Здравствуйте, уважаемые читатели. Предлагаю поговорить сегодня о научной фантастике, в которой действие происходит в пределах нашей Солнечной системы. Структура обзора будет построена в хронологическом порядке. Мы вспомним с чего начиналась фантастика про ближайшие планеты от Земли, потом кратко коснемся классической фантастической литературы второй половины двадцатого века, ну и затронем современную фантастику двадцать первого столетия. Это будет целая серия обзоров на канале. Тема достаточно обширна и раскрыть ее в одной статье будет сложно. В общем, поехали.
Научно-фантастическое осмысление путешествий за пределы нашей планеты началось в эру восхищения наукой и преклонения перед ней, в эпоху веры в прогресс и развитие. Это был век пара, стали. Для образованных людей того времени, сам факт научно-технического прогресса вселял самые оптимистические надежды на будущее. Первая Мировая и иная сторона НТР были еще впереди. Поэтому немудрено, что именно тогда, задолго до запуска первого искусственного спутника Земли и полета Ю. А. Гагарина, стали описываться первые фантастические сюжеты, связанные с ближним космосом, планетами Солнечной системы и т.п.
Как не вспомнить в связи с этим романы Жюля Верна «С Земли на Луну» (1865) и «Вокруг Луны» (1869), в которых автор описывает подготовку к полету на спутник нашей планеты и собственно сам полет вокруг Луны. Осуществлялось данное мероприятие с помощью огромной пушки – колумбиады, выстрелившей полый снаряд – корабль с пассажирами.
Нужно отметить, что Ж. Верна интересовал не столько сам фантастический сюжет о Луне и т.п., а более или менее непротиворечивое фант. допущение способа достижения цели. То есть, перед нами научная фантастика, непротиворечащая, в общем и целом, научным теориям и знаниям своего времени. Более того, хоть Жюль Верн и не сам конструировал свои фантастические допущения, он черпал идеи из журнальных статей и рассказов научно-популярного характера, но литературный талант писателя делал эти допущения (идеи) популярными во всем мире. Так, к примеру, Константин Циолковский заявлял, что книги Жюля Верна произвели на него большое впечатление и были источником вдохновения.
В 1893 году издается повесть К. Циолковского «На Луне», в которой сюжет основывается на том, что главный герой внезапно оказывается на спутнике Земли. Собственно, в художественном плане произведение нельзя отнести к шедеврам мировой фантастики. Однако, в нем Циолковский доступным для читателей языком пишет об отсутствии атмосферы на Луне, меньшей силе тяжести и т.п. То есть, рассказывает о том, что для современного человека является само собой разумеющимися вещами, а для наших предков делом новым, необыкновенным, требующим разъяснения и осмысления.
Как не упомянуть при рассказе о ранней фантастике про ближний космос о творчестве знаменитого британского фантаста Герберта Уэллса. В 1901 году публикуется его роман «Первые люди на Луне». По сюжету, ученый Кейвор изобретает материал, названный кейворитом. С помощью этого материала, можно преодолеть гравитацию Земли и перемещаться на другие небесные тела.
Кейвор и его сосед по фамилии Бедфорд конструируют шаровидный аппарат из кейворита и достигают Луны. Здесь путешественники сталкиваются с местными жителям, насекомоподобными селенитами. Жуликоватый Бедфорд бежит. Найдя потерянный в ходе экспедиции корабль, он улетает на Землю, в Англию. А вот ученый остается на Луне и знакомится с ее обитателями.
Что можно отметить в данном произведении? Не выходя за рамки современных ему представлений, автор пытается конструировать фантастический мир Луны, наполняя его животными, растениями, разумными существами, социальным устройством общества этих аборигенов и т.п.
Если Ж. Верн открывает для читателя саму возможность путешествия на другие миры, К. Циолковский пытается описывать саму Луну, то Г. Уэллс уже представляет читателю приключения на Луне, творит фантастический мир во всем его многообразии. Конечно, роман Уэллса по современным меркам достаточно наивен. Но друзья, написан он 120 лет назад, во времена, когда обязательное образование и умение читать и писать не были само собой разумеющимися вещами даже в самых развитых странах.
Конечно же, при разговоре о ранней фантастике ближнего космоса, нельзя не упомянуть и о знаменитом романе Уэллса «Война миров» (1897). Хоть по сюжету действие и не выходит за пределы Земли, но само упоминание о пришельцах с Марса делает книгу знаковой для того времени.
