Обещал написать отзыв по бумаге, выполняю. Сразу скажу, что я спокойно отношусь к качеству бумаги и не боготворю ни какие бренды. Хлопок или целлюлоза, особых привязанностей нет, что есть под рукой, то и идет в работу. Но при этом всегда интересно попробовать что-то новенькое, тем более говорят, что существует волшебная бумага, на которой все само пишется, только воду подливай, да краски добавляй. Поэтому когда мне выдалась возможность протестировать 100% хлопковую акварельную бумагу под брендом Palazzo от Лилия Холдинг с интересом включился в процесс.
Бумага продается в пачке (с котом) по 5 листов, позиционируется как продукт объединяющий философию двух техник производства: ручную и промышленную. Сомневаюсь конечно, что в процессе изготовления есть непосредственно ручная работа, скорее всего бумагу делает хорошая машина. Но с точки зрения подачи все учтено. Неровная живая кромка со всех сторон, приятная шероховатая фактура и даже тиснение логотипа в углу. На просвет видны затемнения и неоднородности структуры, как у ручного отлива.
Первое впечатление, когда взял лист: ну нет тут 300 г/м, по ощущениям бумага тоньше и легче, но это все субъективно. Скорее всего такое восприятие от того, что сама рваная кромка листа является продолжением только верхнего слоя. И опять, показалась, что структура слишком рыхловата, как такая плотная промокашка из советских тетрадок. Но после замачивания в воде на 10 минут лист окреп, потяжелел и без волн разместился на планшете.
Для первого раза я зафиксировал края скотчем, но уже к концу работы понял, что этого можно не делать, бумага совершенно спокойно живет больше часа на планшете, не задирает углы и не дает волну. Обклейку по периметру можно использовать, если хотим получить ровные поля. Кстати скотч снимается потом без проблем и не рвет верхний слой.
А теперь про процесс, и здесь уже не все так однозначно. Сразу вспоминаются теоретики искусства, которые рассуждают, должен ли автор идти за материалом и приспосабливаться к нему, или наоборот подчинять материал своей художественной идее. Мне в этой битве пришлось подчиняться.
Обычно каждый, кто достаточно регулярно работает красками вырабатывает для себя определенные приемы и навыки, что в итоге выражается в так называемом авторском почерке. Мне, к примеру , нравится писать широко, быстро, угловато, даже рвано, оставлять просветы, сразу набирать цвет и тратить на лист формата А2 не больше 30 минут. Но с хлопоком от от Лилия Холдинг этот номер не прошел. На первом же листе я застрял минимум на час. Для теста решил накрасить простенький деревенский сюжет с домиком, покосившимся забором и сохнущими половиками.
Сделать мазок и сразу его уточнить или добавить детали на хлопке не получится. Влага и структура бумаги потихоньку тянут цвет, смягчают края и создают перетекания. В процесс понимаешь, что для получения насыщенного цвета, требуются более пигментированные и сухие замесы и не всегда за один раз получается добиться нужного пятна.
А поскольку хлопок отлично держит влагу, то для детализации придется ждать, или использовать фен. Подсушивать основу искусственным путем я не стал, просто приходилось делал паузы в процессе и сбивать привычный ритм. Поэтому могу сделать первый и может главный вывод, хлопок хорош для тех, кто любить писать размеренно, спокойно, делать заливочки, акварельные мягкие фоны, а потом постепенно доводить детали и ставить акценты. В итоге можно получить добротную классическую акварель со всеми вкусностями.
Но мне, пожалуй так писать скучно и второй лист я все же попытался подчинить своему ритму. Уже не стал крепить скотчем, хватило предварительного замачивания. Для сюжета взял небольшой остров Липно, на озере Ильмень, где стоит замечательная церквушка Николы 1292 г.
Теперь на лист ушло не более получаса. Особо не тратил время на детали, обошелся большими пятнами групп деревьев. Верхний слой не смачивал полностью, поэтому получились любимые просветы на воде и в деревьях.
Бумага позволила легко добиться воздушности и прозрачности, сама все смягчила и дотянула, осталось только добавить стволы деревьев и немного деталей.
На третьем листе мне захотелось проверить как хлопок Лилия Холдинг выдерживает смывание и процарапывания мастихином, эти приемы часто используют для написания воды, неба, травы деревьев, архитектуры.
Вывод простой и для меня однозначный. Царапать можно сколько угодно и на любой стадии, бумага этого совершенно не боится. А вот смывания и исправления бумага не терпит, слишком глубоко и быстро тянет цвет, не любит плавные размытия и наслоения. Остаются следы, границы и пятна. Поэтому писать стоит аккуратно, и не забегать кистью за границы рисунка.
Подводя итог, могу сказать свое мнение. Хорошая, добротная, приятная в работе бумага, отлично подойдет для обычного размеренного акварельного письма. Ничего такого негативного, как пишут в некоторых отзывах не заметил, бумага, как бумага. Всегда будет что-то лучше и хуже, просто нужно немного адаптироваться под материал. Но окончательно подружиться со 100% хлопком пока у меня не получается, мы с ним в разных временных измерениях, душа больше лежит к смеси с целлюлозой 50%, она все же для более яркого и динамичного письма.