Найти тему
С Богом по жизни

РАССКАЖИ МНЕ О…

Какие родители не слышали слов: “Расскажи мне что-нибудь”? Мы все любим истории, и Иисус любил рассказывать их. Некоторые Его наиболее памятные и любимые учения представлены в форме рассказа. Мы такие истории называем “притчами”. Несколько Своих самых известных притч Иисус рассказал во время служения в Перее. Те из них, что рассматриваются в нашем уроке, Он сопроводил соответствующим практическим наставлением. Большей частью притчи и другие учения имеют прямое или косвенное отношение к фарисеям (см. Лк. 14:1; 15:2; 16:14).

Иисус мог взять практически любую тему и рассказать на эту тему историю, имевшую важный смысл. В этом уроке мы увидим, как Он рассказывает о званых обедах, об овцах и монетах, о семейной жизни, о деловых отношениях и даже о жизни после смерти.

РАССКАЖИ МНЕ О ТОМ, КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА ЗВАНЫХ ОБЕДАХ (Лк. 14:1-24)

Иисус ел с фарисеем в Галилее (Лк. 7:36-50) и в Иудее (Лк. 11:37-54). Теперь Он получил приглашение “вкусить хлеба” от фарисея в Перее (см. Лк. 14:1, 12). Это третий и последний из описанных случаев, когда Иисус был приглашен на обед и принял приглашение.

Изучая предыдущие посещения Христом домов фарисеев, мы размышляли над возможными мотивами приглашений. На этот раз нам не нужно строить догадки. Лука пишет: “Случилось Ему в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним” (Лк. 14:1; см. Лк. 11:53, 54). Из контекста становится ясно, что они “наблюдали за Ним”, чтобы проследить, не нарушит ли Он субботних традиций.

На обеде присутствовал “человек, страдающий водяною болезнью” (Лк. 14:2). “Водяная болезнь” (или “водянка”) — такое состояние, при котором в теле скапливается жидкость. Это один из симптомов сердечной или почечной недостаточности. Без сомнения, этого инвалида фарисеи привели, чтобы посмотреть, исцелит ли его Иисус в субботу.

Христос захватил Своих врагов врасплох, когда спросил их: “Позволительно ли исцелять в субботу?” (ст. 3; см. Мк. 3:4). Он привел аргумент, подобный тому, что приводил ранее (см. Мф. 12:11). Он рассуждал исходя из правомерности вызволения ребенка или животного из колодца в субботний день (ст. 5) (прим.: в одних древних рукописях написано “осел”, а в других — “сын”). Его довод можно выразить так: “Если вам дозволительно своих детей вытаскивать из воды [колодца] в субботу, тогда почему Мне нельзя в субботу удалять воду [водянку] из детей Божьих?”

Будьте истинно смиренными (Лк. 14:7-11)

Иисус воспользовался случаем, чтобы преподать несколько своевременных уроков. Все они основаны на теме званых обедов. Он заметил, что гости стремились занять почетные места поближе к хозяину (ст. 7; см. Мф. 20:21; 23:6). Он сказал, что человек проявит мудрость, если займет последнее место (ст. 8-10). Это названо “притчей” (ст. 7), потому что Господь хотел, чтобы сказанное относилось ко всем сферам жизни: “Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится” (ст. 11, см. Лк. 18:14; Мф. 23:12).

Будьте истинно радушными (Лк. 14:12-14)

Христос обратился к хозяину и сказал ему, что нет добродетели в том, чтобы позвать тех гостей, которые могут отплатить (и наверняка отплатят) ему тем же (ст. 12). И добавил: “Но когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых — и блажен будешь, что они не могут воздать тебе” (ст. 13, 14). Этими словами Господь обвинил не только хозяина, но и всех нас, которые “радушны” только с друзьями и теми, кого мы считаем “ровней” себе (см. Мф. 5:46, 47; Лк. 6:32, 33).

