Найти тему
НУАР-NOIR

Канун ар-деко или каталог английских ретро-страхов

-2

Принимая во внимание прокатное название этой ленты 2011 года, а именно, «Экстрасенс», хочется очень сильно ругаться, ибо оное пошло вовсе не на пользу талантливой кинокартине. Если же учитывать сюжет и оригинальное наименование (The Awakening), то было бы правильнее говорить либо о «Прозрении», либо о «Пробуждении памяти».

Опять же немаловажно, что главная героиня ни разу не экстрасенс, не медиум и даже не мистик. Она как раз «дитя эпохи прогресса» и всеми силами пытается разоблачать подобных как шарлатанов, что автоматически выводит на уголовную статью о мошенничестве.

Охотники за мистиками-шарлатанами представлены в известном количестве лент: от «Чёрной радуги» (1989) до «Красных огней» (2011). Впрочем, в данном случае «разоблачительная» часть сюжета органично гибридизирована с иным легко узнаваемым субжанром: призрак в детском заведении.

Считается, что подобная тематика уже полностью исчерпана, ибо после «Приюта» (2007), «Сент Анж» (2004) и «Хрупкости» (2005) сказать нечто новое весьма затруднительно. А поэтому «Экстрасенс» вдвойне примечателен, ибо он был полнометражным дебютом Ника Мерфи, до этого момента творившего лишь телевизионные проекты (вспоминайте «Дракулу», «Последнее королевство» и «Летящих сквозь ночь»).

Кадр из фильма «Экстрасенс» (2011)
Кадр из фильма «Экстрасенс» (2011)

В данном случае равноценны и удачная передача мрачной атмосферы, царивший после окончания первой мировой войны, и предложенная сюжетная идея, которая не просто оригинально, а весьма качественно использует отдельные из британских «криминальных традиций».

Кадр из фильма «Экстрасенс» (2011)
Кадр из фильма «Экстрасенс» (2011)

Те, как правило, связывают с именем сэра Артура Конан Дойла, который был не только создателем Шерлока Холмса, но и очень известным английский спиритуалистом. А потому зрителю как бы исподволь задают вопрос: как рационализм сыщика может сочетаться с глубокой мистикой?

Кадр из фильма «Экстрасенс» (2011)
Кадр из фильма «Экстрасенс» (2011)

Дабы ответ не был каким-то отвлеченным, вам предложили пример, ставшим основой истории, показанной на экране. Писательнице-разоблачительнице предлагается очень загадочное дело, связанное с гибелью одного из мальчиков, учившихся в неком загородном пансионе.

Кадр из фильма «Экстрасенс» (2011)
Кадр из фильма «Экстрасенс» (2011)

И все уверены, что это как-то связано с призраком, появляющимся не только по ночам, но и на множестве фотографических изображений. Флоренс Кэткарт берется за расследование и почти сразу же обнаруживает причины (к слову сказать, вполне земные) этого трагического происшествия.

Кадр из фильма «Экстрасенс» (2011)
Кадр из фильма «Экстрасенс» (2011)

Однако собственно гибель юноши оказывается не единственным страшным событием, которое случилось в стенах пансиона, а потому здание словно не отпускает любителя-детектива, будто бы намекая, что не всё можно объяснить посредством рационального подхода.

Кадр из фильма «Экстрасенс» (2011)
Кадр из фильма «Экстрасенс» (2011)

В итоге оказывается, что действительное злодеяние может крыться не только за выдуманными призраками, но и за вполне действительными. Надо лишь только понять их потустороннюю логику действий, так как «представители мира иного» точно бы намекают, что здесь нет ничего случайного, надо лишь «прозреть».

Кадр из фильма «Экстрасенс» (2011)
Кадр из фильма «Экстрасенс» (2011)

Не раскрывая деталей сюжета и собственно главной из загадок, что крылась в мрачном доме, отметим, что фильм позволяет понять, почему во второй половине 20-ых годов началось повсеместное торжество кричащего и даже кичливого стиля «ар-деко». Просто-напросто люди устали от сумрака…