Во время Первой мировой войны Япония была тесно связана союзным договором с Великобританией, так что с началом войны Страна восходящего солнца быстро вписалась в войну на стороне Антанты, и уже осенью 1914 японцы захватили немецкий Циндао (и не только из-за очень хорошей немецкой пивоварни, которая работает и по сей день). После этого Япония решила, что её работа здесь сделана, и можно спокойно проводить антирейдерские патрули и обратить свой взор на Китай, абсолютно не парясь насчёт разборок в Европе.
Тем не менее, в Лондоне посчитали, что японцы сделали как-то маловато, и захотели исчо. Союз есть союз, при этом всё ещё выгодный, так что Токио откликнулся на зов. Однако встал вопрос: как именно использовать Японию в войне в Европе? Почесав затылок, страны Антаны пришли к выводу, что японские эсминцы на Средиземном море будут очень кстати. Противолодочные средства союзников там были явно недостаточны, а интегрировать тяжёлые корабли в операции флота – проблематично. Переброска же каких-либо сухопутных сил всем виделась очень прохладной идеей.
По итогу было сформировано две эскадры. 1-я усилила оборону Австралии и Новой Зеландии, 2-я – пошла в Средиземное море под флагом адмирала Кодзо Сато. На ней мы и сосредоточимся.
Флагманом эскадры стал бронепалубный крейсер «Акаши», но основную лямку тащили эсминцы. Изначально 8 штук, разделённых на две флотилии. Это были корабли типа «Каба», эсминцы второго класса, быстро построенные после начала войны. Ради скорости постройки джапы решили не проектировать новый корабль, а взяли существующую «Сакуру» и слегка её урезали. При этом проект вышел очень сбалансированным и вполне себе состоятельным по меркам времени. Настолько, что к концу войны французы заказали у Японии 12 эсминцев такого класса. Что это были за корабли? 666 нормальных тонн водоизмещения, 30 узлов скорости, одна 120-мм пушка и четыре – 76 мм, два сдвоенных торпедных аппарата калибра 450 мм. Для второстепенных операций – самое оно по меркам Первой мировой войны.
И вот в середине апреля 1917 года эта эскадра прибыла на Мальту. И уже в начале мая у неё появился шанс отметиться: эсминцы «Мацу» и «Сакаки» оказали помощь торпедированному британскому транспорту «Трансильвания», и именно из-за этого потери людей на борту оказались намного меньше, чем могли бы быть, и при этом сам «Мацу» в последний момент ушёл от торпеды. На что союзное командование ответило благодарственной телеграммой японскому адмиралу. И это не единственный лестный отзыв о японцах. Уже в августе 1917 адмирал Баллард, британский военно-морской командир на Мальте, пишет следующее, цитата:
«Французские стандарты эффективности, несомненно, ниже, чем британские, а итальянские ещё ниже. С японцами ситуация иная. Эсминцы адмирала Сато поддерживаются в высокой степени готовности и проводят в море столь же большое количество времени, как и наши, что гораздо лучше французских и итальянских кораблей всех типов. Кроме того, японцы полностью независимы во всех вопросах управления и снабжения, в то время как французы не сделают для себя ничего, что они могли бы сделать сами»
Тем не менее, пребывание японцев прошло без особо ярких событий. Время от времени они получали усиления из метрополии, их корабли несколько перетасовывали между флотами, им под командования переходили корабли Великобритании, и по итогу в японской эскадре количество флотилий довели до трёх при 12 эсминцах. И всё же помощь, которую оказывал японский флот, была очень ценна ценна. Они провели почти 800 гражданских и 21 боевой корабль союзников, на которых транспортировалось более 700 000 человек. В основном по маршрутам между Александрией, Марселем, Таранто, Салониками и Мальтой. Сами же японцы потеряли 72 человека, большинство из которых – на эсминце «Сакаки».
Этот неприятный для японского флота инцидент произошёл в июне 1917 года, вскоре после того, как флот прибыл в Средиземное море. Эсминец получил торпеду от австро-венгерской U-27 (одной из самых результативных подлодок сей державы) недалеко от Крита. «Сакаки» получил тяжёлые повреждения, 59 человек погибло, а 22 – получили ранения. Общий экипаж корабля составлял 92 человека… Тем не менее корабль отбуксировали в Грецию и вернули в строй, в котором он оставался до 31 года.
Погибших японцев не забыли – на Мальте на военно-морском кладбище находится японский мемориал, что напоминает о сих событиях. И который часто посещают японские туристы.
Самым же главным знаком признания японского флота стало их участие в капитуляции кораблей центральных держав. На тот момент флагманом второй эскадры был крейсер «Идзумо», который вместе с двумя эсминцами участвовал в сдаче Флота Открытого Моря в Скапа-Флоу. Ещё четыре эсминца участвовали в подобном мероприятии в итальянском Бриндизи, а крейсер «Нишшин» с тремя эсмами – в Стамбуле. При этом несколько немецких подводных лодок были переданы Японии. После японские моряки учувствовали в парадах в Лондоне и Париже. Весной 1919 года японцы покинули Мальту, и в июле вернулись домой. Адмирал Сато ушёл в резерв в 1923 году.
По итогу, несмотря на, казалось бы, ограниченное присутствие, японские моряки выполнили очень важную функцию на Средиземном море, с которым у Антанты были серьёзные проблемы. В том числе за счёт интернациональности состава и того бардака, который непременно возникает в таком случае. Особенно когда в этом замешены итальянцы. Японцы оказались очень кстати и заслужили уважение всех, даже чопорных британцев.
Однако сами японцы из этих операций как будто ничего не вынесли и не заметили важность противолодочных мер. И уже во Второй мировой войне их собственные потери от подлодок США оказались очень и очень болезненными…
Автор - Борис Плавник