Найти тему
Ирина Адамова

"Душа" Кенигсберга: остров Иммануила Канта.

Есть места, таящие мощную творческую энергию, которая влияет на окружающую действительность. Для Пушкина таким местом стало Царское Село, где во время учебы в Лицее вспыхнула и раскрылась его гениальность. Посетив самый западный город нашей страны Калининград (бывший немецкий Кенигсберг), я открыла для себя его «место силы». Им является остров Кнайпхоф, который в настоящее время называют островом Канта.

История Кенигсберга пропитана духом средневековья с замками, рыцарскими орденами, алхимией и развитием научных знаний. Центром города являлся замок, при основании получивший название «Королевская гора», в честь короля Чехии Пржемысла Отакара II, являющегося одним из его основателей. По другой версии слово «Кенигсберг» имеет готское происхождение: kuniggs – глава рода, а berg – берег. Во второй половине XV в. город становится столицей Тевтонского ордена. В 1525 г. теократическое государство стало именоваться Прусским Герцогством. С этого времени Кенигсберг превращается в культурный и просветительский центр: в нем проживают авторитетные деятели, начинают выпускаться первые книги.

Посреди речки Преголя располагается Остров Кнайпхоф, на котором в XIV столетии находился целый город с собственным гербом. В XX в. на острове было 28 улиц, 304 дома, курсировал общественный транспорт, но во время бомбежек в августе 1944 г. город был полностью разрушен. Сейчас единственным строением на острове является Кафедральный собор, окруженный парком. Это идеальное место для прогулок по аллеям, украшенным скульптурами. Разнообразная по содержанию и стилистике коллекция скульптур поступила в Калининград из Москвы. Работы выполнены в разных материалах: бронза, мрамор, металл и гранит. Авторами скульптур являются известные мастера изобразительного искусства второй половины 20 в. В настоящее время в парке представлено 23 работы, объединенные общей темой «Человек и Мир». Помимо самих скульптур достопримечательностью парка можно считать дендроколлекцию, которая отражает богатство растительного мира региона. Здесь представлены растения из Европы, Северной и Южной Америки, Японии, Китая и т.д.

Попасть на остров Иммануила Канта можно по пешеходному Медовому мосту. На его перилах, с северной стороны, находится интересная скульптура миниатюрных размеров - хомлин дедушка Карл, также известный как Дедушка на мосту. Хомлин является местной интерпретацией домового: они живут рядом с людьми на протяжении мних лет и создают изделия из янтаря. По местному поверью, хомлин приносит счастье и добро, так что, проходя по мостику, стоит остановиться и пообщаться с забавным домовенком.

-2

13 сентября 1333 года – красивая дата. Именно в этот день, как сообщают источники, впервые упоминается Кафедральный собор Кенигсберга, то есть в этот день началось его строительство. Строили очень долго, как минимум, полвека. Собор построен в стиле кирпичной (балтийской) готики и является одним из немногих готических сооружений в России.

-3

В настоящее время по прямому назначению собор не используется. В нем разместился музей Канта. В главном зале установлен самый большой орган в стране. В концертном зале проводятся дневные и вечерние органные мини-концерты. Продолжительность такого концерта составляет 40-45 минут. Впечатление от звука органа невозможно сравнить ни с чем: он завораживает и заставляет забыть обо всем на свете и перенестись в другое измерение. А когда в конце концерта фигурки ангелов приходят в движение, эмоции достигают наивысшей точки.

-4

Два органа могут звучать как отдельно, так и вместе, они взаимосвязаны между собой. При этом один органист может использовать оба органа. Играют на органе руками и ногами. А можно только ногами - есть произведения, написанные исключительно для нижних конечностей! Для этого существует педальная клавиатура. В Большом органе собора - 6301 труба, но большая часть из них не видны. Эти трубы - от самых маленьких (11 мм) до самой высокой (10,5 метров) спрятаны. За органом расположен целый трехэтажный «дом для труб». Часть из них сделаны из сплава олова со свинцом, но многие - деревянные, из дуба, бука, клена, сосны, груши. Там же расположен мотор органа, меха и современная электроника. Климат-контроль поддерживает необходимые параметры - плюс 22-23 градуса и влажность в 45-65 процентов. Чтобы все это функционировало, работники собора ежедневно изучают приборы, отслеживают температуру и влажность.

Малый орган Кафедрального собора
Малый орган Кафедрального собора

Возле входа в концертный зал расположились два каменных медведя, держащих в лапах щиты с изображением герба Кнайпхофа. Ранее эти скульптуры находились на лестнице городской Ратуши и чудом уцелели во время Второй мировой войны, когда здание ратуши было разрушено.

