Общие указания
«И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: “Когда у кого появится на коже тела его опухоль, или лишай, или пятно, и на коже тела его сделается как бы язва проказы, то должно привести его к Аарону, священнику, или к одному из сыновей его, священников. Священник осмотрит язву на коже тела, и если волосы на язве изменились в белые и язва оказывается углублённою в кожу тела его, то это язва проказы; священник, осмотрев его, объявит его нечистым. А если на коже тела его пятно белое, но оно не окажется углублённым в кожу и волосы на нём не изменились в белые, то священник должен заключить имеющего язву на семь дней. В седьмой день священник осмотрит его, и если язва остаётся в своем виде и не распространяется язва по коже, то священник должен заключить его на другие семь дней. В седьмой день опять священник осмотрит его, и если язва менее приметна и не распространилась язва по коже, то священник должен объявить его чистым. Это лишай, и пусть он омоет одежды свои, и будет чист. Если же лишай станет распространяться по коже, после того как он являлся к священнику для очищения, то он вторично должен явиться к священнику. Священник, увидев, что лишай распространяется по коже, объявит его нечистым. Это проказа”» (Лев. 13:1–8).
Господь начинает эту тему с общих слов, что нужно делать, если израильтянин заболел чем-то похожим на «проказу». Затем Он подробно объясняет, как поступать в тех или иных случаях.
Стих 1. Весть начинается с заявления, что этот закон, как и предыдущие, дал Господь. На этот раз Бог сказал обоим, Моисею и Аарону. В отличие от предыдущих глав, Он не говорит, что эти слова нужно пересказать народу Израиля. Постепенно люди узнают эти правила из собственного опыта.
Стих 2. Главным, кто определял проказу, был либо первосвященник (Аарон), либо кто-то из других священников (сыновей Аарона). Они были не только священниками, но и служили Израилю в качестве лекарей. То, что они по своим обязанностям, упомянутым в этой главе, должны были определять, болеют люди проказой или нет, соответствует поставленной перед ними в Лев. 10:10 задаче «отличать священное от несвященного и нечистое от чистого».
Хотя священника в этом отрывке можно сравнить с современным врачом, между ними есть отличия. (1) Священник не прописывал лечение, направленное на исцеление человека с проказой; он мог только диагностировать заболевание и изолировать больного. Он ничего не мог сделать, чтобы излечить болезнь. (2) Диагностировать заболевание священник мог только визуально. Чтобы узнать, заболел человек проказой или нет, он мог только осмотреть поражённые участки на его теле и сравнить увиденное с описанными Богом симптомами.
В стихе 2 заявляется тема данного раздела: это ситуация, когда на коже тела кого-либо появляется что-то ненормальное — опухоль, или лишай, или пятно — что имеет видимость проказы или позже определяется как язва проказы. При таких симптомах нужно идти на осмотр к доктору, то есть к первосвященнику или другому священнику. Возможно, неспроста текст говорит, что человека с подозрением на проказу нужно привести к священнику; в тексте не сказано, что он сам должен явиться к священнику. Может быть, это косвенно говорит о том, что человеку нужно непременно показаться священнику, хочет он того или нет. Священник продиагностирует заболевание и решит, действительно ли это проказа. Очевидно, первое предположение всегда было, что у человека, обнаружившего у себя какую бы то ни было проблему кожи, «язва проказы». Отношение к человеку с подозрением на проказу было таким же, как если бы он был нечистым, до тех пор, пока он не объявлялся чистым.
Бог дал указания священникам, чтобы они знали, что искать и что делать с тем, что они обнаружат. Он привёл много деталей и иллюстраций.
Стих 3. Первый вариант: волосы на больной коже изменились в белые и больное место углубилось в кожу, поразив ткань под ней. Если поражённый участок имеет такие симптомы, то у человека проказа, и он нечист.
Стихи 4–6. Второй вариант: пятно на коже белое, но волосы на нём не изменились в белые и проблема визуально не задела ткани под кожей. В этом случае человека не объявляли нечистым сразу же, а изолировали на семь дней (13:4). В конце этого времени священник (выступающий в качестве врача) должен был снова осмотреть его. Если, на взгляд священника, язва не стала хуже, оставшись в своём виде, и не распространяется, то этот человек изолировался на другие семь дней (13:5). В конце этого срока священник опять осматривал его, чтобы убедиться, не стала ли кожа выглядеть лучше. Если язва оказывалась менее приметной и не распространилась, священник должен был объявить его чистым. После этого тот человек должен был омыть одежды свои, и становился чист.
Стихи 7, 8. После того как больной был объявлен чистым и сделал всё необходимое для очищения, на коже снова могли появиться проблемные участки. В таком случае он вторично должен был явиться к священнику. Если лишай распространился, священник должен был объявить его нечистым. Тогда состояние больного объявлялось как проказа.
