«Итак, право на свободу и на стремление к счастью имеется несомненно, но возможность осуществления этого права чрезвычайно сомнительна. В слишком опасном соседстве с денежными подвалами Уолл-стрите находится это право» - Илья Ильф и Евгений Петров «Одноэтажная Америка»
Для начала нужно разобраться, что такое «Американская мечта». Знаменитый термин первый раз упоминается в книге «Эпос об Америке» 1931 г., написанной американским историком Джеймсом Адамсом. Публикация труда пришлась на первые годы мирового экономического кризиса. В своей работе автор пытается показать, какой он видит и хотел бы видеть жизнь в США. Изначально смысл фразы "американская мечта" не имел никакого отношения к заработной плате, карьерному росту или наличию огромной жилплощади. Он был связан с главной мыслью книги Адамса: каждому человеку в Америке предоставлены равные возможности для достижения нематериальных благ. Значение этого термина изменилось после крайне успешного выхода США из Великой депрессии. Экономика начала показывать рекордный рост, появилось огромное количество рабочих мест, предприятия заработали с удвоенной силой. Новые условия жизни в стране принесли и новые проблемы. Люди теперь стремились не стать лучшими версиями самих себя, а нажить большой капитал, вскарабкаться вверх по карьерной лестнице и работать на износ, чтобы получить всё самое дорогое.
Уильям Сефайр, американский писатель, журналист и спичрайтер президента Ричарда Никсона, в своей работе «Политический словарь» (1993) написал следующее:
«Американская мечта — идеал свободы или возможностей, который был сформулирован «отцами-основателями»; духовная мощь нации. Если американская система — это скелет американской политики, то американская мечта — её душа».
Голливуд стал местом, где начинающие актёры и режиссёры разного происхождения и социального класса могли осуществить свою «американскую мечту». Генри Фонда, Грета Гарбо, Билли Уайлдер – представители кинематографа, которые стали «self-made persons», людьми, добившимися успеха и славы, благодаря своим усилиям. В эпоху золотого века Голливуда были сняты «Гражданин Кейн», одна из первых киноадаптаций «Великого Гэтсби» (1949). Герои этих фильмов стремятся к свободе и богатству и достигают его.
Но Голливуд только пытался восстановить миф об американской мечте. К концу XX века режиссёры начали снимать фильмы, где показывали уже обратную сторону этой заветной мечты.
Фильм «Красота по-американски» 1999 года, английского режиссёра Сэма Мэндеса и американского сценариста Алана Болла
42-летний Лестер Бёрнем - заложник собственной жизни, его стремление стать настоящим американцем с успешной карьерой, добротным домом и крепкой семьей приводит к тому, что он ненавидит свою работу, не замечает своей семьи и никак не радуется скучной и серой жизни. Он заканчивает свой путь от «раба обыденности» до «свободного человека» осознанием того, насколько прекрасна его семья и мир вокруг, пройдя испытания, которые выпали ему после того, как он решил нарушить правила своей правильной американской жизни.
Многие критики считают, что название «Красота по-американски», в оригинале «American Beauty», это виденье того, что сами американцы считают красивым или прекрасным. То, что воплощает «американскую мечту» — жизнь без предрассудков, возможную благодаря мятежу и природной пронырливости.
Все герои «Красоты по-американски», за исключением Рики Фиттса, не умеют или не хотят замечать так называемую «красоту в простых вещах». К примеру, жена Лестера Кэролайн выращивает на своем дворе розы только для того, чтобы «поддерживать иллюзию успеха». Сам же Лестер вплотную не замечает свою семью, осознавая их ценность только перед неожиданной смертью. Подобные приемы характеризуют Бёрнемов как классических потребителей, которые живут в ожидании «красоты по-американски» и постепенно угасают в круговороте бессмысленной жизни.
Литературный критик и писатель Уэйн Бут пришёл к выводу, что фильм не поддаётся ни одному истолкованию:
««American Beauty» не может быть точно объяснено, потому как здесь представлена сатира на существующий американский образ жизни, что умаляет торжество красоты».
Картина получила премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм» в 2000 году, что подтверждает актуальность фильма для американского общества.
