Найти в Дзене
Система GeniUm

Интеллект. Какие возможности есть для его развития, и почему Эмоционального Интеллекта не существует?

Оглавление

Целью статьи является обзор и анализ следующих вопросов:

1. Что такое, с научной точки зрения, человеческий интеллект и каких видов он бывает?

2. Откуда и когда возникло понятие Эмоционального интеллекта? И есть ли в нём что-то новое?

3. Чем определяется уровень интеллекта человека, и какие его виды можно реально развить?

Статья большая. Но вдумчиво прочитав её вы во многом разберётесь. Используемые в статье картинки можете смело использовать. Конечно же со ссылкой на источник.

Часть 1. ЧТО ТАКОЕ ИНТЕЛЛЕКТ? КАКИХ ВИДОВ ОН БЫВАЕТ?

Термин «интеллект» берет свое начало от латинского intellectus, где он обозначает «восприятие»; «разуме́ние», «понимание»; «понятие», «рассу́док». Этот термин стал популярно используемым в начале XX века.

В широком понимании интеллект определяется как способности отдельного человека узнавать что-то новое, учиться, развиваться, достигать поставленных целей, решать всевозможные жизненные задачи и проблемы. Интеллект имеет несколько составляющих:

  1. Желание узнавать что-то новое (любознательность);
  2. Возможность определять главное и второстепенное (глубина разума);
  3. Умение использовать полученные знания и опыт (подвижность разума);
  4. Способность устанавливать взаимосвязи, делать выводы, размышлять (логика);
  5. Умение аргументировать (доказательство);
  6. Способность адекватно оценивать себя и окружающий мир (критичность);
  7. Умение оценивать проблему в целом (широта мышления).

Согласно теории интеллекта британско-американского психолога Рэймонда Кэттелла (1905-1998), интеллект можно условно разделить на:

  1. подвижный интеллект – способность мыслить логически, анализировать и решать задачи, выходящие за пределы предыдущего опыта.
  2. кристаллизовавшийся интеллект – включает накопленный опыт и способность использовать усвоенные знания и навыки.

Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путём её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д. О наличии интеллекта можно говорить при совокупности всех этих способностей. Но в отдельности каждая из них не формирует интеллект. Интеллектом может обладать система, составляющие элементы которой каждый в отдельности интеллектом не обладают.

К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека относят:

  1. объём рабочей памяти, способность к прогнозированию, орудийной деятельности, логике
  2. многоуровневую (6 слоев нейронов) иерархию системного отбора ценной информации
  3. сознание
  4. память
-2

Различное содержание деятельности требует развития определённых интеллектуальных способностей индивида. Но во всех случаях необходима чувствительность индивида к новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации.

Существенное качество ума индивида — предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов.

Развитие отдельных качеств интеллекта определяется как (а) генотипом данного индивида, так и (б) широтой его жизненного опыта.

Единой устоявшейся классификации видов человеческого интеллекта до сих пор не существует.

Большинство из нас сталкивалось с понятием интеллекта в контексте суммы знаний, которые можно измерить и определить как коэффициент интеллекта (IQ). Однако ещё в 1983 году американский психолог и невролог Говард Гарднер (род. 1943) объяснил невозможность сравнения интеллекта людей исключительно количественным способом, тем самым бросив вызов устоявшейся школе когнитивных наук. Согласно его теории, каждый человек в той или иной мере развивает каждый из восьми видов интеллекта, что и формирует его способности к познанию.

1. Визуально-пространственный интеллект, при котором люди отлично ориентируются в пространстве. Наиболее развит данный интеллект у водителей различного транспорта, архитекторов, игроков в шахматы, конструкторов, художников.

2. Телесно-кинестетический интеллект, умение пользоваться своим телом, что выражается в точности координации движений, балансе, развитой жестикуляции и тактильной памяти. Хорошо развит у танцоров, некоторых спортсменов, хирургов, музыкантов, изобретателей.

3. Музыкальный интеллект, определяется высокой чувствительностью к звукам в любых их проявлениях и ритму. Ярко выражен у певцов, музыкантов, композиторов, танцовщиков.

4. Лингвистический интеллект, при котором развито восприятие всего, что связано со словом (их нюансы, последовательность, ритм). Этот вид преобладает у писателей, поэтов, ораторов, педагогов, актёров.

