Найти в Дзене
Книги АСТ нонфикшн

Почему «никто не берется за реставрацию» всеми известной картины «Мона Лизы»? Разбираем все загадки картины

Екатерина Пенина (один из авторов книги «Развенчиваем мифы и стереотипы об искусстве. Прокачай свой Арт-Интеллект»):

«Стереотипы в нашем мире стали возможностью для людей разложить всех и все по полочкам, растолкать по шкатулкам. Такое упрощенное видение мира удобно для тех, кто не хочет признать, что в жизни не бывает плохих или хороших людей, правильных или ложных убеждений. Все, что окружает нас, является множественными оттенками серого, а каждый человек уникален и не может находиться в рамках социальных коробок. Я сама была жертвой стереотипов и понимаю, как чье-либо зашоренное мнение может загонять в угол. Так, первым шагом для освобождения от стереотипов стало признание того, что все наши знания об истории и искусстве зачастую являются лишь обобщенным мнением, которое было создано для упрощения восприятия их нами. Однако признание того, что и история, и искусство состоят из исключений, позволяет не только глубже узнать наше прошлое, но и освободиться от ложных убеждений.»

Кто такая Мона Лиза и почему она популярна?

Конечно, большую роль в популярности Леонардо да Винчи сыграл его самый знаменитый портрет и на сегодняшний день самая знаменитая картина мира — «Мона Лиза». Как же случилось, что портрет стал таким известным? Сегодня эту работу Леонардо можно увидеть в Лувре, она защищена пуленепробиваемым стеклом и огорожена от зрителей, а очередь к шедевру идет по всей галерее итальянского искусства.

Кем является девушка, изображенная на картине? Одна из самых распространенных версий, установленная ранними искусствоведами, гласит, что на картине изображена Лиза дель Джокондо, жена торговца одеждой Франческо дель Джокондо. Отсюда и название «Мона Лиза». «Мона» в сокращении с итальянского «ma donna» означало «моя госпожа». Сегодня в Интернете вы можете найти много разных версий, кто на самом деле изображен на картине и какие неочевидные символы в ней спрятаны. Однако такие статьи чаще пишутся любителями конспирологических теорий, а историки искусства редко уделяют внимание необоснованным утверждениям и предлагают не искать ответы там, где, возможно, и нет загадки.

The Free Birds/unsplash.com
The Free Birds/unsplash.com

Интересным и загадочным по сей день остается улыбка девушки. Как правило, в эпоху Возрождения все лица изображались серьезными и безэмоциональными. Между 1503 и 1507 годами Леонардо изучал мышцы лица и в особенности мышцы рта. Так, в верхней части страницы из Кодекса Арундела мы можем заметить улыбку, которая очень напоминает губы Моны Лизы. Написанная в начале XVI века улыбка стала в XIX веке центром притяжения мыслителей. Мистификация портрета Леонардо, и в особенности улыбки, была создана не самим художником, а зрителями и мыслителями последующих веков. Помогла портрету и техника сфумато, которую да Винчи использовал в этой работе. Эффект непрозрачности воздуха растворяет контуры объектов в работах Леонардо. Воздух становится своего рода вуалью, которая отделяет Лизу от взгляда зрителя, мы становимся неспособными разглядеть в деталях ни лицо девушки, ни пустынный пейзаж за ее спиной.

Из-за огромной популярности картины никто не берется за ее реставрацию, ведь ее последствия могут быть печальными как для самой картины, так и для репутации Лувра. Интерес в портрете вызывает и пейзаж, расположенный за спиной Моны Лизы. Его часто называют безжизненным. И действительно, на картине не изображено ни одного дерева, животного или человека. Однако в правой части картины через осушенную реку перекинут мост или акведук, а слева расположена дорога. Возможно таким образом Леонардо дает нам понять, что когда-то на этой земле был человек.

В некой степени портрет «Моны Лизы» стал частью популярной культуры XX и XXI века.

Материал взят из книги «Развенчиваем мифы и стереотипы об искусстве. Прокачай свой Арт-Интеллект» Александры Орловой (16+)

Все женщины на картинах — голые, дети — уродливые, почти все гениальные художники — мужчины, обязательно бедные и голодные, а современное искусство — детская размазня и маркетинг. В этой книге собраны 10 стереотипов, которые встречаются в искусстве и заставляют зрителей мыслить шаблонно. Авторы развеют эти мифы, расскажут, как было на самом деле и объяснят, что послужило формированию такого мнения.

• Если вы новичок в мире искусства, книга послужит отличным стартом. Через примеры стереотипов вы сможете создать базу знаний, разобраться в ключевых моментах живописи, чтобы в будущем критично рассматривать информацию на бесконечных просторах интернета. Вы будете с любопытством и предвкушениям посещать музеи мира.

• Если у вас уже имеются знания, книга поможет их систематизировать, дополнить, взглянуть на мир искусства с другой стороны и то, что уже было известно обретет новый, возможно неожиданный смысл.

Эта книга для любознательного читателя, который желает узнать больше о культуре нашего мира, хочет мыслить вне категорий и развить свой творческий интеллект.

Добро пожаловать в обогащающий мир искусства!

Прочитать отрывок или купить книгу можно по ссылке: https://go.ast.ru/a000vn3

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)

Если вам понравилась эта статья, рекомендуем другие по теме:

Почему Леонардо да Винчи, будучи гением, прожил жизнь бедно?

Почему если художники, то обязательно бедные и голодные? У них стабильный заработок! Разрушаем главный миф!

Почему всем волшебникам обязательно иметь волшебную палочку? Самая известная история о подростке

Рим — «гигантский муравейник с невиданным уровнем комфорта». Квартирный вопрос

В Древнем Риме не существовало разводов, правда или миф?