Найти в Дзене

Архетипы сознания: почему сказки и мифы разных народов мира так похожи друг на друга

Что общего у всех фольклорных сюжетов разных стран и народов? Как это связано с историей развития человеческого сознания и общества в целом? При чем тут архетипы и коллективное бессознательное?

Под новый год мне в руки попал талмуд Джозефа Кэмпбелла “Тысячеликий герой”. Автор анализирует мифы разных народов мира и в результате рисует общую схему, по которой развиваются события.

Мысль о том, что писать можно по схеме взволновала. Я схватилась за исследования других авторов и из филологии перекочевала в сферу психологии. Мне хотелось понять, почему такие разные народы и культуры в свое время независимо друг от друга сочинили одинаковые истории. И вот, что удалось выяснить.

Почему у разных народов мира одинаковые сказки?

Вы замечали сходство мифов и сказок по всему миру? “Красавица и чудовище” и “Аленький цветочек”, мифы про подвиги Геракла и Ивана Царевича.

Если вы откроете русские народные сказки, древнегреческую мифологию и зарубежные сказки, то заметите сюжетную схожесть, общие мотивы действий и похожие функции персонажей.

Главный герой проходит ряд сложностей и препятствий, чтобы победить зло, спасти любовь и вернуться в родные чертоги победителем.

В этом смысле на протяжении столетий из мифа в миф, из сказки в сказку кочует один и тот же герой. Откуда он взялся?

В 20 веке филологи, культурологи, а за ними и психотерапевты обратили внимание на схожесть фольклорных сюжетов у разных народов мира.

Ученые видят в этом разные причины: от специфической работы человеческой психики до древних инициирующих обрядов.

Куда уходят “Корни волшебной сказки”?

-2

В первой половине 20 века советский филолог Владимир Пропп написал “Морфологию волшебной сказки”. Труд не для слабонервных. Владимир Яковлевич структурировал и разложил на формулы и функции все происходящее в русской сказке.

В отечественном фольклоре В.Я. Пропп выделил постоянные и переменные величины. К постоянным филолог относит функции действующих лиц и их последовательность.

Функция - это действия персонажа через призму его влияния на ход событий. Пример функции - отлучка кого-либо из членов семьи. В “Аленьком цветочке” отец уезжает в далекие края и спрашивает, что привезти дочерям.

Всего Владимир Пропп выделил 31 функцию. Именно функции составляют основные составные части произведения. Все волшебные сказки однотипны по своему строению, то есть содержат одинаковые функции.

Переменным параметром ученый называет количество и способ исполнения функции (можно уезжать в далекие края, уходить на охоту, на заработки), а также мотивы, атрибуты персонажей и языковой стиль.

Через 18 лет после “Морфологии” у Владимира Проппа вышла вторая работа -  “Исторические корни волшебной сказки”.

-3

Здесь филолог ищет причину сюжетного сходства у фольклора разных народов и находит ее в истории становления общества в принципе. Происходящее сказки - это отпечаток исторических событий, а именно ритуалов, обрядов и инициаций. Древние обряды имеют строгую структуру и последовательность, как и волшебные сказки. То, что в свое время люди проживали и делали сами, они передали через волшебные сказки.

Например, инициация (переход) юноши в мужчину имела определенную последовательность. Ключевым моментом было удаление: уход в лес, прохождение испытаний и последующее возвращение уже в новом качестве (мужчина, герой). В наше время мы утратили способность перехода из одной стадии жизни в другую через инициацию, но в сказках сохранились подсказки и ключи.

Герой с тысячью лицами

-4

В 50-х годах в Соединенных штатах сравнительным анализом мифов занялся культуролог Джозеф Кэмпбелл. В отличие от В.Я. Проппа магистр искусств препарирует миф при помощи психоанализа Фрейда и аналитической психологии К.Г.Юнга.

В результате Дж.Кэмпбелл выделил 17 этапов, через которые проходит герой на своем пути. Так родилась концепция мономифа с громким названием “Путь героя”.

Размышления автора, анализ мифов и снов (которые также повторяют структуру мифа) описаны в книге “Тысячеликий герой”.

Книга взорвала писательский и киношный мир. Благодаря ей появились такие эпические вещи, как “Гарри Поттер” (точь в точь написан по схеме), “Звездные войны”, “Властелин колец” и поговаривают, что “Война престолов” туда же.

По интернету ходит фотография Джорджа Лукаса рядом с его любимым автором - Джозефом Кэмпбеллом.

Американский продюсер Кристофер Воглер на базе работы Дж. Кэмпбелла написал методичку для сценаристов «The Writer’s Journey: Mythic Structure for writers» (2007), а также книгу “Мемо. Секреты создания структуры и персонажей в сценарии”. Здесь идеи Дж.Кэмбелла и В.Я. Проппа накрахмалены и вылизаны, существенно упрощены до любительского уровня. Если хотите научиться писать - берите, читайте, пишите.

При чем тут Юнг?

-5

А вот это по мне самое интересное. Хоть Владимир Пропп и отрицал связь фольклора с психологией, она все же есть.

Джозеф Кэмпбелл рассматривает структуру и наполнение мифа сквозь теорию коллективного бессознательного.

Эту теорию предложил создатель аналитической психологии К.Г. Юнг.

Коллективное бессознательное - это часть нашей психики, которая наследуется поколениями. Это нечто общее независимо от рода, истории и культуры. Еще более глубокий пласт психики, чем индивидуальное бессознательное. На этом уровне живут коллективные прообразы, которые Юнг назвал архетипами.

Давайте “опримерим”, а то непонятно. “Петька такой Дон Жуан!” После этой фразы нам всем сразу становится понятно, что за человек этот Петька. Образ сильного, уверенного человека, который умеет добиваться своего - архетип, который научным языком Юнг назвал анимус (сильное, мужское начало).

Именно так работают Архетипы. Достаточно вызвать в сознании знакомый всем образ и больше ничего объяснять не нужно. Отчасти поэтому структура мифа у разных народов мира может быть схожа. Потому что сочиняя, придумывая и изобретая мы опираемся на архетипы коллективного бессознательного.

Архетипы по Юнгу - это первичные образы, которые ведут начало из его доисторических взглядов на добро и зло, модели познания и организации мира вокруг себя, которые дошли до нас в виде ритуалов, мифов, легенд и сказок.

Карл Юнг предложил группировать архетипы как противоположности. Знакомое нам с детства противостояние архетипов: добро (Иван Царевич) и зло (Кощей Бессмертный). Образ добра и воплотился в нашем бессмертном герое, который шествует из сказки в сказку, из мифа в миф.

Вместо вывода

Мифы и сказки имеют исторические корни и отражают этапы человеческой жизни. Герои проходят через этапы, которые в свое время преодолевали древние люди в процессе инициаций, посвящений. Причина схожести структуры волшебных сюжетов не только в истории, но и в психологическом пласте коллективного бессознательного. В этом свете каждый из нас герой и каждый пишет свою историю.

А если вы давно мечтали сесть за перо, но не знали, с чего начать, то вот вам волшебная таблетка - готовая структура произведения в концепции “Путь героя”.

В следующей статье рассмотрим саму схему “Пути героя” и посмотрим, как она отражена в “Голливудском фольклоре”.

Источники:

  • Пропп В. Я. Морфология сказки. — Л.: Academia, 1928.
  • Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - М.: Лабиринт, 2000. - 416 с.
  • Кэмпбелл Д. Тысячеликий герой
  • Эфимкина Р.П. Пробуждение спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках