Автор: Крыс Питерский (и Мыська)
Приятной пятницы, уважаемые! Как и обещали, завершаем (если мелкая хвостатость опять не растечется) рассказ про немного великого и слегка ужасного Джироламо Савонаролу - фанатика, мечтателя и республиканца. К слову, если кто пропустил первую часть - с ней можно ознакомиться здесь:
По традиции напоминаю - все наши материалы являются лишь ознакомительным чтивом, призванным возбудить аппетит и даже на минимальную академичность не претендуют. И так несчастная Мыська в процессе выбраковки "неутрамбовываемых" фактов периодически забивается под кровать и истошно верещит, вылезая лишь на обещание доппайка кедровой настойки.
Мы закончили на констатации странного факта - у Джироламо были не только почитатели, но и противники! Невероятно, при этом их еще и было довольно много. Настолько, что подробный рассказ о них затянется еще статьи на три, так что остановимся на самых известных - и интересных.
Дело в том, что эту троицу объединяли весьма... противоречивые отношения. Да что там, записать их в одну фракцию можно только в рамках данного сюжета. И поводы к противостоянию с неистовым доминиканцем у них были совершенно различны. Именно поэтому рассказать о них непременно надо - сложно найти более красочную иллюстрацию того, насколько сложная и разноцветная штука история.
Начнем мы, разумеется, с Александра VI (он же Родриго де Борджиа). Думаем, не стоит останавливаться на подробном описании его образа в современной культуре. Все и так знают, что это был развратник, убийца и мерзавец, чуть ли не лично погубивший католичество и приведший к самозарождению Лютера.
Но если посмотреть на нашего персонажа в контексте эпохи (и с должной долей критики к его очернителям), все становится куда интереснее. Нет, святым Родриго точно не был. Впрочем, если отвергнуть стандартно-гротескные рассказы про жуткий разврат и миллиард расстрелянных отравленных лично Папой (с документальным подтверждением последнего, к слову, есть большие проблемы), то перед нами - типичный человек эпохи Возрождения. Не сильно целомудренного поведения, влекомый огромным тщеславием, но энергичный руководитель, при всех своих пороках сделавший все для укрепления Рима - как он его понимал. А ну и да, как положено говорить в таких случаях - еще покровитель искусств и наук.
Стоит напомнить, что в то время Церковь переживала не лучшие времена. И не только в силу внутреннего кризиса (думаю, наши постоянные читатели уже привыкли к ним, почти как к повседневности РКЦ). Но и в силу того простого факта, что европейские монархи по традиции не очень хотели любить Папу и Рим. При всем внешнем почтении, будем честными - набожности в них было маловато. Освобождение Гроба Господня давно забылось, внутриевропейские Крестовые походы тоже притихли, зато вовсю шел дележ земель и сфер влияния внутри Европы. И лакомейшим куском в этой дележке были итальянские земли.
Так что можно считать непреклонное стремление Александра всеми силами расширить светскую власть Рима на Аппенинах и его многочисленные, порой взаимоисключающие дипломатические соглашения плодом его личных амбиций, а можно и стремлением понтифика сохранить и преумножить власть Рима и Церкви. Мы, если честно, думаем что он не сильно разделял эти понятия.
Что касается Савонаролы, то заранее понятно, что подобный смутьян точно не пришелся ему по вкусу. Помимо личной неприязни (вполне понятной), его явно не могли не беспокоить отношения Джироламо и французского короля (о нем речь еще пойдет). Не очень, мягко говоря, враждебные (по крайней мере, вначале). Стоит отметить, что следуя своей гибкой природе - он долго пытался договориться миром. Даже кардинальство предлагал (вполне возможно, что даже искренне - жаль такого интересного человечка терять, наверное). Но когда доминиканец не понял намеков... Впрочем, не будем забегать вперед. Поговорим о...