Марс, как и Луна, делается основным местом притяжения для фантастических допущений авторов ранней фантастики. Причем на первый план выходит уже не факт возможности путешествий на ту или иную планету Солнечной системы, а сами приключения. Авторы ранней фантастики нашли неисчерпаемый клондайк, возможность создания каких угодно сюжетов и допущений, ограничиваемых только собственными фантазиями.
При этом, нужно сделать важное замечание, именно в это время большинство населения начинает получать хотя-бы начальное образование. Так, в начале 20-го столетия жители США в массе своей грамотны (правда, в этой стране существовали особенности, связанные с расовой принадлежностью и тем, идет ли речь об уроженцах страны или иммигрантах, детях иммигрантов). Разумеется, что таким людям требуется что-нибудь более легкое, яркое, приключенческое.
Именно в США, в первой половине двадцатого столетия формируется, так называемая, «бульварная» фантастика, которая удовлетворяет простые запросы читателей. В нашей стране наиболее известен из бульварных американских фантастов того времени Эдгар Берроуз. В части тематики этого обзора, конечно нужно выделить цикл о Джоне Картере, геройствующем на Барсуме (Марсе), - планете с несколькими расами, древними городами, историей и т.д.
Но кроме марсианской эпопеи, Берроуз писал такие же незамысловатые вещи и про другие планеты (цикл «Лунная девушка», «Венерианский цикл»).
Берроуз только самый известный автор бульварной фантастики о Солнечной системе. Вернее, известный нашему читателю. В самих США писали не менее популярные авторы. Например, Отис Клайн, написавший на рубеже двадцатых – тридцатых годов несколько коротких циклов, где действие фантастики происходит на Луне, Венере и Марсе. Эти книги тоже можно отнести к сугубо приключенческой фантастике, в которой главное внимание уделяется "рукомашеству" и прочим подвигам главных героев.
Ближе к тридцатым годам становятся популярными и фантастические произведения, в которых действие происходит не только на планетах, а еще и в космическом пространстве Солнечной Системы. Так, в повести Джека Уильямсона «Принц космоса» (1931) журналист из современной автору Америки попадает в 22 век и с головой окунется в приключения, связанные с космическими пиратами, красавицами, монструозными марсианами со щупальцами и т.п.
В повести Эдмонда Гамильтона «Обратная сторона Луны» (1929) Земля сталкивается с угрозой нападения со стороны черепахолюдей с обратной стороны Луны.
В целой серии произведений середины тридцатых годов («Межпланетные истории») Стенли Вейнбаум пытается представить себе освоение миров и приключения на них (Венера, Марс, Луна). Где-то фантастические допущения С. Вейнбума выглядят предельно наивно и сравнимо с книгами Берроуза, раннего Гамильтона, "дока" Смита и т.п. Ну а кое-где проглядываются конторы более зрелой космической фантастики о Солнечной Системе.
Тоже самое можно сказать о дилогии Генри Каттнера «Купола Венеры» (сороковые годы). Автор описывает вполне достойную картину венерианских подводных городов, совмещая приключенческую и социальную фантастику, вкупе с крайне харизматичным и неоднозначным главным героем (в отличии от мачо – рукомашников а-ля Джон Картер). Да, венерианские океаны Г. Каттнера выглядят неправдоподобно. Но в те годы представления о Венере, как планете с влажным климатом, были вполне в рамках научной картины своего времени. Помести Каттнер сюжет книги в мир другой звездной системы, он выглядел бы вполне достойным в сравнении с самой современной фантастикой.
В самом конце тридцатых и в сороковые годы (с перерывом на Вторую Мировую) начинали свой творческий путь будущие светила мировой фантастики: А. Азимов, Р. Хайнлайн, К. Саймак и другие. И хотя пока, их первые произведения космической фантастики выглядят не намного лучше общего уровня той фантастической литературы (к примеру, цикл Азимова «Лакки (Счастливчик) Старр" и роман К. Саймака «Космические инженеры»), контуры взлета жанра уже видны. Авторам все больше интересны "научные" нюансы освоения Солнечной системы, детали и особенности путешествий в космосе, технические фант. допущения функционирования колоний на других планетах Солнечной системы и т.п. В общем, Джон Картер свою героическую роль выполнил и должен уступить место космическим пилотам и инженерам.
О космической фантастике следующего периода поговорим в следующий раз. Друзья, также я сознательно опустил развитие советской фантастики о ближнем космосе. Планирую написать про нее отдельный обзор.
На этом на сегодня все. Читайте фантастику.
#фантастика #космическая фантастика #научная фантастика #литература
Подписывайтесь на "Интересную фантастику" в ВК. Регулярные ссылки на публикацию новых статей и постов нашего канала и многое другое https://vk.com/infantastika