В пантеоне тибетского буддизма важную роь играют божества, которые выполняют роль защитников Учения. Есть защитники крупного калибра, есть узкоспециализированные охранители, которые необходимы для усиленной защиты отдельных значимых ресурсов.
"Ваджрасадху" в переводе с санскрита означает "благая ваджра", то же самое в переводе с тибетского означает Дордже Легпа (англ. Dorje Legpa; Вайли rdo rje legs pa). В соответствии со своим именем Дордже Легпа держит в правой руке ваджру.
Легенд про него много, если в общих чертах, то Дордже Легпа в самом расцвете своих сил обитал в Гималаях, не зная проповеди Учения. В VIII в. тибетский царь, или цэнпо Тисон Дэцен (Вайли khri srong lde btsan) пригласил проповедника Падмасамбхаву для того, чтобы тот обратил в буддизм местных воинственных богов, которые могли проявлять враждебность к людям.
Согласно легендам, Падмасамбхава справился с задачей. Не то, чтобы он приручил местных демонов. Скорее уместно говорить о том, что он научил их перенаправлять свои склонности к насилию в сторону противников буддийского учения и всего того, что продлевает пребывание человека в сансаре.
Так в пантеоне тибетского буддизма появились гневные формы просветлённых существ.
Ваджрасадху, или Дордже Легпа относится к категории дхармапал, или защитников Учения. Это "добро с кулаками" почитается у последователей традиции ньингма, которые считают себя прямыми последователями Падмасамбхавы.
В тибетском буддизме существует понятие "терма", обозначающее тайное знание, и "тертон" - человек, способный отыскать терму, понять и передать другим. В зону ответственности Дордже Легпы входит охрана терм и тертонов.
Ещё у образа Дордже Легпы существует интерпретация в качестве локапалы, или хранителя одной из сторон света. Собственно, локапалами в пантеоне тибетского буддизма стали локальные божества добуддийского пантеона, которые покровительствовали определённым местностям, и могли материально помогать живущим там людям.
В живописи Дордже Легпа чаще всего изображается восседающим на снежном льве. Но в металлической скульптуре у него встречаются два вида вахан: снежный лев и козёл.
У Дордже Легпы есть помощник, который сопровождает его в живописных произведениях.
Его имя Гарва Нагпо (англ. Garwa Nagpo; Вайли mgar ba nag po), что переводится как "кузнец" и он тоже относится к категории дхармапал, некогда покорённых Падмасамбхавой.
Также существует точка зрения, согласно которой Гарва Нагпо - это одна из форм Дордже Легпа.
Гарва Нагпо изображается восседающим на козле с раскинутыми в разные стороны руками и его отличительный атрибут - это ваджрный молот, который символизирует способность дхармапалы крошить в винегрет тех, кто провинился перед буддийским учением, и выбивать то, что привело к этому.
В вытянутой левой руке Гарвы Нагпо могут находиться кузнечные мехи. Местный Сварог и Гермес в живописных произведениях изображается в пламени, которое символизирует огонь, способный выжечь всё непродуктивное и очистить сознание от ядов невежества, гнева и алчности. Кузнечное дело таким образом становится метафорой духовного развития.
И для Дордже Легпы, и для Гарвы Нагпо существует ещё одно обозначение - дамчен, или дамчан (Вайли dam chen). Этим словом в пантеоне тибетского буддизма называют дхармапал из добуддийских традиций, которые приняли обет охранять Учение и его последователей.
Общей чертой обоих дамченов является то, что они изображаются в светской тибетской одежде и носят традиционную местную шляпу сетхеб (Вайли bse theb).
Поэтому для этих персонажей одинаково верными могут быть сразу несколько определений.
В металлической скульптуре у ездовых козликов Дордже Легпы и Гарвы Нагпо встречаются очаровательно скрученные рожки, которые символизируют то, что дамчены связаны обетом, который дали Падмасамбхаве.
Литература
- Ладранг К. Божества-защитники Тибета. М.: Ганга, 2015. С. 190-199.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.