Строго говоря, Карла VIII противником Савонаролы назвать сложно. Если совсем честно, вряд ли он вообще испытывал к нему какой-то особо личный интерес. Ну, только если естественно-научный, но эта диковинная флорентийская зверушка, думаю, возбуждала этот интерес во многих. Тем не менее, определенную (и достаточно роковую, по сути) роль он в жизни Джироламо сыграл.
Напомним, что именно Карл после смерти Лоренцо Великолепного и в результате отнюдь не великолепного правления его сына Пьеро вспомнил, что давно хотел отведать пасты и пиццы. Ну, и наведался с недружественным визитом. Итогом стала сначала капитуляция республики, а затем внутренняя склока, по итогам которой Глупый (да, прозвище по делам...) Пьеро куда-то делся, а во Флоренции была восстановлено старое доброе народовластие под негласным, но фактическим руководством... Ну, первую часть вы читали, да и вообще все понятно.
Понятно, что при таких раскладах, у Савонаролы были основания соблюдать вполне себе профранцузский курс что, как говорилось выше, отнюдь не добавило ему любви Рима. Впрочем, на этом Любезный Карл троллить проповедника не прекратил. Через какое-то время ему вновь захотелось прогуляться по Италии в компании с кем бы вы думали? Да, с глупым Пьеро. Резко погрустневшие от чувства дежавю жители Флоренции испробовали проверенный прием - отправили на переговоры с Карлом своего истового доминиканца. Тот, впрочем, вновь подтвердил что оратор из него первостатейный, и флорентийско-французский союз сохранил (опять, разумеется, разозлив Папу). Проблема в том, что все это сильной любви в итоге народе к Джироламо не прибавило - в результате подобных оказий республика оказалась фактически в недружественной изоляции, что, в свою очередь, не очень благотворно сказалось на благополучии простого люда. Первоначальный карнавал благочестия начал сменяться неким унынием и моральным разбродом. Впрочем, это было не последней проблемой...
Таким образом, в своих личных амбициях/государственных интересах Карл просто нечаянно наступил железной пяткой на рясу нашему герою. Впрочем, вряд ли это заметив - Итальянская война была куда интереснее. Но Бог троицу любит, так что представляем вам...
В общем и целом, если в предыдущих наших персонажах можно разглядеть если не добродетель, то некую глубину (хотя бы сюжетную). то с третьим такого не получится... Довольно мерзкий типчик, скажем честно, при этом - куда меньшего масштаба. Но именно поэтому без него палитра была бы неполной.
Биография Асканио Сфорца литературна и отвратительна одновременно - то что надо для хорошего сериала! Начнем с того, что он был младшим братом того самого Лодовико Сфорца - миланского герцога, умницы, мецената. Ну и конечно - ренессансного человека нетвердых моральных устоев, куда же без этого.
Отставать от такого братца было негоже, но престол был уже занят, так что Асканио пошел по церковной линии - и весьма удачно. Став кардиналом и поучаствовав в двух папских выборах. На вторых, причем, совершенно серьезно имея самые серьезные амбиции. Но случилась незадача - одним из главных конкурентов его был уже известный нам Родриго. Решив, что калибром не вышел, Сфорца решил взять деньги и не открывать черный ящик заключить с ним политический союз. Кто в итоге стал Папой мы уже знаем, а Асканио досталась должность вице-канцлера (премьер-министра на наши деньги). В общем, неплохо, да?
Беда в том, что останавливаться вовремя он не умел. Поэтому во время
той самой первой прогулки Карла VIII по Италии, резко решил (не без договоренности с французами) что папа не настоящий и попытался устроить переворот. В итоге что-то пошло не так, Карл отступил из Италии (оставив в подарок Савонаролу) и наш предатель... Получил прощение у престола. Мы же говорили - нравилось Александру окружать себя интересными людьми.
