Найти в Дзене
Юрий Щёголев

Научные данные физиологического действия мёда на человека

Здравствуйте, друзья и коллеги, продолжаю Вас погружать в удивительный мир пчёл и пчеловодства.

Согласно научным данным, мед лучше рассматривать как пищу, а не как лекарство. Большинство преимуществ физиологического действия мёда на человека, по крайней мере, при внутреннем употреблении, скорее всего, можно отнести к каким-либо пищевым эффектам. С другой стороны, наше научное понимание причин и следствий, которое обычно подтверждается только в том случае, если отдельное соединение измеримо влияет на четко определенный симптом, слишком ограничено, чтобы объяснить, возможно, более сложные и тонкие, особенно синергетические взаимодействия.

Источник энергии

В качестве пищи мед в основном состоит из простых сахаров фруктозы и глюкозы, которые составляют основу почти всех указаний о том, как, когда и зачем его употреблять. Основным соображением является тот факт, что мед обеспечивает немедленно доступные калории, из которых он получает свою энергетическую ценность для здоровых и больных людей: быстрый доступ к энергии без необходимости длительного или сложного пищеварительного процесса. Такое же прямое поглощение также несет в себе риск патологического метаболизма сахара, такого как диабет и ожирение.

Неэнергетические питательные вещества

Часто мед рекомендуется из-за содержания в нем других питательных веществ, таких как витамины и минералы, но их количество настолько мало, что нереалистично думать, что они могут обеспечить какую-либо существенную добавку при недостаточном питании. Подобные аргументы приводятся в пользу питательной ценности и пользы для здоровья от большинства других продуктов пчеловодства, особенно от пыльцы и маточного молочка. Хотя их полезные свойства были показаны во многих случаях, они не могут быть основаны на простых числовых значениях, т. е. на количестве X вещества Y. Тем не менее, хорошо известно, что качество и доступность питательного вещества важны для его полезности для организма. Можно предположить, что микроэлементы в необработанном меде имеют максимально возможное качество.

Актуальные приложения

Местное применение в контролируемых условиях показало ускоренное заживление ран у животных (Bergman et al., 1983; El Banby et al., 1989) и экспериментальных ожоговых ран у крыс (Burlando, 1978), а также различных типов ран, в том числе послеоперационных. оперативные у людей (Cavanagh et al., 1970; Kandil et al., 1987a, b и 1989; Effem, 1988 и Green, 1988). Подобные, но не равные эффекты получаются при применении очищенной сахарозы и специальных порошков полисахаридов (Chirife et al., 1982). Наружные, как и внутренние раны от операций в течение нескольких дней становятся бактериологически стерильными и подсыхают. Одновременная стимуляция регенерации тканей медом сокращает время рубцевания и заживления. Кроме того, повязки с медом не прилипают к ранам или нежной новой коже.

Антибактериальная активность

Антибактериальную активность легче всего проверить и, вероятно, это наиболее изученная биологическая активность меда. В обычном меде это связано с высокой концентрацией сахара и кислотностью (pH от 3,5 до 5,0). Тем не менее, поскольку разбавленный мед показал антибактериальную активность, активный ингредиент был приписан неуловимому веществу, обычно называемому «ингибин». Большая часть этой активности позже была приписана перекиси водорода (H 2 0 2) ферментативный побочный продукт при образовании глюконовой кислоты из глюкозы. Ответственный фермент, глюкозооксидаза, в основном неактивен в концентрированном обычном меде. Таким образом, в растворах меда (разбавленном меде) с правильным рН антибактериальная активность во многом обусловлена ​​наличием перекиси водорода. Биологическое значение такого механизма вытекает из необходимости защиты незрелого меда (с высокой влажностью) внутри семьи до достижения более высоких концентраций сахаров.

Оба механизма могут частично объяснить стерилизующее действие меда на раны и некоторую его эффективность против простудных инфекций, но не объясняют его благотворное влияние на ожоговые раны (Heggers, et al., 1987) и более быстрое заживление ран с меньшим количеством рубцовой ткани. Субралиманьям (1993) испытал 100% приживление кожных трансплантатов после хранения в меде до 12 недель. Антибактериальная активность сильно различается у разных видов меда (Dustmann, 1979; Revathy and Banerji, 1980; Jeddar et al., 1985 и Molan et al., 1988). В дополнение к глюкозооксидазе мед, по-видимому, содержит другие, в основном неизвестные вещества с антибактериальным действием, среди которых полифенолы. Эти другие факторы были идентифицированы в нескольких случаях (Toth et al., 1987; Богданов, 1989 и Molan et al., 1989), но в целом существует несколько научных исследований различных утверждений о благотворном влиянии меда. Однако было хорошо продемонстрировано, что большая часть антибактериальной активности меда теряется после нагревания или длительного воздействия солнечных лучей (Dustmann, 1979).

Источники информации о медотерапии

Младенов (1972) опубликовал книгу (на румынском языке) о медовой терапии в Румынии, и есть несколько статей о медовой терапии в Апимондии (1976), а также в Crane (1975 и 1990). Американское общество апитерапии собирает истории болезни и научную информацию обо всех терапевтических применениях продуктов пчеловодства.

Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал ЗДЕСЬ, скоро будут новые публикации. Свои вопросы вы всегда можете задать в комментариях, и я обязательно отвечу!