Найти тему
Исторические мелочи

Ложная женщина и фальшивый моряк

В уже неоднократно упоминавшемся на данном канале «Государственном каталоге Музейного фонда РФ» содержатся не только неатрибутированные портреты из российских музеев, но и портреты с явно неверной атрибуцией. Иногда эта атрибуция не просто неверна, но и достаточно курьезна. Рассмотрим сегодня парочку примеров этого.

Первый из «сегодняшних» портретов хранится в Государственном бюджетном учреждении культуры и искусства Республики Башкортостан "Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова". Автор его неизвестен, а сама работа атрибутирована как «портрет молодой женщины в мундире». Датирован портрет началом XIX в.

Рассмотрим портрет подробнее.

-2

Перед нами «некто» в русском двубортном зеленом мундире, генеральских эполетах, с лентой ордена Св. Андрея Первозванного через правое плечо, звездой этого ордена на левой стороны груди и орденом Св. Анны на шее (то, что знак этого ордена у персонажа находится именно на шее, это важный нюанс, но об этом ниже). Общий внешний вид персонажа, покрой его мундира и т.п. действительно свидетельствуют, что портрет выполнен в начале XIX в., точнее – в царствование Александра I, скорее – в первой половине-середине оного, но после 1809 г., о последнем говорят эполеты на обоих плечах портретируемого.

Наличие у персонажа высшего ордена Российской империи вкупе со «своеобразной» внешностью заставляет предположить, то перед нами один из юных великих князей. Великие князья получали орден Св. Андрея Первозванного в младенческом возрасте – при крещении. Такая практика сложилась к середине XVIII в., а затем Павел I ее узаконил. Причем, поскольку при Павле российские ордена считались «степенями», составляющими единый Российский орден, удостоившийся ордена Св. Андрея Первозванного великий князь считался кавалером всех российских орденов – «Все Великие Князья Наши получают Российский орден всех наименований».

Не стоит воспринимать это как награждение в строгом смысле слова. Как известно, ордена изначально – это организации, а то, что мы сейчас называем орденами – это знаки принадлежности к той или иной орденской организации. Когда в Европе создавались первые светские ордена, во главе их чаще всего становился монарх или иной член правящей династии – это должно было способствовать повышению престижа ордена. Так и в данном случае – речь шла не о награждении заслуг, которые, разумеется, у находящихся в младенческом возрасте великих князей отсутствовали, а о «включении» или «причислении» этих отпрысков монаршего дома к ордену, что являлось внешним свидетельством его престижности, «веса» и авторитета.

В царствование Александра I «существовало» четыре великих князя – Константин Павлович, Николай Павлович, Михаил Павлович и Александр Николаевич. Первого и последнего можем исключить – Константину уже на момент восшествия брата на престол был уже 21 год, что явно не соответствует возрасту изображенного; Александру Николаевичу (будущему Александру II) на момент смерти Александра I было лишь 7 лет, явно меньше, чем персонажу портрета. Да оба, честно говоря, и внешне не похожи на портретируемого.

Остаются Николай (будущий император Николай I, родился в 1796 г.), и Михаил (родился в 1798 г.). Даю ниже портреты обоих в детстве. По «физиономическому критерию» я склоняюсь в пользу Николая.

А.П. Рокштуль "Великий князь Николай Павлович", 1806 г.
А.П. Рокштуль "Великий князь Николай Павлович", 1806 г.
Д. Босси «Портрет великого князя Михаила Павловича», 1809 г.
Д. Босси «Портрет великого князя Михаила Павловича», 1809 г.

Также в пользу версии с Николаем Павловичем может говорить следующий нюанс. Сразу предупреждаю, что нижеследующее - лишь мое оооочень гипотетическое предположение. Как я уже упомянул, великие князья при крещении получали одновременно с орденом Св. Андрея Первозванного и высшие степени других российских орденов, в том числе ордена Св. Анны. Однако у портретируемого знак этого ордена находится на шее, то есть там, где должна носиться не высшая 1-ая степень, а 2-ая. Это может объясняться тем, что Николай 25 июня (6 июля) 1796 г. получил еще числившийся голштинским орден Св. Анны. К числу российских орденов Павел I причислил эту награду лишь 5 апреля 1797 года. Тогда же орден был разделен на три степени. В «голштинский период» орден Св. Анны степеней не имел. И хотя официально знак этого ордена должен был носиться на ленте через левое плечо у правого бедра, существуют портреты XVIII в., где он носится на шее, как и на нашем портрете. Михаил Павлович получил орден Св. Анны 28 января 1798 г., уже после причисления его к российским орденам и получил уже 1-ую степень ордена, а не «просто» орден, поэтому носить его знак должен был на ленте через левое плечо.

Вот вам и «молодая женщина в мундире»!

Второй портрет, который мы рассмотрим сегодня, хранится в Федеральном государственном бюджетном учреждении культуры "Новгородский государственный объединенный музей-заповедник". Он числится там как «портрет морского офицера».

-5

Портрет крупнее.

-6

Думается, человек, изображенный на портрете, был бы, скорее всего, крайне польщен подобным определением своей личности. Дело в том, что перед нами совершенно однозначно идентифицируемый купец в так называемом «мундирном кафтане». Такие мундирные кафтаны в разное время полагались купцам, имеющим звание коммерции советника, купцам, исполняющим выборные должности по местному самоуправлению, а также купцам 1-ой гильдии, в том случае, если соответствующие лица привыкли одеваться «по-русски» и не брили бороды. При таком мундирном кафтане разрешалось носить саблю без темляка, эфес которой мы видим на портрете. Если особы перечисленных категорий одевались «по-европейски» и бород не носили, они надевали мундир фрачного покроя и шпагу вместо сабли.

Вот только ведомство, которому соответствует цвет воротника нашего купца и шитье на нем, я пока точно установить не могу (соответствующая литература не под рукой). Если верно мое предположение, что воротник персонажа имеет шитье Министерства юстиции, значит, перед нами купец, занимающий выборную должность в местных органах, подчиненных Министерству юстиции. Но зеленый цвет воротника может относиться и к конкретной губернии, мундиры которых до 1831 г. различались цветами воротников и обшлагов. Установить личность портретируемого, к сожалению, также не представляется возможным.

И в очередной раз отмечу, что описанные изыскания проведены любителем, который может и ошибаться. Если в комментарии придет специалист и сможет уточнить или даже опровергнуть мои построения – буду только рад.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.