Найти тему

3 картины с простым сюжетом, непонятные современным детям

Оглавление

Казалось бы, что проще - понять, что нарисовано на картине советского художника-реалиста в середине прошлого века. Это же не замысловатые символисты-абстракционисты. И не исторические полотна XVII века. Просто повседневная жизнь обычных людей. Однако, всё не так просто...

Во время бесед с ребятами 6-12 лет оказалось, что знакомые нам с детства картины им понять очень сложно. Или они находят в изображенных событиях совершенно неожиданный смысл.

1. Александр Торопин "Маменькин сынок"

А. Торопин. Маменькин сынок (1955 г.). Источник изображения: https://a-dedushkin.livejournal.com/1152660.html
А. Торопин. Маменькин сынок (1955 г.). Источник изображения: https://a-dedushkin.livejournal.com/1152660.html

Даже озвучивание названия картины не смещает акценты восприятия. Рассматривая эту картину, современные дети делятся следующими впечатлениями:

  • Мальчик, наверное, тяжело болен. Он грустит.
  • Это бедная семья. У мамы даже нет сапог на зиму.
  • Мальчики сзади плохо поступают, они смеются над другим мальчиком, потому что он не умеет завязывать шнурки.
  • Мальчик добрый, он кормит птичек, пока мама ему помогает.

К сожалению, сюжет, который должен был стать социальной агиткой, с современными детьми не работают. Они не могут оценить, насколько хорошо одеты главные герои (у мальчика бурки - дорогие валяные сапоги и дорогие варежки-краги с узорами, на маме беличья шуба и дефицитные зимние туфли на меху и "манной каше). И вряд ли со здоровьем румяного паренька что-то не так. Но нынешние дети, приученные к избыточной услужливости взрослых, увы, не готовы это заметить.

2. Фёдор Решетников "Опять двойка"

Ф, Решетников "Опять двойка" (1952 г.) Источник изображения: https://gallerix.ru/storeroom/2144631629/N/2122852205/
Ф, Решетников "Опять двойка" (1952 г.) Источник изображения: https://gallerix.ru/storeroom/2144631629/N/2122852205/

И в беседе по этой картине у современных ребят первая реакция - это не сочувствие к главному герою, а осуждение его младшего брата и внимание к другим персонажам:

  • младший брат неправильно себя ведет. Он катается по ковру на велосипеде, этого нельзя делать. И он смеется над старшим братом, это плохо.
  • сестра поступает плохо. Она собирается ругать брата, но она не имеет права это делать. И чужой дневник нельзя смотреть (примечание: часто дети считают, что сестра смотрит дневник брата. Портфель рядом с ней на стуле они не идентифицируют как детскую школьную принадлежность),
  • мама одета как бабулька, мне не нравится.
  • тут все дети плохо себя ведут. Они не уважают мамин труд. Старшие в уличной обуви, а младший едет на велосипеде по квартире.

Странно, но каких-либо живых эмоций главный герой почти ни у кого не вызывает. "Ему грустно, он устал, ему жарко" - самые распространенные комментарии.

3. Дмитрий Жилинский "Под старой яблоней"

Д. Жилинский "Под старой яблоней" (1969 г.). Источник изображения: https://veniamin1.livejournal.com/301687.html
Д. Жилинский "Под старой яблоней" (1969 г.). Источник изображения: https://veniamin1.livejournal.com/301687.html

Замечательная картина, в которой скрыт глубокий философский подтекст о связи поколений увы, часто не "читается" детьми даже на уровне простого бытового сюжета. На вопрос: "что ты тут видишь?" можно получить самые неожиданные ответы. Вот некоторые из них:

  • это очень бедная семья, они все босые, у них нет обуви, а мальчик вообще почти голый,
  • мальчик поступает плохо, он взял немытое яблоко,
  • мальчик плохой, он хочет бросить яблоко подальше,
  • мама плохая, она хочет ударить мальчика, она его ругает,
  • мама неаккуратно несет корзину, много яблок рассыпалось,
  • это очень страшное место, тут темно и страшные деревья,
  • это кладбище, тут везде кресты (так ребенок воспринял подпорку для веток. И хотя она на картине всего одна - в его воображении "кресты везде"),
  • бабушка куда-то идет по своим делам.

Удивительно, что смысловой контекст картин 17-19 веков, где события очевидно относятся к более ранним историческим периодам, дети "читают" гораздо точнее или сразу сообщают, что не могут понять сюжет.

А в понимании этих картин они не сомневаются, говорят уверенно и бойко. К сожалению, чаще всего звучат оценочные суждения типа "плохой" относительно совершенно невинных поступков и персонажей. Весь остальной смысл приходится отыскивать, открывать, откапывать вместе с ними. Зато радость и удивление от того, что картина "открылась" - как будто клад нашли. Хотя, видимо, в каком-то смысле это так и есть.

#истории про детей #образование детей #беседы о жизни #воспитание ребенка