяевами, законодателями и, познав выгодность массового человекоубийства, -- снова начинают подготовлять такое же выгодное дельце, ибо промышленность, работающая на войну, особенно выгодна. Есть такой бог, имя ему -- Барыш, -- только в него буржуазия и верует, ему и приносит кровавые жертвы миллионами рабочих и крестьян.

Мелкое мещанство, -- да и многие рабочие, отравленные физическим соседством с ним, живя по уши в болоте, -- жалуется на сырость. Эти бессмысленные жалобы, вмешиваясь в героические призывы революционного пролетариата, заглушают их. Жалуясь на неудобства жизни в гнилом и тесном болоте, делают слишком мало усилий для того, чтоб вылезти на высокое и сухое место, а многие даже убеждены, что именно болото -- "рай земной".

Но, хотя "картинность" обязательна для творца, -- будем говорить менее "картинно".

Мы должны твердо знать, что большинство современников -- материал нашей работы -- люди, воспитанные веками беспощадной борьбы друг с другом за кусок хлеба, и что все его "ближние", каждый из них, охвачены стремлением к материальному благополучию.

Это вполне естественное стремление, основа его -- биологическая необходимость питаться, иметь удобное жилище и т. д., -- необходимость эта свойственна всем животным и насекомым: лиса и коршун, крот и паук строят гнезда и норы, но некоторые из хищников и паразитов убивают больше, чем могут сожрать. На стремлении людей к материальному благополучию построена вся культура человечества, но его паразит -- буржуазия, -- обладая властью и ничем не ограниченной возможностью эксплуатации рабочих и крестьян, создала на почве удовлетворения необходимых потребностей тот соблазнительный излишек, который именуется "роскошью".

Не надо думать, что я против роскоши вообще, нет, я -- за роскошь для всех, но против идолопоклонства вещам. Делай вещи как можно лучше, они будут более прочны, избавят тебя от затраты лишнего труда, но -- "не сотвори себе кумира" из сапога, стула или книги, сделанных тобою, -- вот хорошая "заповедь"! И было бы очень хорошо, если б заповедь эту усвоила наша рабочая молодежь.

Идолопоклонники материального благополучия, покоя и уюта "во что бы то ни стало" и в наши дни всеобщего распада буржуазной культуры всё еще продолжают веровать в возможность личной, прочной, легкой и "красивой" жизни. Вероятно, излишне повторять, что основа этого верования -- себялюбие, привитое людям историей прошлого и подкрепляемое церковью, -- ее "святые" -- типичнейшие себялюбцы и человеконенавистники.

В светской философии особенно усердно утверждал себялюбие -- иначе индивидуализм -- премудрый немецкий мещанин Иммануил Кант, человек, мысливший образцово механически и чуждый жизни, как мертвец.

Это запоздалое верование, и, как всякое верование, оно слепо. Тем не менее оно -- взнуздывает людей, внушая им нелепое и ложное убеждение, что каждый из нас -- "начало и конец" мира, "единственный",самый лучший, и ценнейший.

В этой самооценке особенно ярко выражено влияние личной собственности: соединяя людей только физически и механически для нападения -- для эксплуатации слабо вооруженных и безоружных, она по необходимости -- по "закону" конкуренции -- держит каждого из них в состоянии самообороны против "ближнего" собственника и единомышленника. Соединяя мещан внешне для нападения, собственность внутренно разъединяет их для самообороны друг от друга, ибо -- каждый "сам за себя", и этим создается действительно волчья жизнь.

Пословица "человек человеку -- волк" создана именно моралью собственников.

Зоологический индивидуализм -- болезнь, которой заразила весь мир буржуазия, и от которой она, как мы видим, погибает сама Разумеется, чем скорее она погибнет -- тем лучше для трудового народа земли. В его силе и воле ускорить эту гибель.

Для молодых борцов за будущее, мещанство -- материал трудный и опасный своей способностью заражать, отравлять.

Всем нам необходимо постоянно учиться, расширять свои знания, развивать свою познавательную способность, изучать технику избранного нами глубоко важного и ответственного революционного дела.

Подчиняясь притяжению двух сил истории, -- мещанского прошлого и социалистического будущего, -- люди заметно колеблются: эмоциональное начало тянет к прошлому, интеллектуальное -- к будущему. Много и громко кричат, но не чувствуется спокойной уверенности в том, что решительно и твердо избран вполне определенный путь, хотя он достаточно указан историей.

Обанкротившийся, одряхлевший индивидуализм все еще живет и действует, проявляясь в фактах мещанского честолюбия, в стремлении поскорее выскочить вперед, на заметное место, в работе "напоказ", неискренней, неряшливой, компрометирующей пролетариат и, особенно, в работе "по линии наименьшего сопротивления".

В литературе -- это линия критического отношения к прошлому. Как уже сказано выше, отвратительное лицо его знакомо молодым литераторам поверхностно и теоретически. Легкость критического изображения прошлого отвлекает авторов от необходимости изображать грандиозные явления и процессы настоящего и будущего.

У молодых авторов еще нет достаточно мощных сил для того, чтоб внушить читателю ненависть к окружающей нас несправедливости, и потому они не могут в полной мере оттолкнуть читателя от явлений реакционного прошлого и настоящего (РКМП и капиталистическая Россия).

Для того чтоб ядовитая, каторжная мерзость настоящего была хорошо освещена и понята, необходимо развить в себе уменье смотреть на него с высоты достижений прогрессивного прошлого(Советы Сталинских времен) и с высоты великих целей будущего. Эта точка зрения должна и будет возбуждать тот гордый, радостный пафос, который придаст нашей литературе новый тон, поможет ей создать новые формы, создаст необходимое нам направление -- социалистический реализм.

Мы обязательно будем жить в новой, НАШЕЙ, счастливой стране, где есть кого любить и уважать. У нас любовь к человеку должна возникнуть -- и возникнет! -- из чувства удивления перед его творческой энергией, из взаимного уважения людей к их безграничной трудовой коллективной силе, создающей социалистические формы жизни, из любви к будущей революционной партии, которая станет вождем трудового народа всей страны и учителем пролетариев всех стран.

Возвращаясь к выставке, перечислим ряд ключевых тем оной.

1) Тема детства и школьной поры. Бросается в глаза разнообразие трактовок и художественной подачи похожих сюжетов.

Обратим свой взор на одну из лучших работ выставки- портрет Кончиты Родригес от 1952 года. Это работа заслуженного художника УССР, члена союза художников СССР Н.Ф. Бортникова. Юная испанка на полотне занята лепкой скульптуры дорогого товарища Сталина. Черноволосая красавица выделяется на фоне портрета своей знаменитой соотечественницы- Долорес Ибаррури. Тонкое по колориту, построенное на сочетании зеленовато-синих и серых тонов произведение проникнуто истинным поэтическим чувством.

-2

С.Д. Григорьев(автор знаменитых картин “Вернулся”, “Прием в комсомол” и т.д.) представлен работой “Пионерский галстук” 1957 года. Принятая в пионеры школьница показывает собравшимся ребятам красный галстук. С присущим ему мастерством художник изобразил зимнюю уличную сценку и непосредственный характер своих юных персонажей.

-3

В 1953 году оценкой “отлично” была отмечена дипломная работа “Прием в пионеры” выпускника Киевского художественного института Тихого И.А. Молодой живописец, ученик профессора Григорьева, написал картину, яркий праздничный колорит которой неотделим от смыслового и образного содержания.

-4

Картина Г.С Минского “Опоздали” поражает своим сюжетом. Опоздавшие на урок ученики не решаются войти в класс. Один из них заглядывает в приоткрытую дверь, другой, насупившись, стоит у стены. Тонкий луч, падающий в коридор из “7Б”- та черта, которая разделяет нерадивых учеников от их дисциплинированных одноклассников.

-5

Красочное, пронизанное солнечным светом, полотно Т.А. Хитровой “Друзья” рассказывает о радостях детства, любви к родной земле и природе. Счастливые лица детей, стаи белоснежных гусей на фоне мирного сельского пейзажа усиливают эмоциональное звучание картины.

