Просторы русской части Северного Ледовитого океана бескрайние. Тем не менее флоту Германии в 1942 и 1943 годах огромные расстояния не мешали контролировать Баренцево и Карское моря. В поисках караванов судов, идущих из Тихого океана и Дудинки в Архангельск, гитлеровские субмарины доходили даже до полуострова Таймыр, что вообще находится на краю земли.
В 1942 г. в ходе операции "Вундерланд" лишь авария немецкого гидросамолета-разведчика помешала крейсеру "Адмирал Шеер" разгромить конвой советских судов. Но крейсер отыгрался 27 августа в порту Диксон, практически стерев его с лица земли заодно с близлежащим посёлком. В тот день он сильно повредил два корабля, что открыли по крейсеру ответный огонь. А парой дней ранее "Шеер" потопил легендарный ледокольный пароход "Александр Сибиряков", который за одну навигацию первым в 1932 г. преодолел Северный морской путь.
Лишь в 1944 г. СССР удалось увеличить мощь своего Северного флота и достичь паритета. Но субмарины фашистов продолжали топить наши суда в Карском море. А в начале осени гитлеровцы высадили десант на мыс Стерлегова, где располагалась одноименная полярная станция (ПС). Причём данное действо планировали с определённой целью.
Высадка немецкого десанта.
Мыс Стерлегова находится на Таймыре, и расположен на 400 км северо-восточнее Диксона, как раз посередине пути между портом и мысом Челюскина. А сотрудники станции, открытой в 1934 году, собирали и передавали метеоданные для проводки судов в Северном Ледовитом океане по Северному морскому пути.
В начале ВОВ на всех советских ПС появились краснофлотцы. В их задачи входила защита от нападения, а также наблюдение за морем. Но иллюзия глубокого тыла и недосягаемости для врагов, ведь осенью 1944 г. части РККА уже освобождали Польшу, действовали на бойцов разлагающе. Они относились к своей службе беспечно: не патрулировали территорию, а ночами спали, в том числе их командир – старшина Василий Уткин, что в итоге и привело к беде.
В ночь на 26 сентября 1944 г. к берегу подошли две немецкие субмарины U-711 и высадили десант 50 человек. Но не у самой станции, а в 2.5 км от неё, чтобы захватить объект внезапно и незаметно. Бывший радист "Мыса Стерлегова" Лев Венцковский в 90-е годы вспоминал:
"Передал метеоданные, выключил рацию и в этот момент дверь с грохотом распахнулась, ворвались какие-то незнакомые люди в меховых куртках, говорившие на немецком языке, сбили с ног, и я понял, что это гитлеровцы".
На станции в тот момент находились четыре сотрудника во главе с начальником Поблодзинским и три краснофлотца. Двое: замначальника Бухтияров и боец Ногаев ранее отправились на собачьей упряжке уничтожать выброшенные на берег немецкие мины. А отсутствие собак также способствовало захвату ПС, ведь они бы наверняка подняли лай.
Цели десанта.
1) Немцы заставили Поблодзинского выйти в эфир и начать хитрую радиоигру. Их интересовала информация о конвое, который должен был направиться в море в ближайшие дни. Это стало одной из двух главных целей десанта. Однако начальник станции сумел передать сигнал "SOS", но в Диксоне в данную смену на приёме работал новичок, который ничего не понял. Радиоигра шла около суток, немцы раз за разом спрашивали о движении каравана, но ничего не добились.
Вечером вернулся Бухтияров и был схвачен. Ногаев же остался сторожить тушу белого медведя, что удалось добыть по пути и это его спасло. Немцы принялись грабить объект и погрузили на подлодки всё оборудование и продукты, которые перевозили на собачьей упряжке. Но замначальника, выбрав момент, на ней и сбежал. Остальных же пленников фашисты забрали с собой, на прощание расстреляв станцию из орудия субмарины;
"Сама возможность побега казалась весьма маловероятной, ведь с одной стороны простиралась еще не замерзшая река, а с другой — море . Дойдя до намеченного места, Бухтияров вывалил груз на землю и вместе с собаками пошел через реку. Выбравшись на противоположный берег, он, держась за нарту, бросился бежать".
Из воспоминаний полярного исследователь, организатора морских и наземных арктических экспедиций А. И. Минеева.
2) Второй целью являлись шифровальные коды. Но это немцам не помогло, так как шифры в срочном порядке перекодировали. На это потребовалось трое суток, а в течении этого времени соблюдался режим тишины. Когда в назначенное время ПС не вышла на связь, туда срочно отправили самолет. Лётчик с высоты увидел догорающие руины и машущих ему с земли Бухтиярова и Ногаева. Он посадил самолет и забрал горе-полярников с собой.
Судьба пленных.
Одну немецкую U-711 у берегов Норвегии потопили англичане. К сожалению, несколько наших полярников находились на ней. А вот остальным узникам повезло больше, если это можно назвать везением. Их доставили в Тронхейм, долго допрашивали и пытались узнать подробности прохода караванов. Затем всех пленников отправили в концлагеря.
Лев Венцковский и командир краснофлотцев старшина Уткин выжили. Лев после ВОВ вместе с Бухтияровым работал на ПС "Мыс Стерлегова", затем закончил институт и стал доктором философских наук. А вот Василию после немецкого плена дали 10 лет уже советских лагерей за халатное несение службы на Таймыре.
После всех слов.
Таймыр – самый восточный регион СССР, где произошли бои между РККА и гитлеровцами. Он расположен гораздо восточнее Урала, до которого мечтал дойти несостоявшийся царь всея Земли.
Понравилась статья? Не стесняйтесь ставить лайк и делиться своим мнением в комментариях. Не забывайте, что эти простые действия влияют на развитие канала. Спасибо за внимание и всего доброго.