Случай 1. Опухоль на коже
«Если будет на ком язва проказы, то должно привести его к священнику. Священник осмотрит, и если опухоль на коже бела, и волос изменился в белый, и на опухоли живое мясо, то это застарелая проказа на коже тела его; и священник объявит его нечистым и заключит его, ибо он нечист. Если же проказа расцветёт на коже, и покроет проказа всю кожу больного от головы его до ног, сколько могут видеть глаза священника, и увидит священник, что проказа покрыла всё тело его, то он объявит больного чистым, потому что всё превратилось в белое: он чист. Когда же окажется на нём живое мясо, то он нечист. Священник, увидев живое мясо, объявит его нечистым; живое мясо нечисто. Это проказа. Если же живое мясо изменится и обратится в белое, пусть он придёт к священнику; священник осмотрит его, и если язва обратилась в белое, священник объявит больного чистым; он чист» (Лев. 13:9–17).
За общими инструкциями в начале главы следуют другие уставы относительно шести случаев, незначительно отличающихся деталями. Они иллюстрируют, как применять общие правила к конкретным ситуациям.
Стих 9. Отрывок начинается с повторения главного правила относительно язвы проказы. Человека с кожной проблемой должно привести к священнику (см. 13:2).
Стихи 10, 11. В этом отрывке разбирается ситуация, когда опухоль на коже бела. Священник должен поискать два других симптома: изменился ли волос на опухоли в белый и есть ли на опухоли живое мясо. Наличие этих двух симптомов указывает на то, что у человека застарелая проказа, и его можно объявлять нечистым. Его не нужно изолировать на семь дней, потому что болезнь не вызывает сомнений.
Стихи 12, 13. Далее, видимо, рассматривается второй вариант ситуации. Если предполагаемая проказа, найденная на человеке, о котором идёт речь (предположительно, человека с «белой опухолью») распространилась, покрыв всё тело от головы его до ног, так что всё превратилось в белое, тогда священник должен был объявить, что он чист. У этого человека явно была кожная болезнь, но она не считалась такой серьёзной, чтобы объявить его нечистым. Вудс и Роджерс говорят, что в этом случае у человека могло быть «витилиго или псориаз». Такие проблемы не были достаточно серьёзными, чтобы диагностировать их как проказу.
Стихи 14–17. Затем рассматриваются другие возможные ситуации. Если на коже человека, ранее объявленного чистым, окажется живое мясо, то это решение отменяется. Он снова будет нечист (13:14, 15). Но если живое мясо заживёт и обратится в белое, тогда решение опять будет пересмотрено: он снова будет объявлен чистым (13:16, 17).
Случай 2. Нарыв на коже
«Если у кого на коже тела был нарыв и зажил и на месте нарыва появилась белая опухоль или пятно белое или красноватое, то он должен явиться к священнику. Священник осмотрит его, и если оно окажется ниже кожи и волос его изменился в белый, то священник объявит его нечистым. Это язва проказы, она расцвела на нарыве; если же священник увидит, что волос на ней не бел, и она не ниже кожи, и притом мало приметна, то священник заключит его на семь дней. Если она станет очень распространяться по коже, то священник объявит его нечистым. Это язва. Если же пятно остаётся на своём месте и не распространяется, то это воспаление нарыва, и священник объявит его чистым» (Лев. 13:18–23).
Второй случай в этой главе — когда нарыв оставляет на коже отметину.
Стихи 18–20. Нарыв на коже, о котором идёт речь в этих стихах, уже зажил (13:18). Однако на его месте появилась белая опухоль или пятно белое или красноватое. С этой «опухолью» или «пятном» человек должен явиться к священнику (13:19). Как и в предыдущих случаях, священник определит, основываясь на характеристиках заболевания, действительно ли это проказа. Если пятно окажется ниже поверхности кожи и волос на этом пятне изменился в белый, то священник должен сделать вывод, что это язва проказы, и объявит больного нечистым (13:20).
Стих 21. Если волос на опухоли не бел, сама она только на поверхности кожи, и притом мало приметна (то есть цвет пятна не такой яркий, каким был вначале), то действия будут другими. Тогда священник изолирует этого человека на семь дней.
Стихи 22, 23. В конце семи дней священник должен снова осмотреть человека. Если больное место распространилось, то он должен быть объявлен нечистым. Это заболевание определяется как язва — то, что можно назвать «проказой». Однако если через семь дней пятно на коже не распространилось, то человек будет объявлен чистым; само пятно — это уже не заболевание, а воспаление (в Международном Библейском Обществе «рубец»; в Восстановительном Переводе «шрам») в результате нарыва.