В 1804 г. в «профессорской усыпальнице» был похоронен Иммануил Кант, ставший последним человеком, погребенным в Кафедральном соборе. Могила была отреставрирована в 1996 г. в ходе работ по восстановлению Собора. В усыпальнице, окруженной колоннами, находится каменный гроб - кенотаф. Останков Канта в гробу нет, они находятся глубже. Кант стал самым влиятельным мыслителем в современной истории. Он сделал больше для судьбы мира, чем многие короли и армии до и после него. Моральная философия Канта уникальна: философ был уверен, что считаться хорошим может только то, что универсально, что нельзя назвать поступок правильным в одной ситуации и неправильным в другой.

-6

Вблизи могилы Канта находится бронзовый памятник герцогу Альбрехту - основателю Кенигсбергского университета «Альбертина». Незаурядная личность 37-го великого магистра Немецкого ордена и первого герцога Прусского Альбрехта связала воедино два периода прусской истории: уходящий корнями в средневековье орденский и пришедший ему на смену вместе с гуманистическими идеями Возрождения новый, герцогский, период. О нем иногда говорят с присовокуплением эпитета «великий», чтобы подчеркнуть его выдающуюся роль в развитии общественной и культурной жизни прусских земель, и в первую очередь в основании Кенигсбергского университета.

-7

20 июля 1544 г. герцог Альбрехт издал специальную грамоту, в которой объявил о целях создаваемой им академии: «...Без наук не могут издаваться законы, не могут существовать суды и другие общественные учреждения. Поэтому мы, с божьей помощью, позаботились основать всюду в городах, где мы живем, детские школы, чтобы там преподавались начала латинского языка и христианского вероучения. И, наконец, в нашем городе Кенигсберге мы открываем университет, чтобы в нем последовательно и в полном объеме преподавались все благородные искусства и изучались языки, в знании которых нуждается церковь. И хотя многие, кто легкомысленно относится к религиозному учению или считает, что государством должно управлять силой или оружием, а не с помощью религии, законов и дисциплины, будут порицать наше решение, тем не менее, смысл нашего постановления совершенно ясен... Мы надеемся, что этот наш университет принесет пользу многим народам, которые граничат с Пруссией как на Востоке, так и на Западе. Науки, если они будут развиваться в этой стране, смогут взрастить многих хорошо образованных пастырей церкви... И пусть впредь в наши города приглашают священников, ораторов, школьных учителей и писцов не из других мест, но только из Кенигсбергского университета...». Самое деятельное участие в подготовке к открытию университета принимал «отец Реформации» Мартин Лютер. По его рекомендациям направлялись в Кенигсберг первые профессора, его советы учитывались при разработке структуры университета и при составлении учебных программ.

К слову, Петр I посещал Кенигсберг целых шесть раз, и можно предположить, что дух этого оплота просвещения повлиял на его кипучую деятельность по преобразованию Российского государства. Память о пребывании здесь Петра хранит надпись на табличке, находящейся слева от входа в Кафедральный собор.

-8

Бесценным памятником художественной культуры Прусского герцогства времен Альбрехта стала так называемая Серебряная библиотека. Эта книжная коллекция состояла всего лишь из 20 томов, по содержанию вполне традиционных. Своей исключительной ценностью библиотека обязана великолепным серебряным переплетам книг, изготовленным большей частью по заказу герцога или его супруги первоклассными художниками-ювелирами. Под 20 переплетами книг содержались 27 печатных изданий и одна рукопись. Среди них - Библия, произведения Лютера и других богословов. К настоящему времени сохранились 15 томов этого собрания, все на территории Польши: 12 находятся в библиотеке Торуньского университета им. Николая Коперника, и по одному в Национальной библиотеке в Варшаве, в музее Вармии и Мазуров в Ольштыне, в Государственном Художественном собрании в замке Вавель в Кракове. О послевоенной судьбе пяти остальных экземпляров в настоящее время ничего не известно.

-9

Как много выдающихся людей и ярких событий помнит этот небольшой остров. Невозможно сформулировать и описать тот трепет и восхищение, которые испытываешь в этом уголке, с которым связаны великие достижения человеческого духа. Когда дотрагиваешься до кирпичных стен собора, ощущаешь свою сопричастность к истории и культурному наследию.

1. Статья автора о Князь-Владимирском соборе Санкт-Петербурга: https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/60bb486677f4f3143ee1328c

2. Исполнение мелодии «Show most go on» на органе Кафедрального собора Кенигсберга: https://www.kaliningrad.kp.ru/daily/26730/3757742/

-10