Пребывание его там пошло не очень. Отношения так и не наладил, да тут еще некстати зарезали сына Борджиа (ну, папские дети, вы понимаете...), а Асканио оказался в числе подозреваемых. Но, как положено в хорошем сериале... Папа опять его простил - даже без полагающегося допроса. Странные у них были отношения.
В дальнейшем история незадачливого игрока в престолы была не менее сумбурной, но поскольку караул устал к истории Савонаролы она уже не имела отношения, мы ее пропустим.
И вот этот не очень порядочный даже по меркам своего времени человек был одним из главных противников проповедника. Причем, как видим, особого резона, в отличие от предыдущих персонажей у него особо и не было - играл он на другой доске. Возможно, Джироламо ему просто не нравился. А возможно, своими пламенными проповедями напоминал его свербящей совести о чем-то. Кто знает. Тем не менее, интриговал против Савонаролы он много и со вкусом.
В общем, если у вас еще не разболелась голова, перейдем к финальному акту драмы.
На фоне всей этой катавасии дела у Джироламо шли не очень. Помимо сложной внешнеполитической обстановки и постоянного конфликта с Римом, подогреваемым множеством недоброжелателей, росло внутреннее недовольство.
Прежде всего, недовольны (кто бы мог подумать) были сторонники аристократического правления и сторонники Медичи. Соответственно известные как партия "беснующихся" и "серых" - любили тогда звучные названия!
Усилия противников не пропали даром - вконец разозленный Александр VI наконец, в мае 1497 отлучает неуемного проповедника от церкви. Тот, впрочем не сильно огорчается и в ответ объявляет Папу нераскаявшимся еретиком. После чего с еще большим даром продолжает проповедовать. Допроповедовавшись до того, что сжигает в следующем году папскую буллу об отречении и требует его низложения. Это уже всем показалось перебором и его авторитет продолжил стремительно падать.
Кульминация этой драмы выглядела бы гротескно и даже забавно - если не знать о последствиях. Некий францисканец де Пулья пафосно вызывает любого отрицающего отлучение Савонаролы пройти испытание огнем. Под бурный восторг толпы сам Джироламо (вместе со своим учеником) принимает вызов. 7 апреля 1498г. на площади собирается огромная толпа. Все замерли в предвкушении небывалого зрелища - два огромных костра должны стать отличной декорацией для состязания духа. Истина рядом! Но...
Благоразумно решив что в небесной канцелярии тоже бывают накладки - де Пулья предпочитает скромно не явиться. Вдобавок, по правилам плохой комедии, на город обрушивается ливень, погасив костры. Пытаясь сделать хорошую мину Савонарола объявляет себя победителем и гордо удаляется под недовольный гул. Законы шоу безнадежно нарушены и все окончательно понимают, что сериал скатился.
На следующий день толпа разгневанных зрителей (очевидно, подстрекаемая "бешеными") врывается в монастырь св.Марка и хватает проповедника. Пользуясь моментом, Александр спешно организует следственную комиссию (разумеется, состоящую не из самых больших доброжелателей Савонаролы), которая еще месяц с лишним пытается выбить из Джироламо признание в ереси. Естественно, самыми негуманными методами.
Стоит отдать должное нашему герою - признаваться он не намерен, более того, в перерывах между жесточайшими пытками продолжает писать. Согласно легенде, над последним своим трактатом "Руководством к христианской жизни" он продолжал работу непосредственно перед казнью, которая состоялась 23 мая 1498г. Безумный мечтатель и воинственный аскет, при огромном стечении народа был повешен, после чего его тело предали огню...
Ни в коем случае не хотим опошлять моралью эту трагичную и сложную историю. Просто поблагодарим тех, кто благополучно дочитал ее до конца. Будет новый день - будет новый рассказ... Всем шалом и кедровых орешков!
Традиционные ссылки на наших коллег. Рекомендуем, если ищете, что почитать.
Каналы, на которые стоит подписаться!
Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель
Также читайте блог одного увлеченного технаря)