«Это типично американская мечта — отгородиться от всех деньгами» - Чак Паланик «Дневник»
«Реквием по мечте» 2000 года, снятый Дарреном Аронофски по одноименному роману Хьюберта Селби-младшего
Проблемы у всех четырех главных героев схожи: бездуховность и весьма скромный культурный багаж формируют у них очень незатейливые мечты. Мечта Тайрона - стать богатым и иметь всё, ведь именно это он пообещал маме в детстве. Гарри просто хочет быть свободным, а его возлюбленная Мэрион мечтает открыть своё ателье. Сара, мама Гарри, не может жить без телевизора и ее мечта – попасть на любимое телешоу и прославиться. Но никто из героев не исполняет свою мечту: они страдают, морально и физически разлагаются и сходят с ума. В конце фильма каждый из них сворачивается в позу эмбриона. По мнению психологов, когда человек придвигает колени к туловищу и опускает голову, он таким образом пытается уйти в некую зону комфорта, снять стресс.
Лента поделена на три главы – Лето, Осень и Зима. Борьба, пассивность и смерть. Отсутствие главы Весна символизирует то, что надежды на возрождение нет. Фильм рассказывает о том, что мы живем в грезах и иллюзиях. Любовь на самом деле оказывается влюбленностью, кратковременный материальный успех впоследствии оборачивается еще большими проблемами, чем были до него, а всеобщее признание, которое на самом деле не всеобщее, да и не признание вовсе, приводит к страшным последствиям. Главный смысл этой картины заключается в том, как человек, поглощенный «американской мечтой», гонится за примитивными желаниями, на которые его «сажает» реклама счастливой жизни. В результате он утрачивает смысл жизни и собственного существования.
«Земля кочевников» 2020 года, оскароносная лента режиссёра Хлои Чжао
Фильм о философии бездействия. Эта философия укладывается в политику «новых» американцев – очиститься от капиталистической идеологии, предать забвению идею «американской мечты», сложить оружие и ждать, что будет.
Александр Кан, обозреватель BBC, пишет в своей рецензии:
«Может показаться, что главный смысл картины — крах легендарной «американской мечты», впитанной американцами с пеленок и вскормленной историей страны. Эту мечту лелеяло выросшее в 60-е поколение беби-бумеров; именно они — основная часть скитающихся по дорогам Америки героев «Земли кочевников». Для них мечта — благополучная, обеспеченная старость в своем доме — рухнула. А часть ее — вольготные путешествия в комфортабельных автодомах по национальным паркам с ежедневными барбекю — обретает грустное, почти саркастическое воплощение в их убогих вэнах рядом с роскошными автофургонами, которые попадаются им на передвижной выставке-ярмарке».
В финале фильма Ферн приезжает в покинутый Эмпайр, который напоминает заброшенный город Припять — с той разницей, что в нем произошла не техногенная, а социальная катастрофа. Она плачет в помещениях заброшенного завода, одиноко бродит по своему прежнему дому. А затем уезжает в пустыню, возвращаясь к другим бродягам. Чем закончатся скитания кочевников – никому неизвестно. Но в этом есть свой шарм – они не стеснены рамками общества и заданными стандартами, они могут поменять русло своей жизни в любую минуту.
Интересно, что Фрэнсис Макдорманд в образе женщины-загадки и приударивший за ней седовласый Дэвид Стрэтэйрн – единственные актеры. Остальные – настоящие кочевники разных поколений, играющие сами себя. Настоящие истории, честные лица и никакого голливудского блеска. Хлоя Чжао – эстетический путешественник. Она изображает повседневность, создавая крепкий союз подлинного и вымышленного, документального и художественного, улавливая связь между человеком, обществом и природой, между маленькой и большой Америками. Это кино о людях, которые лишились крова, но не собственного достоинства. Они, словно Отцы-основатели, отреклись от былых чаяний и устремились за горизонт — вслед за преобразившейся американской мечтой.
«Земля кочевников» – история больше, чем американская. Эта история – наднациональная, общечеловеческая, которая отстаивает право маленького человека на труд, свободу и счастье.
В прокат всех стран мира будет продолжать выходить множество фильмов об «американской мечте», но это не значит, что он обязательно будет повествовать о семье среднего класса, живущей в Далласе, США. Совсем наоборот, киноистория расскажет о том, как маленький мальчик или мать-одиночка будут бороться за свои права и свободу, искать счастье и исполнять свои мечты вне зависимости от географического положения. Именно по причине классического понимания и трактования «американской мечты», миф о ней – рухнул. В этом есть свои плюсы – социологи и историки начнут искать новые грани в этом понятии, а режиссёры и сценаристы начнут снимать и писать новые истории.
Евгения Деордиева
студентка 2 курса направления подготовки "Артист драматического театра и кино"
Института культуры и искусств МГПУ