5. Логико-математический, который выражается в способности устанавливать взаимосвязи между символами и фактами (конкретными и абстрактными). Наиболее развит у ученых, математиков, программистов, банкиров, юристов, бухгалтеров.

6. Межличностный интеллект определяется, как способность эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, улавливать их цели, настроение, эмоции, намерения. Люди с таким типом интеллекта с удовольствием работают в сотрудничестве, обладают хорошими лидерскими и дипломатическими качествами. Развитым межличностным интеллектом обладают учителя, врачи, люди, занятые в торговле, политики, советники, священники, бизнесмены.

7. Экзистенциальный (внутриличностный) интеллект – это способность правильно и четко понимать свои чувства и эмоции, цели и намерения. У людей с этим типом интеллекта обостренное чувство собственного достоинства, они уверены в себе и любят работать в одиночестве. Они реально оценивают свои сильные стороны и способности. Этот тип интеллекта доминирует в людях таких профессий, как философы, религиозные лидеры, психиатры, исследователи мозга.

8. Натуралистический интеллект позволяет разбираться в различных явлениях природы, находить разницу между растениями; видеть мир природы под другим углом – понимание взаимодействия природы с цивилизацией, симбиотических взаимоотношений, присущих природе, жизненные циклы природы. Люди с натуралистическим интеллектом часто выбирают профессии ботаников, натуралистов, физиков.

-3

Классификация Гарднера видов интеллекта – далеко не единственная. Кто-то из психологов выделяет 7 видов, кто-то – 9 или 10 видов. Но в большинстве этих детальных классификаций – вид эмоционального интеллекта отсутствует.

Часть 2. ОТКУДА ЖЕ ВОЗНИК ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ !? СЛЕДОМ ЗА ЧЕМ ПОЯВИЛИСЬ ИДЕЯ И КОММЕРЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ ПО ЕГО РАЗВИТИЮ…

Вот определение Эмоционального интеллекта (ЭИ, англ. Emotional Intelligence – EI) из Википедии. ЭИ – это сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Этот слайд (картинка + тезис) автор нарисовал в 2016м году, изучая тему ЭИ. С тех пор иногда встречает его (в разных переработанных вариантах) в материалах провайдеров и статьях об ЭИ.
Этот слайд (картинка + тезис) автор нарисовал в 2016м году, изучая тему ЭИ. С тех пор иногда встречает его (в разных переработанных вариантах) в материалах провайдеров и статьях об ЭИ.

Если сопоставить определение ЭИ с классификацией Гарднера, то появление понятия «Эмоциональный Интеллект» выглядит как простое объединение двух ранее им описанных видов: (6) межличностного и (7) экзистенциального/внутриличностного интеллекта. Но с такой трактовкой согласны далеко не все психологи и нейро-учёные. А вы лично, кстати, согласны?

Первые публикации, рассматривавшие социальное взаимодействие людей как вид интеллекта, появились в 1920-х годах. В 1920 году профессор Эдвард Торндайк ввёл понятие социального интеллекта, который он описал как «…способность понимать людей, мужчин и женщин, мальчиков и девочек, умение обращаться с людьми и разумно действовать в отношениях с людьми».

Понятие именно эмоционального интеллекта впервые стало фигурировать в 1960-х. В 1964 году оно появилось в работе Майкла Белдока Sensitivity to expression of emotional meaning in three modes of communication, а в 1966 году в работе Ханскарла Лёйнера Emotional intelligence and emancipation.

В 1975 году Клод Штайнер, один из основателей транзактного анализа, разработал концепцию эмоциональной грамотности и запустил программу тренинга эмоциональной грамотности.

Расцвет теории эмоционального интеллекта пришёлся на 1980-е и 1990-е. В 1983 году Говард Гарднер опубликовал свою известную модель интеллекта, в которой разделил интеллект на внутриличностный и межличностный.

В 1988 году израильский психолог Рувен Бар-Он в своей докторской диссертации ввёл понятие эмоционального коэффициента EQ (англ. Emotional Quotient, по аналогии с англ. Intelligence Quotient, IQ).

И, наконец, в 1990 году вышла влиятельнейшая статья американских психологов Питера Саловея и Джона Майера «Эмоциональный интеллект» (англ. Emotional Intelligence), фактически определившая всё его современное понимание. После выхода этой статьи теория эмоционального интеллекта привлекла большое внимание, последовала масса публикаций на тему эмоционального интеллекта. Волна различных курсов, марафонов и прочих образовательных программ по развитию эмоционального интеллекта до сих пор катится по полям коммерческой деятельности.

А основным отцом-популяризатором темы ЭИ в мире с 1995-го года (после чего начали расти школы развития ЭИ и прочем коммерческие продукты) стал американский научный журналист Дэниел Гоулман (Daniel Goleman), издавший две книгам:

- "Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ"

- "Эмоциональный интеллект в бизнесе"

-5
-6

Почему развитие Эмоционального Интеллекта стало в последнее время столь популярно? Вероятно, одна из основных причин в следующем. В современном динамичном и нестабильном мире начинает доминировать «проектная модель» работы. Это означает, что современные профессионалы должны уметь максимально быстро объединяться в группы (проектные команды). В таких группах времени на входе для «притирки» у них практически нет, поэтому каждый из привлекаемых профи должен обладать навыками конструктивного сотрудничества и позитивного настроя на результативную работу. А без достаточно высокого уровня эмоционального интеллекта (того набора навыков, которые так принято называть) это просто не получится. Таким образом, ЭИ – важнейшая компетенция для тех, кто хочет остаться востребованным в самом ближайшем будущем.

Но прежде, чем обсуждать развитие ЭИ, предлагаю для начала разобраться с самим предметом – а есть ли в нём содержание? Далее рассмотрим:

(1) виды эмоций (и есть ли согласие в этом вопросе?);

(2) содержание теории Эмоционального интеллекта.

Часть 3. ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИИ, ЧЕМ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ДРУГИХ СОСТОЯНИЙ ПСИХИКИ, И КАКИХ ВИДОВ БЫВАЮТ?

Одно из определений термина «эмо́ция» (от латинского emoveo — потрясаю, волную) – это психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.

Эмоции характеризуются тремя компонентами:

  1. переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции;
  2. процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма;
  3. наблюдаемыми выразительными комплексами, в том числе изменениями на лице, жестами, характером голоса и т. п.

В отличие от чувств, эмоции не имеют объектной привязки: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этого человека» — это чувство. В связи с этим эмоции, в отличие от чувств, не могут быть амбивалентными: как только отношение к чему-то становится одновременно и плохим и хорошим, это что-то можно назвать объектом, а эмоциональные процессы по отношению к нему — чувствами.

В отличие от аффектов, эмоции могут практически не иметь внешних проявлений, значительно продолжительнее по времени и слабее по силе. Кроме того, аффекты воспринимаются субъектом как состояния его «я», а эмоции — как состояния, происходящие «в нём». Это особенно заметно, когда эмоции являются реакцией на аффект, например когда человек чувствует страх за своё будущее, как реакцию на только что испытанную вспышку гнева (аффект).

В отличие от настроений, эмоции могут меняться достаточно быстро и протекать довольно интенсивно.

Под переживаниями же обычно понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.

Эмоции, как и многие другие психические явления, понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. В современной науке существует четыре направления в определении связи эмоций и чувств:

a. представление чувств и эмоций тождественными;

b. отношение чувств к одному из видов эмоций;

c. рассмотрение чувства как родового понятия разнообразных эмоций; представление о чувствах и эмоциях как о различных процессах;

d. представление об эмоциях, как о проявлениях предшествующих следующей ступени эволюции - чувствам, которые присущи существам, начиная с определенного уровня сознания.

ЕДИНОГО КЛАССИФИКАТОРА ЭМОЦИЙ, признаваемого бы специалистами единогласно, ДО СИХ ПОР НЕ СУЩЕСТВУЕТ !!!

