Если вы решили, что хотите снимать на фикс-объективы, то вам придётся постоянно сталкиваться с проблемой — какое же фокусное расстояние выбрать?
Обычно, самый ходовой фикс-объектив — это «нормальный объектив» (50 мм на полном кадре, 35 мм на кропе 1.6). И в целом, это довольно разумный выбор для начала — некий компромисс.
Но со временем фотографам начинает хотеться как-то разнообразить свои снимки, и они думают, в какую сторону лучше податься. «Ширик» или «телевик»? Особенно, если пока хватает денег только на что-то одно.
Постараюсь объяснить разницу, максимально простыми словами, насколько у меня это получится.
Сначала немного терминологии, для совсем начинающих:
Новички часто путают «фокусное расстояние объектива» и «дистанцию фокусировки». Это разные вещи, но которые, как на зло, звучат практически одинаково.
Дистанция фокусировки — это то, на каком объекте будет фокус (на ближнем или на дальнем). Большинство объективов умеют фокусироваться от бесконечности до «минимальной дистанции фокусировки», которую важно знать, например, при макросъёмке.
Фокусное расстояние — это самая важная характеристика, которая говорит нам о том, какой угол обзора у объектива, сколько пространства поместится в кадр. Не пытайтесь сейчас вникнуть, откуда в названии появилось слово «фокус», просто запомните то, на что влияет этот параметр — на угол обзора.
Фокусное расстояние указывается на объективе в миллиметрах, и чем меньше это значение, тем больше угол обзора.
Теперь к сути:
Посмотрим на две фотографии примерно одного сюжета, снятых примерно в одном месте. Первая фотография была сделана на объектив с фокусным расстоянием 14 мм — то есть, угол обзора широкий, много объектов помещается в кадр:
Вторая фотография сделана на объектив с фокусным расстоянием 56 мм, то есть с маленьким углом обзора:
Конечно, для того, чтобы человек поместился в кадр, фотографу пришлось отойти подальше. И важно отметить, что именно точка, с которой ведётся съёмка, так сильно повлияла на рисунок этих кадров.
Это важный эффект линейной перспективы — чем ближе мы подходим к объекту, тем он нам кажется бОльшим по отношению к дальним.
Обратите внимание на размеры человека относительно кустов и деревьев на дальнем плане. На первом снимке человек огромный по отношению к ним, а на втором снимке разница уже не такая значительная.
Этот эффект линейной перспективы зависит от точки наблюдения (точки съёмки). Объектив тут играет лишь роль ограничителя. И чем больше фокусное расстояние объектива, тем больше он ограничивает рамки кадра.
По сути, объектив с большим фокусным расстоянием — это подобие биноклю, в который мы смотрим на объекты издалека. Объектив же с маленьким фокусным расстоянием создаёт у зрителя эффект присутствия. В этом основное их отличие.
Какое фокусное расстояние выбрать? Большое или маленькое?
Надеюсь, не нужно объяснять, что у фотографа в арсенале объективов должен быть очень широкий выбор фокусных расстояний на любой случай.
Однако, если новичку хочется сразу выбрать что-то одно, то попробуем сделать сравнительный анализ на примере этих двух снимков.
Широкий угол:
- Много объектов помещается в кадр. Это хорошо, когда вокруг вас всё прекрасно и вы хотите поместить в кадр побольше этой красоты: пейзаж, интерьер.
- Если в кадр помещается слишком много, то можно немного обрезать края при постобработке. Это, так называемый, цифровой зум с ухудшением качества.
- Сложно компоновать кадр — приходится учитывать огромное количество объектов в снимаемой сцене. Особенно на дальнем плане.
- Проще фокусироваться и делать резкими большое количество деталей в кадре. Но при этом, сложнее размывать фон, если необходимо избавиться от второстепенного заднего плана.
Узкий угол:
- В кадр помещается меньше объектов. Это ограничивает компоновку кадра, но зато позволяет обрезать лишние детали, когда окружение не очень вам нравится.
- Если в кадр что-то не помещается, то можно склеить панораму из нескольких снимков. Но это довольно технически сложный процесс (в отличие от противоположного процесса — «цифрового зума»).
- Хорошо для съёмки крупных планов. Как будто выхватывание объекта из обстановки.
- Сложнее делать резкими сразу много объектов в кадре. Выхватывание объекта происходит не только по пространству, но ещё и по резкости.
- Если вы плохо разбираетесь в композиции, то вам будет проще компоновать кадр.
Выводы:
1) Если вы не уверены в своих силах в плане компоновки кадра, если вы не снимаете в тесных помещениях, если вы любите сильно размывать фон, то выбирайте фокусное расстояние побольше. Кроме того, ваши фотографии будут отличаться от фотографий большинства современных смартфонов, которые часто имеют довольно широкоугольные объективы.
2) Если вам важен на фотографии эффект присутствия, если вы снимаете в красивых локациях, если вы готовы решать трудности при компоновке кадра, то выбирайте более широкоугольные объективы. С ними сложнее, но интереснее. Лучше прорабатывается разноплановость.
3) Как всегда существует золотая середина — нормальный объектив (50 мм на полном кадре, 35 мм на кропе 1.6). Но вы должны будете приготовиться к постоянным компромиссам.