Револьвер, разработанный бельгийскими оружейниками братьями Эмилем (Émile) (1830—1902) и Леоном (Léon) (1833—1900) Наганами (Nagant), состоявший на вооружении и выпускавшийся в ряде стран в конце XIX — середине XX века
В последней четверти XIX века многие государства задумались о перевооружении своих армий. К тому времени наиболее перспективным образцом личного короткоствольного огнестрельного оружия были револьверы, сочетавшие достаточную простоту конструкции, многозарядность и надёжность. Бельгийский город Льеж был одним из европейских центров оружейной промышленности. В нём с 1859 года существовала Оружейная фабрика Эмиля и Леона Наган (Fabrique d’armes Emile et Léon Nagant) — небольшая семейная мастерская, занимавшаяся ремонтом голландских револьверов и проектирующая свои образцы огнестрельного оружия. Первый револьвер оригинальной конструкции старший брат Эмиль представил на испытания бельгийскому военному ведомству, и он был принят на вооружение в качестве офицерского и унтер-офицерского оружия под названием «револьвер модели 1878 года». 9-мм револьвер модели 1878 года был шестизарядным, он был оснащён «механизмом двойного действия», то есть взведение курка могло осуществляться непосредственно рукой стрелка́ либо автоматически при нажатии на спусковой крючок. Для унтер-офицеров пехоты, кавалерии и вспомогательного состава по заданию руководства бельгийской армии был разработан «9-мм револьвер Наган М/1883» с сознательно ухудшенными боевыми качествами: за счет введения дополнительной детали была исключена возможность стрельбы «самовзводом», после каждого выстрела приходилось заново взводить курок. Было выпущено ещё несколько модификаций револьвера разных калибров и длин ствола. Вскоре Эмиль Наган в результате болезни почти полностью потерял зрение и основные работы по усовершенствованию конструкции предпринял Леон Наган.
В модели 1886 года была несколько снижена масса оружия и значительно улучшена надёжность и технологичность конструкции, так, четыре пружины ударно-спускового механизма были заменены всего одной двупёрой. Также в новой модели была учтена существующая тенденция развития оружия в сторону уменьшения калибра, был выбран наиболее распространённый в то время 7,5-мм патрон с бездымным порохом. Одной из главных проблем, стоявших перед конструкторами револьверов, был прорыв пороховых газов в зазор между казённым срезом ствола и передним торцом барабана. В конструкции бельгийского оружейника Анри Пипера было найдено решение проблемы обтюрации: перед выстрелом спусковой механизм подавал барабан револьвера вперёд, патрон имел особую конструкцию, пуля в нём была полностью утоплена в гильзу, роль обтюратора играло дульце гильзы, раздаваемое и прижимаемое пороховыми газами в момент выстрела к каналу ствола, что исключало возможность прорыва газов. Этот принцип с существенным упрощением конструкции, надвигающей барабан на ствол, был использован Леоном Наганом в 1892 году, под новую модель револьвера был разработан патрон с гильзой, снабжённой удлинённым дульцем. Эта модель револьвера Нагана стала классической, последующие модификации не принесли заметного изменения в конструкцию.
В конце XIX века Российская империя приступила к массовому перевооружению своей армии. В качестве основного образца стрелкового оружия была выбрана винтовка Мосина образца 1891 года. Штатным револьвером служила морально устаревшая к тому времени модель 4,2-линейного (10,67-мм) револьвера системы Смита-Вессона III образца 1880 года. К поиску перспективных моделей была подключена Комиссия для выработки малокалиберного ружья во главе с генерал-лейтенантом Н. Г. Чагиным. Основные требования к новому армейскому револьверу заключались в следующем:
- Большое останавливающее действие пули. Так как одним из основных видов войск была кавалерия, то выстрел на эффективной дальности (до 50 шагов) должен останавливать лошадь.
- «Сила боя» должна обеспечивать пробивание четырёх-пяти дюймовых сосновых досок.
- Небольшая масса (0,82-0,92 кг).
- Калибр, число, направление, профиль нарезов ствола и т. п. должны совпадать с таковыми у трёхлинейной винтовки Мосина, тогда при изготовлении револьверов можно будет использовать бракованные винтовочные стволы.
- Револьвер не должен быть оснащён устройством стрельбы самовзводом, ибо он «вредно влияет на меткость».
- Начальная скорость пули должна составлять не менее 300 м/с.
