Найти в Дзене
Евгения Фомина

Комикс-индустрия как зеркало американской действительности.

Начиная со второй мировой войны комиксы оказывали влияние на читателей. В конце первой половины XIX века комиксы с супергероями продолжали набирать популярность. DC и её дочерняя компания All-American Comics создали таких популярных супергероев, как Бэтмен и Робин, Чудо-женщина, Флэш, Зелёный Фонарь, Аквамен и других, в то время, как компания Timely Comics, предшественник сегодняшней Marvel Comics, выпускала хорошо продаваемые серии комиксов с такими персонажами, как Человек-факел, Нэмор и Капитан Америка.

Вторая Мировая Война очень сильно повлияла на комиксы, в частности на комиксы о супергероях, которые приобретали все большую и большую популярность. Людям нужна была дешевая и легко читаемая литература про победу добра над злом. Сюжетные линии стали связанными с войной: на обложках комиксов стали рисовать супергероев дерущихся с нацистами, их высмеивали и унижали бравые американские герои.

Особенную среди них популярность обрел ”Капитан Америка” (Captain America), который воплощал в себе весь американский патриотизм, их благородство и справедливость. “Капитан Америка одет в костюм”, раскрашенный на мотив американского флага. На обложках комиксов “Капитан Америка бил лидера нацистского движения Адольфа Гитлера”. Эти комиксы поддерживали боевой дух американских солдат и их семьи, которые испытывали невероятную гордость за свою страну. И неудивительно ведь “Капитан Америка” это настоящий идол. Больной, слабый и хилый, но полный патриотизма человек, готовый ради своей страны пойти на все. Впоследствии стал борцом за свободу, справедливость, мир и американскую мечту.

Так же все эти идеи были воплощены в другом супергерое “Чудо-женщине” (Wonder Woman), расцвет популярности которой так же был во времена Второй Мировой. Однако в сравнении с Капитаном она ему сильно уступала.

Комиксы четко давали понять своим маленьким читателям что такое добро, а что такое зло. Нацистов художники рисовали уродливыми и страшными, стремящимися покорить мир, но им противостояли американские супергерои. Чем дети были горды за свою страну.

В настоящее время образ супергероя обрел изменения и трасформировался в фильмах и обрел некие изменения.

Изначально герои комиксов боролись с преступностью, искали справедливости, защищали слабых и беспомощных и т.д. Образ героя соответствовал некоему эталону нравственности, этим он отличался от остальных. Он никогда не стремился использовать свою суперсилу во вред, в своих корыстных интересах, даже если сам испытывал затруднения в быту, в обычной негеройской жизни. К примеру, у Питера Паркера, известного как человека-паука, часто были финансовые проблемы, но его никогда не посещала мысль, используя свои суперспособности, ограбить банк или обчистить казино, и затем уже в безбедности бороться с несправедливостью. Более того, многие герои используют маску. Таким образом, они скрывают своё истинное лицо, остаются инкогнито. Многие из них не ищут славы, при этом совершают настоящие геройские поступки. Ещё одна очень важная особенность героизма США – это его индивидуальность. Супергерой – это почти всегда одиночка, который самостоятельно, без какой-либо помощи, ведёт войну против преступности. Часто по сюжету ситуация доходит до крайности: только один-единственный супергерой способен спасти человечество или Землю от гибели.

Идея индивидуализма является главенствующей в западном мировоззрении, поэтому она, безусловно, отражается в культуре США и тех продуктах, которые эта культура воспроизводит. Здесь стоит упомянуть произведения знаменитой американской писательницы Айн Рэнд, которая все свои творения посвятила разрушению коллективисткой морали, альтруистической идеи самопожертвования и служения обществу. Супергерои американских комиксов в разной степени также несут в себе эту идею индивидуализма, являющуюся основой концепции западного (американского) мировоззрения.

Рассмотрим несколько фильмов.

Железный человек 2008.

Этот парень в железном костюме также внёс некоторые коррективы в представления о супергероях. До него большинство супергероев, появляющихся на экранах, предпочитали оставаться инкогнито, действовали скрыто, стараясь не привлекать излишнего внимания к своей персоне, избегая популярности и не требуя благодарности за свои подвиги. По сути, многим супергероям и маска нужна именно для этого. Вспомните Бэтмена. Сравнение Бэтмена и Железного человека уместно, так как они оба богаты, оба владеют огромными корпорациями, оба не обладают сверхспособностями, а используют различные технологии и последние научные разработки для реализации своих супергеройских идей.

-2

Однако Брюс Уэйн в жизни – очень скрытный человек. Не только враги, но и многие друзья (и даже любимые) не знают, кто прячется под маской летучей мыши, и он пытается сохранить тайну, насколько это возможно. Чего не скажешь о железном человеке. Тони Старк, управляющий бронированным костюмом, – известная и эпатажная личность. Он любит популярность, PR и не собирается скрывать то, чем занимается, так как это может сослужить хорошую службу в создании его привлекательного имиджа и имиджа его компании. Он не против использовать образ железного человека для извлечения прибыли. Наружу из этого персонажа прут эгоизм и чувство превосходства, при всём его стремлении совершать добро. В дальнейшем наблюдая за персонажем по фильмам можно заметить в нем значительные изменения.

Таким образом, в эталоне супергероя появляется новая черта – стремление к популярности и успеху. Теперь герой не хочет скрываться, не пытается убежать от внимания общественности, напротив, он идёт ей навстречу.

Дедпул 2016

Приведем лишь пару цитат для понимания образа персонажа:

«Главный герой – наёмник Уэйд, бывший спецназовец, на счету которого 41 труп. Как он сам о себе выражается: «Я сволочь, которая живёт тем, что гасит ещё больших сволочей». Уэйд влюбляется в проститутку Ванессу и «счастливо» живёт с ней год».

-3

«Встречу с лучшим другом (барменом) Уэйд начинает с просьбы «минета» – алкогольного коктейля с таким названием. Своего врага Уэйд зовет «Френсис» и «пупсик», делает ему из трупов «любовные записки», как это называет Аякс».

Думаю, какие-либо комментарии здесь излишни. Разница между суперменом 1978 года и Дэдпулом-2016 колоссальна и осязаема. Дэдпул – это далеко не идеал, не носитель нравственных ориентиров, не пример для подражания. Скорее данный персонаж – носитель идей толерантности, пропагандист насилия, половых извращений и черного юмора, который будет понятен и приятен не каждому.

В заключении хочется сделать несколько выводов. Первый и самый главный вывод, что весь создаваемый медиаконтент – это не просто развлечение, это ещё и информация, способная воздействовать на умы и, в целом, на культуру общества. В этом смысле герои комиксов выступают персонажами мифологии новой эры – эры массмедиа. Они совершают подвиги, противостоят злодеям, погружают нас в сказочные миры, где возможности безграничны и добро всегда побеждает зло, но в то же время это самое «добро» всё сложнее отличить от зла.

Через события, через действия, совершаемые супергероями, в первую очередь дети идентифицируют те нормы и образцы морали, которым необходимо подражать и соответствовать. Поэтому героем не может быть кто угодно. Герой – это эталон, и об этом надо всегда помнить. Примешивание героям каких-то нехарактерных черт неминуемо будет влиять на самоосознание общества, влиять на поведение и мышление людей.

-4