  • В психологической литературе существуют различные подходы к тому, сколько и какие из эмоциональных модальностей являются базовыми. Разные авторы называют различное число базисных модальностей: от двух (удовольствие/неудовольствие), или трёх (радость/гнев/страх), и до десяти.
  • Наиболее распространённой является модель, использующая шесть классических эмоций человека: счастье, удивление, страх, отвращение, злость (гнев) и грусть. Однако некоторые исследования демонстрируют высокую «слепленность» (и демонстрацию-проявления) таких эмоций, как испуг/удивление и злость/отвращение. И тогда базовых становится не шесть, а всего лишь четыре эмоции.
  • Американский психолог Пол Экман в своей работе «Система кодирования лицевых движений» (FACS) в 1978 году выделил 7 универсальных эмоций (в дополнение к шести вышеупомянутым – добавляется презрение) и наглядно продемонстрировал, как выглядят вызываемые ими микродвижения и выражения лиц у людей разных культурных, расовых и прочих принадлежностей.
  • Американский психолог Роберт Плутчик разработал адаптационную (или психоэволюционную) модель эмоций и так называемое Колесо эмоций (1980) – его набор представлен на рисунке.
  • Ну а то, какие трактовки палитр эмоций существуют у современных авторов (максимальное число эмоций, которые автору статьи удалось встречать в разных классификациях, составляло 173 наименования!) – вы можете посмотреть в любом поисковике.

В общем, краткий вывод по теме классификации эмоций – всё очень субъективно (до сих пор; и скорее всего так и останется).

-7

Часть 4. СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИИ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ

На следующих рисунках представлены несколько схем из основной книги Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект», разобравшись с которыми можно достаточно быстро сформировать представление о его содержании ЭИ (который далее предлагается развивать).

-8
-9
-10

Во второй своей книге «Эмоциональный интеллект в бизнесе» сам Гоулман честно признаётся, что он описывает компетенции, которые вообще-то были разработаны специалистами компании HayGroup (международной консалтинговой компании в сфере управления и развития талантов – так она себя позиционирует).

Как можно развивать Эмоциональный Интеллект?

Вот алгоритм (в четыре шага) по развитию ЭИ, который предлагается одним из провайдеров.

Шаг 1. Используйте азбуку эмоций

  • Осознавайте свои эмоции – ведите дневник эмоций.
  • Используйте алгоритм осознания эмоций:

a. Назвать эмоцию;

b. Отследить ощущения в теле;

c. Отследить свои действия;

d. Обратить внимание на реакцию окружающих.

  • Наблюдайте за эмоциями окружающих. Отмечайте, по каким признакам распознали ту или иную эмоцию.

Шаг 2. Определяйте причины эмоций

  • Отслеживайте свои спонтанные эмоциональные реакции. Отметьте стимулы, причины возникновения этих реакций.
  • Наблюдайте за эмоциональными реакциями окружающих – какие ваши действия вызывают эти реакции?
-11

Шаг 3. Соотносите эмоции, задачи и результат

  • Отслеживайте, насколько ваша эмоция помогает вам в решении задачи, достижении нужного результата
  • При планировании деятельности соотносите задачу с оптимальной эмоцией

Шаг 4. Выбирайте эффективные для вас стратегии управления эмоциями

  • Планируйте эмоции! Подумайте перед событием, какие эмоции помогут вам, какие эмоции вы хотите вызвать у окружающих (например, подготовка к переговорам, встрече, семейному торжеству и т.д.) и как это сделать
  • Определите эффективные для вас стратегии управления:

a. переключение внимания (досчитать до десяти и т.д.);

b. физические упражнения;

c. психологические приемы;

d. проговаривание своих эмоций;

e. социальная поддержка (обратиться к друзьям, родителям);

f. концентрация на задаче, результате, а не на эмоциях;

g. воспоминания из прошлого;

h. внешние переключатели: музыка, запахи и др.

-12

Кстати, разные типы задач удаётся решать более эффективно, если вы находитесь в определённых эмоциональных состояниях.

-13

Поздравляю! Только что вы прошли учебный экспресс-курс по основам эмоционального интеллекта! Совершенно бесплатно, сэкономив своё время и деньги. (шутка 😊)

Какие ВЫВОДЫ можно сделать по содержанию ЭИ (с учётом предыдущих частей этой статьи)?

1. Главный секрет «эмоционального интеллекта» состоит в том, что его НЕ СУЩЕСТВУЕТ!

Эмоции – это сквозной и самый «вездесущий» процесс, пронизывающий психику насквозь по всем векторам. То есть эмоции есть всегда и в любых проявлениях психики. Поставить перегородку (чётко ограничить суть понятия) между: «…вот это – эмоциональный интеллект, а это – уже не эмоциональный» – попросту невозможно, да и бессмысленно (если корысть выносить за скобки).