- Револьвер должен обладать хорошей кучностью стрельбы.
- Конструкция должна быть простой и технологичной.
- Револьвер должен быть надёжен, нечувствителен к загрязнениям и плохим условиям эксплуатации, прост в обслуживании.
- Экстрагирование гильз должно быть не одновременным, а поочерёдным.
- Прицельные приспособления должны быть рассчитаны так, чтобы траектория полёта пули пересекала линию прицеливания на расстоянии 35 шагов.
- Ёмкость барабана не менее 7 патронов.
- Патрон с фланцевой латунной гильзой, оболочечной пулей и бездымным порохом.
Отказ от самовзводной стрельбы и одновременного экстрагирования стреляных гильз был вызван мнением, что, во-первых, они усложнят конструкцию (что негативно скажется на надёжности и стоимости револьвера), а во-вторых, приведут к «избыточному расходу боеприпасов».
Объявленный конкурс и потенциальный гигантский заказ вызвал огромный интерес у отечественных и зарубежных производителей оружия. Было представлено несколько модификаций существующего револьвера Смита-Вессона, револьверы и автоматические пистолеты. Основная борьба развернулась между бельгийскими оружейниками Анри Пипером с моделью револьвера М1889 «Байяр» и Леоном Наганом с М1892.
Леону Нагану пришлось переделать револьвер под русский 7,62-мм калибр и, как и в 1883 году, исключить возможность самовзводной стрельбы, ухудшив характеристики оружия в соответствии с требованиями конкурса. Было представлено два варианта — 6- и 7-зарядные револьверы. Револьвер Пипера был отвергнут из-за большой массы и ненадёжности конструкции. Победа в конкурсе Леона Нагана была, вероятно, во многом обусловлена тем, что у него в российском военном ведомстве уже были давно установленные связи . За патент на револьвер Наган запросил 75 000 рублей, в чём ему в конечном итоге было отказано и был назначен повторный конкурс с новыми уточнёнными условиями. В них помимо характеристик оговаривалась премия: 20 000 рублей за конструкцию револьвера и 5 000 за конструкцию патрона; кроме того, победитель «отдавал своё изобретение в полную собственность русского правительства, которое получало право изготавливать его как у себя в стране, так и за границей, без какой-либо приплаты изобретателю». Пипер представил на конкурс заново переработанные револьверы с оригинальной автоматикой, которые комиссия сочла «остроумными, но не практичными». Шестиствольный револьвер С. И. Мосина был также отвергнут. Доводки в конструкции револьвера Нагана были менее значительными и после сравнительных испытаний с 4,2-линейным револьвером Смит-Вессона конструкция была одобрена. По результатам войсковых испытаний участвующие в них офицеры высказали настойчивое желание получить револьвер двойного действия с возможностью самовзводной стрельбы. Вернувшись к самовзводному варианту револьвера, комиссия и его не сочла полностью удовлетворительным, поэтому было принято решение принять на вооружение русской армии револьверы двух образцов: самовзводный офицерский и несамовзводный — для унтер-офицеров и рядовых.
После внесения ряда мелких изменений конструкция была утверждена весной 1895 года.
13 мая 1895 года указом Николая II «солдатская» и «офицерская» модели револьвера Нагана были приняты на вооружение русской армии, однако по военному ведомству револьверы были официально приняты на вооружение в июне 1896 года, приказом военного министра № 186.
Закупочная цена револьвера, производимого в Бельгии, не превышала для российской армии 30-32 рублей. Контракт предусматривал в течение последующих трёх лет поставку 20 000 револьверов образца 1895 года. Бельгийская сторона также была обязана по контракту оказать помощь в постановке производства револьверов на Императорском Тульском оружейном заводе. Конструкция револьвера русского производства подверглась небольшой модернизации: затылок рукояти выполнялся цельным (а не разрезным, как в бельгийском варианте), была упрощена форма мушки. Подверглась усовершенствованию и технология производства. Стоимость тульского нагана составляла 22 рубля 60 копеек. Заказ на пять лет — с 1899 по 1904 год — составил 180 000 единиц. Однако при сравнении цен следует учитывать, что в России револьвер производился на государственном предприятии и многие расходы не учитывались. Например, для налаживания производства, казна закупила в США станки на сумму более миллиона рублей. Если бы эта сумма выплачивалась непосредственно Тульским заводом цена производства была-бы намного выше.