Случай 3. Ожог на коже
«Или если у кого на коже тела будет ожог, и на зажившем ожоге окажется красноватое или белое пятно, и священник увидит, что волос на пятне изменился в белый, и оно окажется углублённым в коже, то это проказа, она расцвела на ожоге; и священник объявит его нечистым. Это язва проказы. Если же священник увидит, что волос на пятне не бел, и оно не ниже кожи, и притом мало приметно, то священник заключит его на семь дней. В седьмой день священник осмотрит его, и если оно очень распространяется по коже, то священник объявит его нечистым. Это язва проказы. Если же пятно остаётся на своём месте и не распространяется по коже, и притом мало приметно, то это опухоль от ожога; священник объявит его чистым, ибо это воспаление от ожога» (Лев. 13:24–28).
Третий конкретный случай, описанный Господом, — кожная проблема в результате ожога.
Стихи 24, 25. Указания относительно болячки на коже, появившейся в результате ожога, аналогичны предыдущим указаниям. (1) Причина этой кожной проблемы известна. В предыдущем случае причиной был нарыв, а здесь — «ожог». (2) Ожог подействовал на кожу отрицательно. Этот проблемный участок выглядит как красноватое или белое пятно (13:24). (3) Это пятно необходимо показать священнику, который осмотрит его и решит, проказа ли это, на основании двух симптомов. Симптомы в данном случае аналогичны перечисленным ранее: волос на пятне изменился в белый, и оно находится не только на поверхности, но и под кожей (13:25).
Стихи 25–28. Результаты осмотра тоже аналогичны. (1) Если на коже были обнаружены оба симптома, то болезнь объявлялась проказой, а сам больной — нечистым (13:25). (2) Если же волос на пятне был не бел, инфекция поразила только кожу и само пятно было мало приметно, тогда человека с ожогом надлежало изолировать на семь дней (13:26). (3) По истечении семи дней священник должен был опять осмотреть болячку. Если она распространилась, то объявлялось, что это язва проказы (13:27), а если не распространилась и пятно мало приметно, то человек объявлялся чистым (13:28).
Случай 4. Инфекция на голове или на подбородке
«Если у мужчины или у женщины будет язва на голове или на бороде, и осмотрит священник язву, и она окажется углублённой в коже, и волос на ней желтоватый тонкий, то священник объявит их нечистыми. Это паршивость, это проказа на голове или на бороде. Если же священник осмотрит язву паршивости, и она не окажется углублённой в коже, и волос на ней не чёрный, то священник заключит имеющего язву паршивости на семь дней. В седьмой день священник осмотрит язву, и если паршивость не распространяется, и нет на ней желтоватого волоса, и паршивость не окажется углублённой в коже, то больного должно остричь, но паршивого места не остригать, и священник должен паршивого вторично заключить на семь дней. В седьмой день священник осмотрит паршивость, и если паршивость не распространяется по коже и не окажется углублённой в коже, то священник объявит его чистым; пусть он омоет одежды свои, и будет чист. Если же после очищения его паршивость будет очень распространяться по коже и священник увидит, что паршивость распространяется по коже, то священник пусть не ищет желтоватого волоса. Он нечист. Если же паршивость остаётся в своем виде и показывается на ней волос чёрный, то паршивость прошла, он чист; священник объявит его чистым» (Лев. 13:29–37).
Следующий описываемый случай «проказы» — когда она проявляется на коже головы и поражает голову мужчины или женщины или подбородок мужчины.
Стих 29. Болезнь в данном контексте могла возникнуть у мужчины или у женщины (как и в следующем конкретном случае). Язва, о которой здесь идёт речь, определяется не её причиной (ожог или нарыв), а её местом. Инфекция обнаруживается на голове, и поражает она волосы мужчины или женщины или бороду. (Последний случай в этом разделе, описание которого начинается в 13:40, также говорит о заболевании, поражающем голову).
Стих 30. Как и в других случаях, священник должен осмотреть больное место. Определить, проказа это или нет, помогали следующие критерии: (1) углублённость язвы в коже и (2) цвет волос. Если язва проникла под кожу, а волос на ней желтоватый и тонкий, тогда это паршивость (в Международном Библейском Обществе «лишай»). Мужчину или женщину с такими симптомами надлежало объявить нечистыми. У них проказа на голове или на бороде.
