Найти в Дзене

Хватит уже лечить детей с ДЦП

Он не излечим, примите это как данность.

Диагноз ДЦП - это приговор, который обжалованию не подлежит...
Диагноз ДЦП - это приговор, который обжалованию не подлежит...

На самом деле я немного слукавил в заголовке, чтобы привлечь ваше внимание. Но я действительно считаю, что пора делать акценты на более важных вещах.

Я - врач. И знаю, что такое ДЦП не понаслышке. Каждый день встречаюсь с детьми, над которыми словно дамоклов меч висит этот приговор. И обжалованию он не подлежит. Встречаюсь с родителями, в большинстве случаев, с мамами. Измученными, уставшими, но все еще надеющимися, что случится чудо… “Вот я читала, родители занимались с ребенком и поставили на ноги. Съездили в Турцию, Грецию. Израиль… Собрали деньги на операцию… Я тоже верю. Я хочу, я стараюсь. Я уже все клиники обошла…” Что на это может сказать врач? Особенно если он понимает, что вот конкретно этот ребенок на ноги не встанет. Или не заговорит?

Способности детей с ДЦП напрямую зависят от того, какой именно участок мозга поражен
Способности детей с ДЦП напрямую зависят от того, какой именно участок мозга поражен

Давайте начнем с того, что ДЦП — это довольно обобщенный диагноз, объединяющий целый букет различных нервных и мышечных патологий. И у каждого он свой, особенный. Церебральный паралич вызван необратимыми повреждениями мозга во время развития плода. Причин много, они самые разные. В интернете масса материалов на эту тему, не буду тратить на это ваше время. Нам сейчас важно понимать вот что: то, что может один ребенок с ДЦП, не под силу другому. Можно бесконечно подбрасывать рыбу в воздух, она все равно не полетит. Никогда, как бы вам этого не хотелось, каких бы лучших “подбрасывателей рыб в воздух” вы не привлекали, этого не случится. Но ведь рыбу можно положить в воду, и она поплывет.

Конечно, я понимаю, что даже при легкой степени ДЦП необходима врачебная помощь. Нужны лекарства, нужен массаж, ЛФК, физиотерапия. Безусловно. Это не вылечит ДЦП, но облегчит некоторые симптомы. Может быть даже затормозит процессы, склонные к прогрессии. Поэтому не призываю отказаться от медицины совсем. Нет. Я призываю вас отнестись к состоянию этих детей разумно и просто их любить. Принять такими, какие они есть, и не пытаться переделать их, максимально подгоняя под наш мир. Давайте попробуем изменить мир, чтобы им стало в нем удобно и комфортно.

Когда я только начинал заниматься реабилитацией детей с инвалидностью, мне довелось пройти практику в одном довольно известном центре Санкт Петербурга. Прежде чем что-то давать детям, мы учились выполнять это сами. Вообще-то я хороший пловец, но добрая половина реабилитационных упражнений далась мне с большим трудом. Картина: плюхаюсь, хлебаю воды, стараюсь, не выходит. А рядом мальчик прекрасно выполняет более сложные элементы, о которых я пока и подумать боюсь. Причем я видел, как его везли к бассейну в инвалидном кресле, видел и как врач оценил его состояние. И вот этот скрюченный ребенок плывет мимо меня, прекрасно владеет своими руками и ногами и улыбается при этом. Вот тогда я понял суть реабилитации. Понял по-настоящему, чем я хочу заниматься. И мне бы очень хотелось донести это до своих читателей и в первую очередь до родителей особенных детей.

Я понимаю, как важно во что-то верить. Понимаю, ваше желание, вылечить вашего ребенка. Но давайте смотреть правде в глаза. Вашим рыбкам нужна вода. Нет, я сейчас не про гидрореабилитацию. Я про любовь. Про защиту. Про создание условий, где ваш особенный малыш не будет чувствовать себя особенным, а научится любить себя и своих близких, радоваться мелочам, развиваться в своем ритме.

Именно поэтому в нашей клинике мы создаем секции для особенных детей. Это не лечение, а именно секции. Пока у нас есть плавание, дзюдо и прямо сейчас набираем будущих футболистов. Тренировки базируются на медицинской реабилитации, безусловно. С детьми работают профессионалы своего дела. Но самое важно, что дети ходят не на лечение, а в секцию. Они участвуют в соревнованиях, они учатся дружить, проигрывать и побеждать, ссориться и мириться, поддерживать друг друга, помогать, сопереживать и стремиться к чему-то большему. Им есть, за что себя уважать. И это реальные достижения.

Медицинская реабилитация нужна. Необходимо время от времени принимать курсы лечения, процедуры, таблетки, обследования у врачей. Но еще более важна ежедневная абилитация - формирование у детей с ОВЗ способностей к обычной человеческой жизни. И кстати, умение общаться с людьми, сопереживать, ставить цели и достигать их не менее важные вещи, чем самостоятельно есть или мыть за собой посуду. Ваш ребенок не сможет ходить, может быть он научиться плавать? Или рисовать? Или выращивать цветы? Или печь вкуснейшие торты. В любом случае, он точно может стать чьим-то хорошим другом.