Найти тему
джазовые пластинки

Коротко. Willis Jackson - Soul Night! Live! (Prestige, 1966)

Помимо прочего феномен джазового пластиночного наследия заключается в трудновообразимом количестве подтекстов, музыкально-исторических нюансов, неочевидных смыслов - не лишены их и казалось бы самые рядовые, понятные и будто бы даже коммерческие альбомы.

Альбом саксофониста Уиллиса Джексона 'Soul Night / Live!', выпущенный в 1964 году лейблом Prestige
Альбом саксофониста Уиллиса Джексона 'Soul Night / Live!', выпущенный в 1964 году лейблом Prestige

Выходившие в шестидесятых одна за другой пластинки тенор-саксофониста Уиллиса Джексона создают благоприятную почву для обсуждения того, что такое 'soul', толком непереводимого понятия (о 'душевной музыке' у русского человека очевидно свои представления), пронизывающего каждую его работу и временами упоминаемого в названии.

Уиллис Джексон, судя по всему, в начале пятидесятых - саксофонисту лет двадцать
Уиллис Джексон, судя по всему, в начале пятидесятых - саксофонисту лет двадцать

Как оказалось, разговор о стилистических границах и неуловимых элементах той самой особой музыкальной 'душевности' (кто-то не слишком далекий готов объяснить это исторически обусловленной особой экспрессией чернокожего населения США) далеко не единственный, что возникает при более внимательном обращении к выпущенному в 1966 концертному альбому музыканта.

-3

Из очевидного: нестандартный состав, в котором к привычному соул-джаз формату с солирующими органом - гитарой - саксофоном добавляется труба - с инструментом Фрэнк Робинсон, интернет-упоминания о котором (как, собственно, органисте Карле Уилсоне и барабанщике Джо Хедрике) сводятся исключительно к записям с Уиллисом Джексоном. Труба крайне нехарактерный инструмент для жанра и лишь в исключительных случаях появлялась в сочетании с органом, пусть некоторые из них можно с уверенностью назвать успехом.

Со струнным же инструментом девятнадцатилетний Пэт Аззара - поклонник жанра вспомнит, что в истории джаза нашлось место для как минимум двух выдающихся гитаристов с именем Пэт и одному из них на момент записи альбома не исполнилось и десяти лет. На помощь в разгадке настоящего имени приходит и каталог Prestige - спустя некоторое время в дискографии лейбла и появились сольные пластинки Пэта Мартино, которые также заслуживают отдельного, обстоятельного разговора.

Некоторые из пластинок Пэта Мартино на Prestige
Некоторые из пластинок Пэта Мартино на Prestige

Именно Мартино придает обсуждаемой пластинке особую окраску, например, на открывающей 'The Man I Love', превращая знаковую балладу сначала в стремительное соревнование на скорость, а потом в перестрелку, состоящую из разного рода музыкальных цитат, с невероятным напором вылетающих в унисон с другими членами группы.

Чего, увы, не хватает сопроводительному тексту к пластинке, так это упоминания о дате и месте проведения музыкального мероприятия - с канавок самой пластинки заведение анонсировано, как 'Club At Nowhere', на деле же концерт состоялся в марте 1964 года в клубе 'Allegro' в Нью-Йорке. Выясняется, что за один весенний вечер удалось записать материала на 4 (!) альбома, выпущенных на Prestige в трехлетний период.

Снизу справа переиздание на CD с любопытной фотографией - остальные альбомы были также записаны тем же воскресным вечером
Снизу справа переиздание на CD с любопытной фотографией - остальные альбомы были также записаны тем же воскресным вечером