Томики Кэндзи родился 15 марта 1900 года в семье землевладельцев в Какунодатэ, префектуры Акита. Именно там он получил начальное и среднее образование, и его академические таланты и увлечение дзюдо начали проявляться в раннем возрасте. Томики получил первый дан по дзюдо в ноябре 1919 года. После окончания средней школы он отправился в Токио, чтобы подготовиться к вступительным экзаменам в университет, но сильно заболел и был прикован к постели в течение трех с половиной лет. В это время Томики получил большую поддержку от своего дяди Хирафуку Хякусуй, который был известным художником того времени.
После нескольких лет болезни, Томики, наконец, в 1923 году поступил в университет Васэда, где изучал политическую экономику. Он присоединился к широко разрекламированному клубу дзюдо Васэда, поднявшись до четвертого дана. Именно в этот период он начал посещать додзё Кодокан и впервые встретился с великим педагогом и основателем дзюдо Кано Дзигоро. Мышление профессора Кано оказало глубокое влияние на молодого Томики, особенно его взгляд на дзюдо как на средство самосовершенствования и физического воспитания. Позже Томики расширил эту философию образования и уникальным образом применил ее к айкидо. Однако его преданность к дзюдо во время учебы в университете не заставила пренебрегать учебой, и он сохранил свое академическое положение, получив прозвище «ученый из спортивного подразделения».
Это было в 1926 году, когда Томики впервые встретился с Уэсибой Морихэем по рекомендации Нисимура Хидэтаро из клуба университета Васэда. Нисимура также был сторонником Омото-кё и узнал о деятельности Уэсибы благодаря его связи с этой религией. Томики был очень впечатлен мастерством Уэсибы в технике дзю-дзюцу .
После окончания учёбы в университете Васэда в 1927 году со степенью кандидата политических наук, Томики поступил в аспирантуру по специальности экономика. Летом того же года он провел месяц интенсивных тренировок по Дайто-рю айкидзюдзюцу под руководством Уэсиба сэнсэя в штаб-квартире Омото-кё в Аябэ, недалеко от Киото. Позже в том же году Уэсиба переехал в Токио, и Томики продолжил свои тренировки, часто выступая в роли укэми для своего учителя во время демонстраций. По стандартам того времени Томики был довольно большим и мощным, и на зрителей производило впечатление, когда крохотный Уэсиба легко с ним справлялся. Для Томики искусство Уэсибы сэнсэя, которое в то время ещё было Дайто-рю айкидзюдзюцу, включало в себя огромное количество основных техник дзю-дзюцу, которые служили жизненно важным дополнением к его тренировкам по дзюдо.
После завершения учёбы Томики работал в электротехнической компании в Сэндай. Кроме того, он принял участие в престижном Императорском турнире по боевым искусствам (Тэнрандзиай) в 1929 году в качестве представителя дзюдо из префектуры Мияги и вошел в 12 лучших после того, как был вынужден отказаться от участия из-за травмы.
Позже Томики стал учителем младших классов средней школы в своем родном городе Какунодатэ. Служа в этом качестве с 1931по 1934 годы, он проводил свои летние и зимние каникулы в Токио, тренируясь под руководством Уэсиба сэнсэя. Нацеливаясь на Маньчжурию, находившуюся тогда под властью Японии, Томики оставил преподавательский пост в 1934 году и провел следующие годы в Токио, готовясь к переезду. Какое-то время он снимал квартиру возле Кобукан Додзё сенсея Уэсиба в Вакамацу-тё и был одним из старших инструкторов. Он также сыграл важную роль в подготовке рукописи руководства по техникам Уэсибы 1933 года под названием Будо Рэнсю.
В последний раз Томики встретился с Кано Дзигоро в 1936 году перед переездом в Маньчжурию. На этой встрече Кано призвал Томики продолжить изучение айкидзюдзюцу. Сам Кано придавал большое значение сохранению классических японских боевых искусств и особенно высоко ценил Уэсибу. Основатель дзюдо даже отправил в 1930 году нескольких своих ведущих учеников тренироваться под руководство Уэсибы, самым известным из которых был Мотидзуки Минору.
Переехав в Маньчжурию в марте 1936 года, Томики стал инструктором по совместительству в Дайдо Гакуин и преподавал айкибудо в армии Кантона и Управлении императорского двора. Весной 1938 года он был назначен в штат недавно созданного Университета Кэнкоку в Синкё (современный Чанчунь). Это назначение произошло из-за связи Томики с Кобукан Додзё Уэсибы. Изначально, Риндзиро Сирата, один из лучших довоенных учеников Уэсибы, был выбран на должность в университете Кэнкоку, но был вынужден уйти после призыва в японскую императорскую армию в 1937 году.
