Найти в Дзене

Сила революции в романе Фадеева

Оглавление

Обзор романа

                                                 Обложка книги писателя
Обложка книги писателя

"Разгром" прозаик создал в молодом возрасте 25 лет! Это первое произведение писателя, в основу коего положен сюжет новеллы "Метелица".

Литератор писал о реальных событиях, рассказанных со слов их очевидцев. Еще будучи мальчишкой, он жил на природе. В совершеннолетие автор вошел в Коммунистический партизанский отряд, а в период гражданской войны принял непосредственное активнейшее участие в сражениях на Дальнем Востоке. Его ранили, когда он занимал статус комиссара.

Роман принадлежит к жанру социалистического реализма. Хотя его представители и считали себя наследниками реализма, называемого ими критическим, а своё направление – новым творческим методом, позиции данного течения не совсем реалистические, а предмет их изображения далёк от действительности. В соцреализме есть признаки, близкие к классицизму, он нормативен.

Писатель-соцреалист обязан правдиво и исторически конкретно показать действительность в её революционном развитии, одновременно воспитывая читателя в духе соцреализма. На деле авторы направления изображали только то, что не противоречило их идеям, а всё, что не вписывалось в мировоззрение соцреализма, не представляло абсолютно никакой ценности для искусства.

Например, Фадеева абсолютно не волнуют человеческие качества японцев или казаков. Это недруги, которых нужно побеждать. Схваченный казак рыдает, враг не может проявлять мужество, как побежденный Метелица. Рефлексия Мечика по поводу сраженного казака – признак слабости, опасных колебаний негативного героя.

Смысл произведения

Проблема романа сходится с вопросом современного гуманизма и взаимодействия человека с обществом. Она противоборствует анархическому понятию "свободной личности" в разрыве с исторической правдой народа, а также казарменному взгляду на массы, цели которых - прикрыть словами про революцию презрение к человеку.

Главный персонаж здесь командир партизан Левинсон, ставит перед собой задачу сохранить боевой отряд. Конечная цель заключается не только в этом, но и в трансформации человеческой индивидуальности и взаимоотношений общественных. Отряд сберегли ценой значительных потерь. Левинсон мечтал о появлении нового, доброго, сильного и прекрасного человека.

Тоном повествования прозаик будто заранее нам говорит о том, что предстоит речь вести о драматических событиях и мы чувствуем атмосферу грозящей опасности задолго до столкновения отряда с противником и белоказаками.

Уже само название романа говорит о проигрыше в революции. Тем не менее остается самое ценное, что не сломать - это единство народа, закаляющее личность людей в противостоянии за цели и стремления в борьбе.

Вот что писал сам литератор о своем романе: "по своему сюжету он был очень несложным... Вы видите постепенное, ровное изложение всех столкновений отряда, какие происходят от начала разгрома его и кончая последним его прорывом сквозь кольцо белых. За этот короткий отрезок времени проявляются и формируются основные качества разных людей. Благодаря стойкости таких людей, как Левинсон, Бакланов, у читателя романа и после разгрома отряда остается сознание и ощущение силы революции".

                                               Иллюстрация к роману Фадеева
Иллюстрация к роману Фадеева

Итоговый смысл сражений - утверждение человеческих ценностей, потому что и сама революция создана для счастья. Левинсон жаждет нового, прекрасного человека: "Он чувствовал, что нужно было бы говорить о чем-то другом, более основном и изначальном, к чему он сам не без труда подошел в свое время, и что вошло теперь в его плоть и кровь. Но об этом не было возможности говорить теперь, потому что каждая минута сейчас требовала от людей уже осмысленного и решительного действия".

В произведении отсутствует один главный конфликт. Это особенность его поэтики. Драматизм "Разгрома" психологический. Судьба отряда раскрывается в результате внутренних психологических противоборств.

Автор уделяет много времени изображению образов героев. Он хочет показать в деталях качества характера каждого из них в отдельности. Фадеев видит незаметные движения человеческой души, признаки эпохи, связь частного с общим, личности с массой, человека с коллективом. Обобщенные мысли про человека здесь очень даже емко изложены. Отряд рассматривается литератором как единство интереснейших индивидуальностей, а не как отдельные песчинки.

В основе сюжета лежит мысль про отряд, что представляет стержень всего произведения в целом.

Особенности композиции

Рассмотрим главы, посвященные "Метелице" отдельным порядком. Очень резко эпизод с Метелицей заметен в третьей части романа. Все равно важной остается участь всего отряда, а не одного героя! Главы про Метелицу дают читателю развернутый образ данного персонажа. Они являются неотъемлемой частью большого, сложного единства. Важна для нас сама человеческая личность в ее неповторимости и уникальности, индивидуальности.

Судьба Метелицы и его нрав заставляют читателя погрузиться в его переживания. У персонажа горячая голова и он ничего не боится!

В главе "Разведка Метелицы" стиль автора передал ее дух. Все происходит внезапно, неожиданно. Возникает чувство постоянной угрожающей опасности. Фадеев видит жизнь глазами своего основного персонажа. Психология героя стала более ясной и близкой читателю. Разведчику требуется сделать правильные результаты и впредь быть очень осторожным! Он всегда должен что-либо угадать и сопоставить. Стилю этой главы характерна форма предположений.

Сначала все это отразилось на форме повествования про Метелицу. Автор использует несобственно-прямую речь, когда размышляет со своим героем: "Верстах в двух, должно быть, возле самой реки". Все эти доводы передают его настороженность и острое желание определить, как нужно действовать. Нервы у него на пределе. Из повествования прозаика форма предположений перешла в прямую речь персонажа, усилив трагизм и напрямую включают нас в мир восприятия разведчика.

Литератор даже окружающую природу наблюдает взором персонажа. Он смотрит то на сопки, то на звездное небо, которое ему кажется далеко не ласковым, настораживающим взгляд.

                           Иллюстрация Верейского к "Разгрому" Фадеева
Иллюстрация Верейского к "Разгрому" Фадеева

Подобное проникновение Фадеева в чувства и размышления героя, такая авторская "зараженность" переживаниями персонажа привлекают читательское внимание к психологии Метелицы, приближая к ним героя. Мастерство проникновения в психологию конкретного человека тесно связано с думами автора о судьбе иных участников отряда.

Композиция повествования про разведчика отображает механизм взаимопроникновения общего и частного. Изображение подвига Метелицы органически срослось с описанием жизни отряда.

В главе "Разведка Метелицы" присутствуют все элементы композиции. Здесь содержится и экспозиция, знакомство с обстановкой. Герой рассматривает местность и знакомится с пастухом. Завязка действия заключена в подслушивании разведчиком у окна разговора офицеров. После напряжение все больше усиливается вместе с чувством приближения опасности и взгляд героя встретился с глазами офицера. Наконец наступает момент кульминации повествования: "-Стой! Держи его! Держи! Сюда...! Эй!- закричало несколько голосов. Вслед затрещали редкие выстрелы. В результате поймали Метелицу.

Несмотря на это данная глава не стала отдельным рассказом. Она включается гармонично в канву произведения. Сам ее конец проложил путь к следующим частям романа. Появился целиком партизанский отряд: дневальный, Бакланов, Левинсон и иные. Эта часть романа тоже проникнута трагизмом и напряженностью ожидания. Всем интересно, что будет в итоге с разведчиком и какая участь его ждет.

А вы любите военные романы, дорогие подписчики? Какие произведения на эту тематику ваши любимые? Смотрите фильмы по мотивам классики?

Ставьте лайки и при желании подписывайтесь на мой канал! Продолжение следует...