2. С научной точки зрения «эмоциональный интеллект» – это избыточное и искусственно сконструированное понятие. За этим понятием не стоит ничего принципиально нового.

Это всего лишь коллекция идей про эмоции (достаточно стройная, поэтому и нашедшая множество своих популяризаторов и последователей). А «эмоциональные компетенции» – это лишь некое добротное описание (одно из возможных) эмоционально-личностных характеристик человека.Как инструмент, экономящий время на понимание, и как основа для личностно-ориентированного обучения, – он вполне имеет право на существование. Ведь эволюция требует разнообразия 😊

Часть 5. КАКИЕ ИНТЕЛЛЕКТЫ РЕАЛЬНО РАЗВИВАТЬ?

Как же развивать интеллект? Кому-то учёба даётся очень легко, и он(а) потом на протяжении всей жизни получает много вкусняшек благодаря своему развитому уму; а кто-то даже при наличии всех возможностей – вырастает невежественной посредственностью.

Конечно же, характеристики интеллекта в существенной степени определяются генетикой, а также ранними этапами (пренатальным и первыми годами после рождения) роста и развития ребёнка.

Можно ли развивать интеллект у взрослых (разных возрастных категорий)? От ответа на этот вопрос зависит множество усилий и трат бюджетов.

Нейробиологи утверждают, что не все виды человеческого интеллекта поддаются развитию. Однозначная уверенность в возможностях развития есть в отношении следующих типов интеллекта:

· Природный (натуралистический)

· Логический (абстрактно-логический)

· Межличностный (эмоциональный)

· Телесно-кинестетический

Два главных инструмента нашего мозга, определяющих возможности обучения и развития интеллекта, это (1) память и (2) внимание.

С прокачкой памяти нейробиологи говорят, что до сих пор всё совсем сложно и неоднозначно; и целостной непротиворечивой модели работы с памятью до сих пор ни у кого нет.

А вот с вниманием – работать можно (и всем нужно; для чего есть отдельные причины). Можно тренировать каждое из выделяемых пяти свойств внимания:

  1. Объём (удержание нескольких предметов)
  2. Устойчивость (сосредоточение на объекте)
  3. Концентрация (сила сосредоточения на объекте)
  4. Распределение (одновременное выполнение нескольких действий)
  5. Переключаемость (с одного предмета на другой)
-14

Возможности обучения завязаны на эмоции, которые упрощённо можно представить зависимыми от двух измерений:

a. Степени новизны контента (содержания) и контекста (обстоятельств и участников) обучения

b. Уверенности/неуверенности обучаемого в собственной безопасности (наличии у него права на ошибки при обучении, с разными вариантами значимых субъективно для него последствий).

Основными двигателями обучения являются страх и интерес. Выбор баланса их использования зависит от (а) обучаемого, (б) содержания, (в) контекста.

-------

В ЗАВЕРШЕНИЕ ОБОБЩИМ ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭТОЙ СТАТЬИ:

1. Единой устоявшейся классификации видов человеческого интеллекта до сих пор не существует.

2. В большинстве этих детальных классификаций – вид эмоционального интеллекта отсутствует. Теория ЭИ, сформулированная и популяризированная с конца 1990х годов – является лишь коллекцией известных и давно разработанных идей про эмоции. Никакой научной новизны она не имеет.

3. Эмоции, как и многие другие психические явления, до сих пор понимаются разными авторами по-разному. Соответственно и единого классификатора эмоций, признаваемого бы специалистами единогласно (и работе с которыми можно было бы универсально обучать), тоже до сих пор не существует.

4. Не все виды человеческого интеллекта однозначно поддаются развитию. Два главных инструмента нашего мозга, определяющих возможности обучения и развития интеллекта, это (1) память и (2) внимание. В отношении развития памяти определённость до сих пор отсутствует. А воть внимание (все его пять свойств: объём, устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость) тренировать можно. Для этого можно использовать базовые эмоции страха и интереса, баланс которых нужно подбирать исходя из (а) обучаемого, (б) содержания, (в) контекста.

© Кривоносов Михаил Васильевич

Система GeniUm (настройка управленческих команд и развитие бизнеса)

Наш Telegram-канал GeniUm для бизнеса и жизни (подписывайтесь)

#эмоциональный интеллект #бизнес секреты #executive-коучинг #совет директоров #команда мечты #эффективность