Томики жил в Дайягай, где он также заведовал частным додзё. Это было дополнение к его преподавательской деятельности в университете Кэнкоку. Он обучал жителей города и ездил в учебный центр военной полиции и университет. Другой ведущий довоенный ученик Уэсибы по имени Ёнэкава Сигэми также жил с Томики какое-то время и помогал ему в его педагогических обязанностях.
Во многом благодаря усилиям Томики обучение айки стало обязательным предметом для учеников дзюдо и кэндо, и поэтому он позвал своего близкого соратника Оба Хидэо, получившего тогда 5 дан по дзюдо, чтобы создать педагогический состав. Кроме того, Морихей Уэсиба в эти годы регулярно совершал осенние поездки в Маньчжурию, чтобы проводить занятия в университете Кэнкоку. В годы жизни в Маньчжурии профессор Томики добился больших успехов в разработке своей теории рикаку тайсэй , как противостояния оппоненту без непосредственного контакта (т.е., без захвата). Это было частью взгляда Томики на «полное дзюдо», которое включает две части: «дзюдо в захвате» (куми дзюдо ), которое приравнивается к Кодокан дзюдо, и «раздельное дзюдо» (ханарэ дзюдо ), которое эквивалентно айкидо.
Примерно в это же время Уэсиба начал применять систему рангов - дан и повысил Томики до 8-го дана в 1940 году. Томики был первым человеком, получившим это звание от Уэсибы, и эта честь отражала высокое уважение, которое он испытывал к основателю айкидо. В течение следующих четырех лет, в летние месяцы, Томики посещал Японию, где он инструктировал старших обладателей дана дзюдо в Кодокан.
После окончания Второй мировой войны Томики оказался в Маньчжурии и был отправлен в лагерь для военнопленных в Сибири вместе с тысячами других японцев. Он продолжал развивать свои теории даже во время заключения и разработал серию упражнений тай сабаки (смещение тела), которые также служили средством поддержания его здоровья в тяжелых условиях. Томики был освобожден через три года и вернулся в Японию в конце 1948 года.
В 1949 году он уехал в Токио, возобновив связи с Кододаном. Позже, в июне 1949 года, он присоединился к сотрудникам университета Васэда. В 1951 году он стал главным инструктором клуба дзюдо Васэда. В июне 1953 года вместе с несколькими титулованными инструкторами по дзюдо он отправился в Соединенные Штаты, целью которой было преподавание дзюдо и айкидо для военно-воздушных сил США.
В 1954 году Томики стал профессором и заведующим кафедрой физического воспитания Васэда. В то время не было клуба айкидо в университете Васэда, только «кружок айкидо клуба дзюдо». Поскольку Томики преподавал и дзюдо, и айкидо, занятия айкидо проводились в додзё дзюдо, когда занятия дзюдо не проводились. В том же году он опубликовал книгу под названием «Дзюдо тайсо ». Томики продолжал экспериментировать и выстраивать теоретические основы своего стиля айкидо в качестве директора клуба дзюдо во время своего пребывания на кафедре физического воспитания университета Васэда.
Другая книга Томики под названием «Дзюдо с Айкидо » - позже переименованная в «Дзюдо и Айкидо » - была опубликована в 1956 году. Хотя вышедшая в 1957 году книга Уэсиба Киссёмару «Айкидо» часто считается первой книгой, опубликованной по этой теме, книга Томики на самом деле была первой, в которой было включено слово «Айкидо» в названии и серьезное отношение к этому искусству.
26 февраля 1958 года в результате усилий Томики университет Васэда одобрил создание клуба айкидо, одним из условий которого была разработка правил соревнований. Вместе с членами клуба айкидо он разработал правила для соревновательного спарринга, в котором атакующий, вооруженный ножом, пытался набрать очки против безоружного противника. Именно эта попытка Томики превратить айкидо в спорт привела к расколу с основателем Уэсибой Морихэем и Айкикай примерно в это время. Айкикай посоветовал Томики дать своему искусству другое название, отличное от «Айкидо», если он намеревался ввести такую систему соревнований. Убежденный в необходимости модернизации айкидо, он стоял на своем и настаивал на своих усилиях по развитию жизнеспособной формы соревнований. Однако затем он называл свое искусство того периода «Син Айкидо ». В том же 1958 году была опубликована еще одна книга под названием «Айкидо Нюмон».
