Принимая во внимание прокатное название этой ленты 2011 года, а именно, «Экстрасенс», хочется очень сильно ругаться, ибо оное пошло вовсе не на пользу талантливой кинокартине. Если же учитывать сюжет и оригинальное наименование (The Awakening), то было бы правильнее говорить либо о «Прозрении», либо о «Пробуждении памяти».
Опять же немаловажно, что главная героиня ни разу не экстрасенс, не медиум и даже не мистик. Она как раз «дитя эпохи прогресса» и всеми силами пытается разоблачать подобных как шарлатанов, что автоматически выводит на уголовную статью о мошенничестве.
Охотники за мистиками-шарлатанами представлены в известном количестве лент: от «Чёрной радуги» (1989) до «Красных огней» (2011). Впрочем, в данном случае «разоблачительная» часть сюжета органично гибридизирована с иным легко узнаваемым субжанром: призрак в детском заведении.
Считается, что подобная тематика уже полностью исчерпана, ибо после «Приюта» (2007), «Сент Анж» (2004) и «Хрупкости» (2005) сказать нечто новое весьма затруднительно. А поэтому «Экстрасенс» вдвойне примечателен, ибо он был полнометражным дебютом Ника Мерфи, до этого момента творившего лишь телевизионные проекты (вспоминайте «Дракулу», «Последнее королевство» и «Летящих сквозь ночь»).
В данном случае равноценны и удачная передача мрачной атмосферы, царивший после окончания первой мировой войны, и предложенная сюжетная идея, которая не просто оригинально, а весьма качественно использует отдельные из британских «криминальных традиций».
Те, как правило, связывают с именем сэра Артура Конан Дойла, который был не только создателем Шерлока Холмса, но и очень известным английский спиритуалистом. А потому зрителю как бы исподволь задают вопрос: как рационализм сыщика может сочетаться с глубокой мистикой?
Дабы ответ не был каким-то отвлеченным, вам предложили пример, ставшим основой истории, показанной на экране. Писательнице-разоблачительнице предлагается очень загадочное дело, связанное с гибелью одного из мальчиков, учившихся в неком загородном пансионе.
И все уверены, что это как-то связано с призраком, появляющимся не только по ночам, но и на множестве фотографических изображений. Флоренс Кэткарт берется за расследование и почти сразу же обнаруживает причины (к слову сказать, вполне земные) этого трагического происшествия.
Однако собственно гибель юноши оказывается не единственным страшным событием, которое случилось в стенах пансиона, а потому здание словно не отпускает любителя-детектива, будто бы намекая, что не всё можно объяснить посредством рационального подхода.
В итоге оказывается, что действительное злодеяние может крыться не только за выдуманными призраками, но и за вполне действительными. Надо лишь только понять их потустороннюю логику действий, так как «представители мира иного» точно бы намекают, что здесь нет ничего случайного, надо лишь «прозреть».
Не раскрывая деталей сюжета и собственно главной из загадок, что крылась в мрачном доме, отметим, что фильм позволяет понять, почему во второй половине 20-ых годов началось повсеместное торжество кричащего и даже кичливого стиля «ар-деко». Просто-напросто люди устали от сумрака…