Будьте истинно покорными (Лк. 14:15-24)

Иисус сказал, что истинно радушным “воздастся... в воскресение праведных” (ст. 14). (Некоторые фразу “в воскресение праведных” используют в своем учении о том, что будет два воскресения: воскресение праведных и спустя некоторое время — воскресение неправедных. Библия учит, что будет одно общее воскресение как для творивших добро, так и для творивших зло [Ин. 5:28, 29]. В Лк. 14:14 Иисус учит, что в воскресение будут благословлены только праведные). Один из гостей, который подумал, что Он говорит о пришествии царства Мессии, воскликнул: “Блажен, кто вкусит хлеба в Царстве Божьем!” (ст. 15). Христос ответил притчей о званом ужине. Приглашенные на ужин отделались отговорками, чтобы не прийти (ст. 16-21). Тогда разгневанный хозяин послал за изгоями общества, чтобы они пришли и отобедали с ним (ст. 16-21). Тогда разгневанный хозяин послал за изгоями общества, чтобы они пришли и отобедали с ним (ст. 21-23; ср. со ст. 13).

Много уроков можно извлечь из этой притчи, но главная цель, с которой ее рассказал Господь, выражена в ст. 24: “Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит Моего ужина”. В контексте это означает: “Многие из вас, кто думает, что будет есть хлеб в царстве Божьем, не вкусят его!” Они отвергли Божье приглашение. Точнее, они закрыли уши, чтобы не слышать Его приглашения войти в царство Его Сына. Они не признали Иисуса Божьим Сыном.

Есть в притче урок и для всех нас: когда Господь приглашает вас (Мф. 11:28), не придумывайте отговорок, а немедленно ответьте на Его любовь! Тогда и только тогда вы обретете надежду вкушать Его духовную вечерю (см. Отк. 3:20).

РАССКАЖИ МНЕ О ТОМ, КАК СТРОИТЬ ДОМА И ХОДИТЬ НА ВОЙНУ (Лк. 14:25-35)

В начале галилейского служения за Иисусом следовали толпы людей (Мф. 4:25). Теперь и в Перее “с Ним шло множество народа” (Лк. 14:25). Мысль о Мессии все больше и больше возбуждала народ. Господь усмотрел необходимость обратить внимание этой восторженной, но переменчивой толпы на то, какая цена потребуется от тех, кто хочет быть Его учеником (ст. 26, 27).

Он привел две иллюстрации о “вычислении издержек”: о необходимости вычислить стоимость проекта, прежде чем приступать к строительству (ст. 28-30), и о необходимости подсчитать, чего это будет стоить, прежде чем идти на войну (ст. 31, 32). Затем Он еще раз подчеркнул цену ученичества (ст. 33), добавив пример с солью, который приводил раньше. Хорошо, если они последуют за Ним, но если они не будут готовы принести необходимые жертвы, то станут, как соль, утратившая свое свойство, — никуда не годными (ст. 34, 35; см. Мф. 5:13; Мк. 9:50).

РАССКАЖИ МНЕ О ТОМ, КАК НАХОДИТЬ ПРОПАВШИХ ОВЕЦ, МОНЕТЫ И СЫНОВЕЙ (Лк. 15:1-32)

Среди слушателей Иисуса были “мытари и грешники” (ст. 1; см. Лк. 7:34). Слово “грешники” может показаться нам странным, поскольку все мы грешники (Рим. 3:23), но так названы те, кого грешниками считал мир и в особенности фарисеи.

Христос не отгораживался от изгоев общества; Он даже преломлял с ними хлеб (см. Мф. 9:10, 11). (Некоторые пытаются использовать Лк. 15:1, 2 для оправдания своего участия в мирских делах. Не забывайте цель Иисуса: Он ел с ними, чтобы спасти их души [Лк. 5:30-32]. Не забывайте о рамках Его участия: Он ел с ними, но не участвовал в их греховных делах). Поэтому фарисеи и книжники роптали: “Он принимает грешников и ест с ними” (Лк. 15:2). На их бессердечное недовольство Иисус ответил самой известной серией притч: тремя рассказами о пропаже.