-6

2)Традиции советской скульптуры. Усилия портретистов в послевоенное десятилетие были направлены на то, чтобы увидеть в каждом отдельном характере отражение качеств, присущих современнику и всему народу в тот период времени. Труд персонифицируется- труд это радость, труд это творчество. Скульпторы воплощали в своих произведениях жизненно наблюдаемые сцены, им удавалось добиться внутренней наполненности образа, содержательности формы, выявить красоту материала скульптуры.

-7
-8

3)Тема села, процесс труда и людей на фоне природы. Художники с большой симпатией и добродушием показывают сцены из жизни простого народа, наполняют свои произведения жизнерадостным эмоциональным строем. Мы четко зрим уверенность в счастливом будущем. Советские творцы достойно продолжили, развили традиции, заложенные такими мастерами, как Репин, Куинжи, Мурашко. Их также интересуют вопросы поведения советского человека в повседневной жизни.

Обратите внимание на работу Путейко В.Г. “У парторга”, где автор обращается к “конфликтному” сюжету, и показывает разнообразие настроений поссорившихся супругов. Парторг выступает в роли миротворца, а позади монументально возвышается портрет товарища Ленина.

-9

Картина “На реке” обращается к теме первой любви и заслуживает отдельного внимания.

-10

4) Камерный лирический пейзаж, как развитие всего пейзажного жанра. Обратите внимание на отличные работы Шигимага П.А., Чичкана Л.И.,Сулименко П.С. В картинах доминирует жизнеутверждающее начало, они наполнены мажорным колоритом, свободой. На выставке особняком выделяется творчество знаменитого украинского художника Шишко С.Ф., уроженца г. Носовка Черниговской области.

-11

5) Темы тяжелого труда отражены в работах многих живописцев 1950х годов. Обратите внимание на работу Н.А. Хана “Азовские рыбаки”, где мы видим утверждение господства человека над морской стихией. Также отмечаем, что в советское время труд шахтера получает оптимистическое звучание.

-12

-13

Полотно И.Ф. Гуторова “ Бориславские вышки” 1950 посвящено строительству нефтепровода “Дружба”, введенного в эксплуатацию в 1964 г. Работа является ярким примером индустриального пейзажа, передающего ощущение грандиозности масштабов строительства и живое чувство сопричастности человека послевоенной эпохи значимым событиям страны.

-14

6) Жизнь страны в самых разнообразных ее проявлениях находила свой отклик и художественное претворение в искусстве конца 40х-50х годов. Особенно популярной в литературе, кинематографе, а также в живописи и графике тех лет была производственная тема. Советские художники своими полотнами утверждали новое отношение к технике, индустрии, показывали эстетическую сторону труда рабочих заводов и шахт, воспевали красоту коллективного труда. Они писали картины с большим количеством участников и создавали портрет-тип, пропагандируя образ современного рядового работника, занятого своим профессиональным трудом.

Примером таких произведений является “Обходчик” 1954 года заслуженного художника УССР Е.Д. Лученко. Композиция построена таким образом, что зритель лицом к лицу оказывается перед персонажем картины. Выразительная фигура обходчика в светлом полушубке и шапке-ушанке акцентирована крупным планом и органично вписана в зимний пейзаж.

-15

Знаменитый советский художник Д.А. Налбандян в своих произведениях стремился к созданию обобщенного образа, поэтически воплощающего понятие Родины. В картине “Песня чабана” мастер сумел выразить гармоническое единство человека и природы.

-16

7)Исторический жанр. Художники в 50е годы создавали произведения, отражающие эпохальные события в судьбе народа и страны.

-17

8)Также в 50е годы было создано большое количество портретов, в которых сочетается разносторонняя и глубокая индивидуальная характеристика личности с акцентом на ее общественной и творческой значимости. Обратите внимание на портрет академика Соколовского. Он являлся одним из основоположников учения о генезисе почв и занимался проблемами химической мелиорации солонцов юга Украины.

-18

Художники тех лет все более и более начинают привлекать образы обыкновенных рядовых людей. Особенно впечатляет портрет участника революции 1905 года А.Д. Конышева. В.П. Хитриков показывает нам Человека сильной, несокрушимой воли. Созидательный труд отражен художником С.А. Кириченко в “портрете дважды героя Соц.труда С.Д. Выштак” Скромная труженица изображена с многочисленными наградами на фоне красных знамён.

-19

-20