В этой подборке в основном детективы и драмы, но и немного конце-светной фантастики, а также один анимационный сериал для (не) любителей теорий заговоров. Самые достойные - итальянская апокалиптическая «Анна», чудаковатые «Садоводы» и пир во время чумы под названием «Это грех».
«Анна» (Anna)
Супергрипп выкосил (как теперь без этого) большую часть населения, но с хитрым вывертом: умерли только взрослые, а недоросли, лет до 16, живы и здоровы - но только пока не подрастут. Получается мрачная сказка про предоставленных себе детей, немного в духе «Повелителя мух», но безнадежнее в том смысле, что как бы кто кого ни мучал, какие бы дурацкие правила не вводил, а всё равно все умрут. И всё это накладывается на идиллические пейзажи южной Италии, отчего на весь этот ужас только томительнее смотреть: дети, дети, зачем вы друг друга мучаете? Зачем мы все друг друга мучаем?
«Два лета» (Twee Zomers)
В одно лето молодые люди здорово повеселились, в другое - тридцать лет спустя и уже не такие молодые - они расхлёбывают то, что натворили. Лето, солнце, море, остров, где нет никого, кроме своих - но именно от них-то и все неприятности. Не столько детектив, сколько социальная драма о грехах прошлого, от которых не уйдёшь. И непонятно ещё, что разрушительнее - преступление или наказание за него.
«Конь бледный» (The Pale Horse)
Экранизация позднего романа Агаты Кристи про таинственные смерти, вроде бы связанные с черной магией, но на самом деле виноват опять яд, а коварные ведьмы - это дань модной в ту пору теме неоязычества (ровно тогда же вышла книга апостола викканства Гарднера «Колдовство сегодня», где он на полном серьезе рассказывает об обрядах современных ведуний). Мистическая атмосфера создана очень умело, и даже слишком - конец оставляет зрителя в недоумении: что это было? И было ли?
«Корпорация «Заговор» (Inside Job)
Башковитая барышня работает в сверхсекретной организации, которая занята сокрытием от населения всяких тайных странностей и гнусностей, которые известны всем по теориям заговора: всех этих чудес про рептилоидов и теневое правительство, инопланетян, убийство Кеннеди и подрыв башен-близнецов. Весьма остроумный и смешной сериал, да вот только не оставляет ощущение, что игра с огнем только его подпитывает. И когда одни тонко иронизируют, другие всё принимают за чистую монету. А там и число поклонников плоской земли ещё более возрастает.
«Неортодоксальная» (The Unorthodox)
Девушка из крайне архаичной еврейской общины Нью-Йорка бежит от замучавших её правил и ограничений в вольный заокеанский Берлин, где пытается поступить в консерваторию, потому как любит музыку. Линия с музыкой довольно наивна, если не сказать искусственна, но вот драма человека, которого во всем ограничивают, не дают развиваться и хоть как-то себя проявлять - очень даже трогает. А заодно и узнаешь кое-что о незнакомой культуре: ведь мы об этих иудаистах в меховых шапках знаем едва ли больше, чем о каком-нибудь гаитянском культе вуду.
«Неслучайность» (Hit and Run)
Обычный израильский экскурсовод (в прошлом спецназовец) женился на обычной американской танцовщице (в настоящее время разведчице), и всё бы хорошо, но тут её сбила машина - и пошло-поехало. Лихой шпионский то ли триллер, то ли боевик, не очень правдоподобный, но весьма увлекательный, да ещё и раскинувший свои сети на две страны. Героя ждут неожиданные открытия и неприятные испытания, но он тёртый калач, всё стерпит. Его песню не задушишь, не убьёшь.
«Садоводы» (Landscapers)
Английская семейная пара, долгие годы скрывавшая смерть/убийство родителей жены, сдаётся полиции, и их обоих осуждают на 25 лет, хотя они надеялись на снисхождение. Простая, вроде бы, история, но настолько прихотливо поданная, что поначалу теряешься: как это воспринимать? Не стеб ли это авторов над нелепостью происходящего? Но взлом четвертой стены, визуализация фантазий, стилизация то под то, то под сё - это скорее способ показать внутренний мир героев, их уход от утомительной повседневности в мир сладостных грёз. Ах, если бы никто не умер, ускакали бы они на белом коне в горизонт, и всем бы было счастье.
«Слишком близко» (Too Close)
Женщина съехала-слетела на машине (в которой было ещё двое детей) с разводного моста, и теперь власти пытаются разобраться, была ли она вменяема в тот момент; для этого в дело включается психологиня со своими, как водится, тараканами в голове. Напряженная драма, которая не дает расслабиться на всём своем протяжении. В центре - две страдающие женщины, которые по разному справляются (или не справляются) со своим горем. Ах, если бы рядом всегда были понимающие психологи и не менее понимающие близкие!
«Тёмное сердце» (Morkt Hjarta)
Юная скандинавская дева от нечего делать полюбила соседского парня, папа был против и ему пришлось уйти... В мир иной. Простые нравы, простые решения. Ирония в том, что счастья это никому не приносит, а страшное решение уничтожает не только отца, но и надежду на счастье молодых людей, так что разоблачение горе-убийц, в каком-то смысле, для них самих - спасение.
«Убийства в одном здании» (Only Murders in the Building)
В многоквартирном нью-йоркском доме таинственно погибает молодой человек, и три жителя этого дома: молодая женщина-художница, театральный режиссёр, чьи удачи в прошлом, и отставной актер из теледетективов - берутся за расследование, которое по современной моде превращается в подкаст. Этот милый комедийный детектив не столько тревожит, сколько забавляет чудаковатыми поворотами сюжета (подозреваются по очереди разные жители этого богемного дома, в том числе и певец Стинг собственной персоной).
«Шершни» (Yellowjackets)
Самолет с девичьей футбольной командой разбивается в дремучих лесах, выжившие больше года остаются предоставлены сами себе, и не для всех это кончается хорошо. Чем-то напоминает «Повелителя мух», только с любопытным нюансом: мы видим не только то, что случилось в лесу, но и происходящее многие годы спустя, когда выросшие девушки обзавелись семьями и детьми (хотя кто-то так и не обзавелся). Это добавляет перспективы, но от ощущения вторичности всё равно никуда не денешься.
«Это грех» (It's a Sin)
Молодые ребята, съехавшиеся в Лондон из разных мест, устраивают свою жизнь, кто как может. Проблема в том, что все они гомосексуалисты, а на дворе только ещё 80-е, неприятие близких и дальних, да русская рулетка СПИДа. Юность героев, конечно, накладывает отпечаток веселья и безбаше6ности, но всё же это не столько комедия, сколько драма, и очень печальная: нет серии, чтобы кто-то из них не умер, а в конце умирает самый заглавный герой. Так что это даже не драма, а трагедия - несбывшихся надежд на будущее. Нет ничего страшнее, чем лишиться будущего, а именно его тебя лишает страшная болезнь.