Пропавшие и найденные (Лк. 15:1-24)

Следующая история Христа — о пастухе, который потерял одну овцу и радовался, когда нашел ее (ст. 3-6). В конце Он добавил: “Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии” (ст. 7). Еще Он рассказал о женщине, которая потеряла монету и радовалась, когда нашла ее (ст. 8, 9). “Так, говорю вам, бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся”, — сказал Он (ст. 10). А потом рассказал притчу о блудном сыне. Об этой всеми любимой истории Джон Ф. Картер пишет:

«Тысячи людей, чья загубленная в грехе жизнь привела их на грань отчаяния, благодаря ей отдались на милость Божью; отдавшись, они обрели не только прощение и благоволение небес, но и силы для победоносной жизни».

Когда блудный сын пришел, наконец, домой, началось большое веселье (ст. 24).

Пропавший из-за недовольства (Лк. 15:25-32)

Рассказывая притчу о блудном сыне, мы часто завершаем ее праздником по случаю его возвращения: это кажется ее естественным окончанием. Однако Иисус так не думал. Соль притчи была в противопоставлении радости отца недовольству старшего сына (ст. 25-30). Старший сын олицетворял фарисеев — и всякого, кто равнодушен к погибающим и совсем не радуется, когда они возвращаются к Господу. Отношение, которое мы должны иметь, заключено в словах отца старшему сыну: “надобно... радоваться и веселиться”, ибо драгоценная душа, этот потерянный человек “был мертв и ожил, пропадал и нашелся” (ст. 32).

РАССКАЖИ МНЕ О ТОМ, КАК РАСПОРЯЖАТЬСЯ ДЕНЬГАМИ (Лк. 16:1-13)

Неправедное распоряжение (Лк. 16:1-9)

Потом Иисус, обратившись к ученикам (ст. 1), рассказал им притчу о нечестном управляющем. Управляющему была вверена собственность другого человека (см. Лк. 12:41-48; 1 Кор. 4:2).

Рассказ Христа об этом управляющем — одна из Его самых необычных притч. На первый взгляд кажется, будто она восхваляет недобросовестных. Управляющий растратил вверенное ему имение (ст. 1) и понимал, что хозяин его скоро выгонит (ст. 2). Не долго думая, он созвал должников своего хозяина и уменьшил величину их долга (ст. 5-7), чтобы после увольнения рассчитывать на их дружбу (ст. 4). Его почти уже бывший хозяин похвалил своего управляющего за хитроумие (ст. 8).

Можно ли сказать, что Иисус похвалил нечестность и плохое управление? Ни в коем случае (см. 16:17). Его вывод мы находим в конце стиха 8: “Ибо сыны мира этого догадливее сынов света в своем роде”. Выразим это иначе: нечестивые лучше знают, как использовать деньги для осуществления нечестивых целей, чем благочестивые — для осуществления целей благочестивых.

Нечестный управляющий приобретал себе друзей при помощи денег. То же сказал и Иисус: “...приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители” (ст. 9). Мы “приобретаем себе друзей богатством”, помогая нуждающимся. Исходя из слов Иисуса, помогая другим, мы собираем сокровища на небе, а также обеспечиваем себе радушную встречу со стороны тех, кому мы помогали на земле. Урок здесь по сути тот же, что и в 12:33: “Продавайте имения ваши и давайте милостыню; приготовляйте себе... сокровище, не оскудевающее на небесах”.

Праведное распоряжение (Лк. 16:10-13)

Христос подкрепил притчу общими наставлениями о необходимости быть хорошими распорядителями, особенно в отношении своих денег (ст. 10-12). Он также предостерег от того, чтобы мы позволили богатству стать нашим господином (ст. 13; см. Мф. 6:24). Притчу и Свое дальнейшее учение Он мог бы предварить словами “Берегитесь закваски фарисейской” (Лк. 12:1), ибо “фарисеи... были сребролюбивы” (Лк. 16:14). Они были убеждены, что богатство — неопровержимое доказательство Божьего благоволения.

