В уже неоднократно упоминавшемся на данном канале «Государственном каталоге Музейного фонда РФ» содержатся не только неатрибутированные портреты из российских музеев, но и портреты с явно неверной атрибуцией. Иногда эта атрибуция не просто неверна, но и достаточно курьезна. Рассмотрим сегодня парочку примеров этого.
Первый из «сегодняшних» портретов хранится в Государственном бюджетном учреждении культуры и искусства Республики Башкортостан "Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова". Автор его неизвестен, а сама работа атрибутирована как «портрет молодой женщины в мундире». Датирован портрет началом XIX в.
Рассмотрим портрет подробнее.
Перед нами «некто» в русском двубортном зеленом мундире, генеральских эполетах, с лентой ордена Св. Андрея Первозванного через правое плечо, звездой этого ордена на левой стороны груди и орденом Св. Анны на шее (то, что знак этого ордена у персонажа находится именно на шее, это важный нюанс, но об этом ниже). Общий внешний вид персонажа, покрой его мундира и т.п. действительно свидетельствуют, что портрет выполнен в начале XIX в., точнее – в царствование Александра I, скорее – в первой половине-середине оного, но после 1809 г., о последнем говорят эполеты на обоих плечах портретируемого.
Наличие у персонажа высшего ордена Российской империи вкупе со «своеобразной» внешностью заставляет предположить, то перед нами один из юных великих князей. Великие князья получали орден Св. Андрея Первозванного в младенческом возрасте – при крещении. Такая практика сложилась к середине XVIII в., а затем Павел I ее узаконил. Причем, поскольку при Павле российские ордена считались «степенями», составляющими единый Российский орден, удостоившийся ордена Св. Андрея Первозванного великий князь считался кавалером всех российских орденов – «Все Великие Князья Наши получают Российский орден всех наименований».
Не стоит воспринимать это как награждение в строгом смысле слова. Как известно, ордена изначально – это организации, а то, что мы сейчас называем орденами – это знаки принадлежности к той или иной орденской организации. Когда в Европе создавались первые светские ордена, во главе их чаще всего становился монарх или иной член правящей династии – это должно было способствовать повышению престижа ордена. Так и в данном случае – речь шла не о награждении заслуг, которые, разумеется, у находящихся в младенческом возрасте великих князей отсутствовали, а о «включении» или «причислении» этих отпрысков монаршего дома к ордену, что являлось внешним свидетельством его престижности, «веса» и авторитета.
В царствование Александра I «существовало» четыре великих князя – Константин Павлович, Николай Павлович, Михаил Павлович и Александр Николаевич. Первого и последнего можем исключить – Константину уже на момент восшествия брата на престол был уже 21 год, что явно не соответствует возрасту изображенного; Александру Николаевичу (будущему Александру II) на момент смерти Александра I было лишь 7 лет, явно меньше, чем персонажу портрета. Да оба, честно говоря, и внешне не похожи на портретируемого.
Остаются Николай (будущий император Николай I, родился в 1796 г.), и Михаил (родился в 1798 г.). Даю ниже портреты обоих в детстве. По «физиономическому критерию» я склоняюсь в пользу Николая.
Также в пользу версии с Николаем Павловичем может говорить следующий нюанс. Сразу предупреждаю, что нижеследующее - лишь мое оооочень гипотетическое предположение. Как я уже упомянул, великие князья при крещении получали одновременно с орденом Св. Андрея Первозванного и высшие степени других российских орденов, в том числе ордена Св. Анны. Однако у портретируемого знак этого ордена находится на шее, то есть там, где должна носиться не высшая 1-ая степень, а 2-ая. Это может объясняться тем, что Николай 25 июня (6 июля) 1796 г. получил еще числившийся голштинским орден Св. Анны. К числу российских орденов Павел I причислил эту награду лишь 5 апреля 1797 года. Тогда же орден был разделен на три степени. В «голштинский период» орден Св. Анны степеней не имел. И хотя официально знак этого ордена должен был носиться на ленте через левое плечо у правого бедра, существуют портреты XVIII в., где он носится на шее, как и на нашем портрете. Михаил Павлович получил орден Св. Анны 28 января 1798 г., уже после причисления его к российским орденам и получил уже 1-ую степень ордена, а не «просто» орден, поэтому носить его знак должен был на ленте через левое плечо.
Вот вам и «молодая женщина в мундире»!
Второй портрет, который мы рассмотрим сегодня, хранится в Федеральном государственном бюджетном учреждении культуры "Новгородский государственный объединенный музей-заповедник". Он числится там как «портрет морского офицера».
Портрет крупнее.
Думается, человек, изображенный на портрете, был бы, скорее всего, крайне польщен подобным определением своей личности. Дело в том, что перед нами совершенно однозначно идентифицируемый купец в так называемом «мундирном кафтане». Такие мундирные кафтаны в разное время полагались купцам, имеющим звание коммерции советника, купцам, исполняющим выборные должности по местному самоуправлению, а также купцам 1-ой гильдии, в том случае, если соответствующие лица привыкли одеваться «по-русски» и не брили бороды. При таком мундирном кафтане разрешалось носить саблю без темляка, эфес которой мы видим на портрете. Если особы перечисленных категорий одевались «по-европейски» и бород не носили, они надевали мундир фрачного покроя и шпагу вместо сабли.
Вот только ведомство, которому соответствует цвет воротника нашего купца и шитье на нем, я пока точно установить не могу (соответствующая литература не под рукой). Если верно мое предположение, что воротник персонажа имеет шитье Министерства юстиции, значит, перед нами купец, занимающий выборную должность в местных органах, подчиненных Министерству юстиции. Но зеленый цвет воротника может относиться и к конкретной губернии, мундиры которых до 1831 г. различались цветами воротников и обшлагов. Установить личность портретируемого, к сожалению, также не представляется возможным.
И в очередной раз отмечу, что описанные изыскания проведены любителем, который может и ошибаться. Если в комментарии придет специалист и сможет уточнить или даже опровергнуть мои построения – буду только рад.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.