Найти тему
Поликсена Торопецкая

Фантасмагорический кот и другие четвероногие Михаила Булгакова: как они возникли в его романах

До поры до времени никакого зверья в произведениях писателя не наблюдалось. Хотя в «Белой гвардии», в чудесном обжитом уютном доме Турбиных за кремовыми шторами, под лампой, притененной достойным абажуром, очень был бы уместен домашний кот, дремлющий у разрисованной голландки на старом кресле.

Но – нет, его мы там не найдем: зверья в семействе Булгаковых не водилось.

И лишь после переезда писателя в Москву и знакомства с Л.Е. Белозерской, ставшей его второй женой, в повестях и романах М.А. возникают собаки и кошки, сначала по необходимости прибегнуть к иносказанию, как в «Собачьем сердце», а затем и потому, что благодаря Любови Евгеньевне, которая обожала зверушек, они просто стали частью жизни семьи, и вот писатель населяет ими и свои повествования.

Поначалу, после ухода от первой жены, М.А. был вынужден скитаться по Москве в поисках крыши над головой – квартирный вопрос стоял ребром и упорно портил москвичей, но, когда Булгаковы обзавелись отдельным жильем в Малом Левшинском переулке, там тут же воцарилась кошка Мука (ударение на «У»).

Кличка, может, и своеобразная, но никак не связана с мУками (совести, к примеру), скорее, это – перемигивание с домашним прозвищем М.А., которого все звали Мака, и вот почему (рассказывает его жена):

«Как-то М.А. вспомнил детское стихотворение, в котором говорилось, что у хитрой злой орангутанихи было три сына: Мика, Мака и Микуха. И добавил: Мака – это я. Удивительнее всего, что это прозвище – с его же легкой руки – очень быстро привилось. Уже никто из друзей не называл его иначе, а самый близкий его друг Коля Лямин говорил ласково: «Макин».

И впоследствии, в параллель к реальной жизни, кошка появляется и

в «Театральном романе».

В главе «Приступ неврастении» Максудов ищет «помощи и защиты от sмерти» у кошки:

«Тихо мяукнула кошка, которую я некогда подобрал в воротах. Зверь встревожился. Через секунду зверь уже сидел на газетах, смотрел на меня круглыми глазами, спрашивал – что случилось? Дымчатый тощий зверь был заинтересован в том, чтобы ничего не случилось. В самом деле, кто же будет кормить эту старую кошку?
- Это приступ неврастении, - объяснил я кошке».

По мере роста жилплощади писательской семьи увеличивается и количество четвероногих друзей. В 1927 году Булгаковы переезжают в отдельную трехкомнатную квартиру на Большой Пироговской, и у них поселяется пес Бутон.

"Собачье сердце", кадр из фильма
"Собачье сердце", кадр из фильма

Вот как он появился: как-то, в самый разгар работы над пьесой «Мольер», Любовь Евгеньевна (она очень помогала в работе с французскими первоисточниками – искала материал и переводила) пошла в соседнюю лавочку и увидела там человека, который держал на руках большеглазого, лохматого щенка.

"Собачье сердце", кадр их фильма
"Собачье сердце", кадр их фильма

Щенок доверчиво положил ему лапки на плечо и внимательно оглядывал покупателей. Она спросила, что он будет делать с собачонкой. Ответ был: «Что делать? Да отнесу в клиники» (это значит – для опытов в отдел вивисекции). Л.Е. попросила подождать минутку, а сама вихрем влетела в дом и сбивчиво рассказала Булгакову всю ситуацию: «Возьмем, возьмем щенка, Макочка, пожалуйста!»

«Так появился у нас пес, названный в честь слуги Мольера Бутоном. Он быстро завоевал наши сердца, стал общим баловнем и участником шарад. Со временем он настолько освоился с нашей жизнью, что стал как бы членом семьи. Я даже повесила на входной двери под карточкой М.А. другую карточку, где было написано: «Бутон Булгаков. Звонить два раза». Это ввело в заблуждение пришедшего к нам фининспектора, который спросил М.А. : «Вы с братцем живете?» После чего визитная карточка Бутона была снята…»

Муку, кстати, тоже не забывают, вот что пишет Любовь Евгеньевна: «М.А. сделал мне трогательную надпись на сборнике «Дьяволиада»: «Моему другу, светлому парню Любочке, а также и Муке. М. Булгаков, 27 марта 1928 г., Москва».

Период с 1926 по 1929 год был недолгим временем шумного успеха булгаковских пьес: «Дни Турбиных» и «Зойкина квартира» шли с аншлагом. А у Муки появился первенец, которого в ознаменование театральных успехов произведений М.А. назвали «Аншлагом» и сочинили в честь этого события немудреные стишки:

«В доме также печь имеется,

У которой кошки греются.

Лежит Мука, с ней Аншлаг.

Она – эдак,

А он – так

Котенок Аншлаг был подарен нашим хорошим знакомым. У них он подрос, похорошел и неожиданно родил котят, за что был разжалован из Аншлага в Зюньку» (из воспоминаний Л.Е.).

Следующим четвероногим другом стал принесенный с Арбата серый озорной котенок Флюшка (его украли, когда он сидел в форточке и дышал свежим воздухом), - прототип веселого кота Бегемота.

"Мастер и Маргарита", кадр из фильма
"Мастер и Маргарита", кадр из фильма

По определению самого писателя, это -

«лучший кот, какой существовал когда-либо в мире».

Булгаков только сделал Бегемота не серым, а черным, поскольку считается, что именно черные коты связаны с нечистой силой. Кроме того, в демонологической традиции, Бегемот, один из семи бесов, а именно по счету пятый, с руками «человеческого фасона», громаднейшим животом, коротеньким хвостиком и толстыми задними лапами, как у бегемота, -

демон желаний желудка.

Именно поэтому он то метёт все во время застолья у Воланда, то в Торгсине без разбору заглатывает все съестное, а то, представ перед Воландом после пожара в «Грибоедове», держит в руке «цельную семгу в шкуре и с хвостом».

Флюшка, впрочем, тоже отличался отменным аппетитом.

У Белозерской сохранилось и много семейных записок, написанных от имени котов. Надо признаться, что высокой грамотностью писательские коты не отличались.

Вот, например, «записка от необыкновенно озорного и веселого котенка Флюшки, который будто бы бил все, что подворачивалось ему «под лапу».

На самом же деле старались Мака и Анна Матвеевна (домашняя прислуга), а потом мне подсовывали на память осколки и письмишко вроде этого:

«Дараггой мами от Fluchke».

Флюшка с Бутоном затевали бурные игры и возились, пока не впадали в изнеможение. Тогда они как два распластанных полотенца лежали на полу, все же искоса поглядывая друг на друга…»

"Мастер и Маргарита", кадр из фильма
"Мастер и Маргарита", кадр из фильма

Завершая экскурс в мир домашних животных в булгаковских произведениях, не могу не вспомнить и любимую собаку прокуратора Иудеи Понтия Пилата по кличке Банга. Это домашнее имя Любови Евгеньевны, которую М.А. звал Любанга или Банга.

Еще о героях булаговских произведений читайте здесь:

#литература рт #persona grata рт