Давайте остановимся на мгновение, чтобы рассмотреть обоснование Томики для введения соревнований в айкидо. Как уже упоминалось ранее, взгляд профессора Томики на боевые искусства как на средство воспитания личности находился под сильным влиянием философии профессора Кано. С одной стороны, Томики считал традиционные боевые системы Японии феодальным пережитком, жестокими и потому непригодными для современной эпохи. Но в то же время он хотел гарантировать сохранение в той или иной форме традиций, которые развивались на протяжении сотен лет. Поэтому его решение состояло в том, чтобы видоизменить классические методы старых школ, устраняя опасные техники, не теряя, однако, из виду их историческое обоснование.
Рамки современного физического воспитания представляли собой идеальное средство для достижения этой цели. Практика ката позволяла сохранить и передать классические формы, в то время как соревнования гарантировали, что обучаемый получит практическое понимание применения наступательных и оборонительных приемов. Несмотря на то, что спорт играл важную роль в мышлении Томики, он составлял лишь часть его эклектической системы. Более того, он признавал опасность, присущую чрезмерному акценту на соревнованиях, который порождал нежелательное отношение «победа превыше всего» у участников.
К 1964 году Томики стал старшим профессором Университета Васэда и возглавлял аспирантуру по физическому воспитанию. В том же году он опубликовал очередную книгу «Син Айкидо Тэкисуто». В 1967 году Томики открыл свое додзе Сёдокан, которое использовал в качестве испытательного полигона для своих теорий в айкидо и соревнований. В 1970 году Томики уволился из Университета Васэда и в том же году провел первый Всеяпонский студенческий турнир по айкидо. К этому времени были разработаны основные правила проведения турниров по айкидо, которые должны были стать продолжающимся экспериментом по разработке жизнеспособной формы соревновательного айкидо.
Томики был прежде всего дзюдоистом в том, что касается его взглядов на современные боевые искусства и физическое воспитание. Он рассматривал айкидзюцу Уэсибы Морихэя как замечательное дополнение к неполной технической программе дзюдо. По мнению Томики, когда эти техники были добавлены к дзюдо Кано, оно стало полным боевым искусством. В то время как основатель айкидо рассматривал айкидо с религиозной точки зрения, профессор Томики рассматривал это искусство как средство физического воспитания и самосовершенствования. В любом случае, связь Томики с дзюдо Кодокан продолжалась более 50 лет, и в 1971 году он был награжден 8-м даном.
В 1973 году Томики возглавил группу японских мастеров боевых искусств, в которую входил один из его лучших учеников Нарияма Тэцуро, и отправился на Тайвань, устраивая демонстрации для военных и полицейских.
Одним из основных направлений деятельности Томики в последние годы была попытка решить сложную проблему разработки технического учебного плана и набора правил для айкидо, которые позволили бы этому искусству занять свое место среди современных японских боевых искусств, таких как дзюдо, кэндо и каратэ, включающих соревновательный аспект. С этой целью в 1974 году была создана Японская ассоциация айкидо (Нихон Айкидо Рэнмэй), первым президентом которой стал Томики. В 1975 году Томики, всегда активно занимавшийся продвижением боевых искусств, был избран вице-президентом Ниппон Будо Гаккай.
28 марта 1976 года Томики при поддержке Утиямы Масахару, заместителя председателя Японской Ассоциации Айкидо, основал новое додзё Сёдокан в Осаке. Это додзё стало штаб-квартирой Японской ассоциации Айкидо, а Томики стал его первым директором. Последние годы жизни Томики были посвящены в основном написанию книг, преподаванию и активному участию в различных организациях, занимающихся исследованиями принципов физического воспитания и японских боевых искусств. В 1977 году он отправился в Австралию в 1977 году со своей женой и одним из своих ведущих учеников, Сисида Фумиаки. Здоровье Томики начало ухудшаться летом 1978 года, и он был вынужден перенести операцию на толстую кишку из-за рака. Несмотря на тяжелую болезнь, он продолжал оставаться активным, и по воспоминаниям автора этих строк, провел с ним очень приятный и содержательный день, обсуждая его теории 10 марта 1979 года. Томики умер 25 декабря 1979 года, оставив своего ближайшего ученика Оба Хидэо сэнсэя руководителем Японской ассоциации айкидо, чтобы он продолжил идти по его стопам.
Во многих отношениях Томики Кэндзи можно считать «вторым Кано Дзигоро» за его неустанные усилия по развитию работы основателя дзюдо и его новых теорий и попыток модернизировать айкидо, превратив его в спорт.
Стенли Пранин, основатель и главный редактор « Aiki News » (« Aiki Journal »).