РАССКАЖИ МНЕ О ТОМ, КАК НЕ ПОПАСТЬ В “АД” (Лк. 16:14-31)

Деньги для Иисуса определенно были не самым главным на свете. Услышав “все это”, фарисеи стали смеяться над Ним (ст. 14). Они надеялись дискредитировать Иисуса в глазах народа.

Богачи с ненавистью (Лк. 16:15-18)

Христос в ответ сделал выговор фарисеям:

• Он упрекнул их за самооправдание в глазах людей (ст. 15).

• Он упрекнул их за попытку “усилием” войти в царство при помощи сочиненных людьми правил и установлений (ст. 16).

• Он упрекнул их за больший интерес к преходящим человеческим традициям, нежели к нерушимому Слову Божьему (ст. 17, 18).

Богач в аду (Лк. 16:19-31)

После выговора Христос рассказал еще одну историю. Если Его притча о нечестном управляющем задела любителей денег, то эта должна была возмутить их вдвойне. Речь в ней идет о неспасенном богаче.

Лк. 16:19-31 обычно называют “притчей о богаче и Лазаре”. Это история о богатом человеке, который не прошел испытания на правильное распоряжение имуществом. Он не использовал возможность помочь нищему по имени Лазарь. Когда нищий умер, ангелы отнесли его “на лоно Авраамово” (ст. 22), а богач после смерти оказался “в муках” (ст. 23).

Богач умолял послать Лазаря на землю, чтобы тот предупредил его пятерых братьев, но ему было сказано: “У них есть Моисей и пророки... Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят” (ст. 29, 31). Эти слова имели особое отношение к фарисеям: у них были писания Моисея и пророков, свидетельствовавшие об Иисусе (Лк. 24:44), но они не захотели прислушиваться к ним. Поэтому их не убедило даже воскрешение Иисусом мертвых (Лк. 7:11-17; 8:41-56; см. Ин. 11:1-53; 12:9-11). Фактически, их не убедило даже происшедшее позднее воскресение Самого Иисуса (Мф. 28:11-15; Деян. 4:1-22).

Те, кому не нравится то, чему учила история в Лк. 16:19-31, хватаются за слово “притча” и учат, что рассказ этот — не более, чем сказка. Однако примем во внимание следующее:

(1) В Библии эта история не названа притчей. Если это притча, то единственная, которая называет главного героя по имени (Лазарь). Кроме того, если это притча, то одна из немногих, которые не основаны на повседневных ситуациях, знакомых слушателям Иисуса. Конечно, как мы подчеркивали, термин “притча” в Евангелиях часто употребляется свободно: иногда это просто “иллюстрация”. Поэтому рассказ о богаче и Лазаре вполне можно назвать “притчей”, если мы понимаем, что это наше определение, а не Господне.

(2) Даже если мы называем эту историю “притчей”, это не значит, что мы навешиваем на нее ярлык “выдумка”. Дж. Макгарви комментирует: “Но следует заметить, что в притчах Иисуса никогда нет вымышленных обстоятельств, равно как они нигде не нарушают естественного порядка и законов природы”. Нет никаких причин сомневаться в том, что сцены Лк. 16:19-31 точно передают состояние душ после смерти: проклятие погибших и благословение спасенных. Поскольку Иисус был, когда ничего еще не было (Ин. 1:1,2, 14), то Он единственный из всех когда-либо живших на земле мог описать состояние людей после смерти.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В применении лично к нам эти уроки могут оказать практическое воздействие на нашу жизнь. Например, мы, возможно, пригласим к себе в дом людей, которых мы никогда раньше не думали приглашать — даже тех, от кого не ждем взаимности. Возможно, мы спросим себя: “А я друг ли грешникам, как Иисус?” Может быть, на этой неделе мы наметим себе познакомиться с кем-нибудь. Притча о званом ужине (Лк. 14:16-24) должна, по меньшей мере, вызвать в нас вопрос: “А я принял приглашение Господа?” История же о богаче и Лазаре подсказывает нам вопрос, заставляющий исследовать свою душу: “Приготовился ли я к смерти?”

#притчи #притчи о жизни #мудрые притчи #притча о жизни #притча #мудрая притча #евангелие #иисус христос #библия #христианство