Найти в Дзене

"ЛиК". О знаменитой сатире Салтыкова-Щедрина "История одного города". (В трёх частях). Часть I.

Братья и сестры во книголюбии, настаиваю, немедленно перечитайте, или прочтите – как кому угодно – эту историю. Автор называет ее летописью. И хотя летопись, по словам его самого, «…обнимает период времени 1731 по 1825 год», глава «О корени происхождения глуповцев» - это прямо наша родная российская история, искусно и очень смешно стилизованная под натуральную летопись. От одной «Описи градоначальникам» можно в осадок выпасть. По художественно-сатирическому уровню (есть такой?) можно сравнить только с «Островом пингвинов» А. Франса. Хочется, чтобы эта книга была настольной в кабинете каждого российского градоначальника. Да и обитателям более солидных кабинетов она не повредит. Может быть тогда и дури, произведенной нашим необъятным чиновничеством, на родных российских просторах станет несколько меньше.

Но, ближе к делу. О корени происхождения глуповцев скажу лишь, что произошли они от славного племени головотяпов, которые крепкими своими головами всех конкурентов, как то, кособрюхих, ряпушников, гущеедов, губошлепов, вислоухих и проч., перетяпали и, получив таким образом приоритет, приступили к внутреннему обустройству. Совершив множество разнообразных подвигов, из коих для иллюстрации упомяну лишь, что рака с колокольным звоном встречали, а потом щуку с яиц согнали, стали ждать, что из этого выйдет.

Ровным счетом ничего из этих попыток внутреннего обустройства не вышло. Попробовали повторить, но и тут ничего не доспели. Тогда надумали искать себе князя. Дедушка Добромысл по этому поводу сказал: «Он нам все мигом предоставит. Он и солдатов у нас наделает и острог, какой следовает, выстроит! Айда, ребята!» Похоже, это шпилька в адрес нашего преобразователя. Вообще, надо сказать, что для Салтыкова-Щедрина неприкасаемых нет, даром что сам из чиновников.

Отправили послов искать князя. Князя, разумеется, нашли, как князя-то не найти? Князей и в те времена было довольно. Договорились на всех княжеских кондициях таким образом: дани будут платиться головотяпами отныне многие – в княжескую казну; на войну будут головотяпы ходить, когда князь пожелает; до прочего ни до чего головотяпам дела нет; тех головотяпов, которым ни до чего дела нет, князь будет миловать, прочих же всех – казнить; а как головотяпы по своей воле жить не умели, но пожелали себе кабалы, то называться им впредь – глуповцами.

Так! – отвечали глуповцы.

Затем приказал князь обнести послов водкою, да одарить по пирогу, да по платку алому и, обложив данями многими, отпустил от себя с честию.

На обратном пути головотяпы, а ныне глуповцы, осознав задним умом, что они натворили, «воздыхали не ослабляючи, вопияли сильно!» – свидетельствует летописец. Вот таким образом показались глуповцы из мрака времен и начались для них времена исторические.

Уважаемый читатель! Продолжение статьи во второй и третьей частях.