Стихи 31–34. Если же оказывалось, что язва не углубилась в кожу и волос на ней не чёрный, тогда начинался процесс изоляции и повторного осмотра. В седьмой день карантина (13:31) человек вновь должен был подвергнуться осмотру. Если паршивость не распространялась, и не было на ней желтоватого волоса, и если осмотр показывал, что плоть под кожей не инфицирована (13:32), тогда человека должно было остричь (кроме больного участка) и изолировать ещё на семь дней (13:33). Если по истечении этого времени состояние человека не ухудшилось, то священник должен был объявить его чистым; после этого он должен был омыть одежды свои, и будет чист (13:34).
Стихи 35–37. Относительно этого заболевания (паршивости) высказываются ещё два последних замечания. (1) Если после очищения человека его состояние ухудшилось, то священник должен объявить, что он нечист (13:35, 36). (2) Если паршивость осталась в прежнем виде, но на ней выросли только чёрные волосы, то человек чист, и священник должен объявить его чистым.
Случай 5. Белые пятна
«Если у мужчины или у женщины на коже тела их будут пятна, пятна белые, и священник увидит, что на коже тела их пятна бледно-белые, то это лишай, расцветший на коже: он чист» (Лев. 13:38, 39).
В двух последних конкретных случаях разбираются состояния людей, которые, как можно подумать, указывают на проказу, но это не так. В первом случае на коже присутствуют «пятна белые».
Стихи 38, 39. Помимо диагностирования проказы, священники должны были уметь определять и отсутствие проказы. Кто-то мог, например, подумать, что если у кого-то на коже тела появились пятна белые, то это проказа; но если пятна были только бледно-белые, то это был лишай («простая сыпь», Международное Библейское Общество). Такое хроническое кожное высыпание не было заразным и не было проказой. Человек с такой сыпью был чист.
Случай 6. Инфекция на лысине
«Если у кого на голове вылезли волосы, то это плешивый; он чист. А если на передней стороне головы вылезли волосы, то это лысый: он чист. Если же на плеши или на лысине будет белое или красноватое пятно, то на плеши его или на лысине его расцвела проказа. Священник осмотрит его, и если увидит, что опухоль язвы бела или красновата на плеши его или на лысине его, видом похожа на проказу кожи тела, то он прокажённый, нечист он. Священник должен объявить его нечистым, у него на голове язва» (Лев. 13:40–44).
Последний конкретный случай в этой главе — облысение и любая инфекция на лысой голове.
Стихи 40, 41. А что можно сказать о плешивом? Было бы легко заключить, что его облысение является признаком проказы, так как лысина — это ненормальное состояние для головы мужчины, по крайней мере в молодости. Однако священник (а также простой израильтянин) получает заверение, что само облысение не показатель проказы. Лысый человек чист.
Стих 42. И всё же на плеши или на лысине мужчины могла расцвести проказа. Если на его лысой голове появилось белое или красноватое пятно, то Господь объявлял, что это проказа.
Стихи 43, 44. На этой стадии священник должен был осмотреть лысого мужчину. Если больная область видом была похожа на проказу, которую можно было обнаружить на других участках тела, и если она была красноватой, тогда священник должен был объявить, что этот мужчина прокажённый и что он нечист.
Последствия проказы
«У прокажённого, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: “Нечист! Нечист!” Во все дни, доколе на нём язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его» (Лев. 13:45, 46).
Указания о людях с подозрением на проказу завершаются подробным изложением того, как надо было поступить с «прокажённым, на котором эта язва».
Стихи 45, 46. До этого момента правила относительно проказы гласили, что в разных случаях людей нужно объявлять прокажёнными и нечистыми; но текст пока ещё не открывал, что должно произойти с человеком, у которого была проказа. Раздел завершается объяснением разных требований к прокажённому. У такого человека должна быть разодрана одежда, голова его должна быть не покрыта, до уст он должен быть закрыт и кричать: «Нечист! Нечист!» Жить ему полагалось отдельно, вне стана (см. Чис. 5:1–4). Это должно было продолжаться всё время его болезни.
Это были серьёзные последствия! Бог дал понять, что проказа — страшная болезнь. Раздирание одежд, взлохмачивание волос и закрывание лица — всё это были знаки траура, так что все действия этого человека говорили о том, что жизнь для него становилась подобна смерти. То, что он должен был жить вне стана, подчёркивало его «нечистоту». Стан был «свят»; в его пределах была скиния, где в определённом смысле обитал всесвятой Бог. Прокажённый, на котором была эта язва, будучи нечистым, осквернил бы святой народ Божий. Следовательно, жизнь прокажённого внушала мысль не только о смерти, но и об осквернении.
Конечно, добрая весть состояла в том, что прокажённый испытывал эти последствия, только пока не исцелялся от проказы. Очищение и возвращение к нормальной жизни было возможно, когда исчезали симптомы проказы, о чём говорится в следующей главе.
#проказа #тора #ветхий завет #библиянакаждыйдень #религия