10/11 июня 323 г. до н.э. царь Македонии Александр III, более известный как Александр «Великий», умер в Вавилоне в возрасте 32 лет. За свою жизнь он создал одну из крупнейших империй, которые когда-либо видел мир, теоретически простиравшуюся от от Греции до Пенджаба, от Египта до Самарканда. Однако то, что последовало за его смертью, было имплозией империи.
Почти сразу после смерти Александра в его империи начались проблемы. Примерно через 48 часов после его смерти Вавилон охватили жестокие беспорядки, когда македонские солдаты и генералы спорили о престолонаследии. Через несколько недель после смерти Александра известие о его кончине достигло престижного города-государства Афины, что побудило его антимакедонских демагогов поднять в городе полнокровное восстание против своих северных соседей.
Афиняне командовали мощной коалицией антимакедонских, эллинских фракций и городов-государств. Поддержанное их собственной омоложенной армией и флотом, это восстание под руководством афинян стало серьезным испытанием для тех, кто пережил Александра. Дальше волнения вспыхнули во Фракии, Каппадокии и Бактра-Согдиане.
Как только Александр Македонский умер, тонкая нить, скреплявшая большую часть его империи, распалась. Вот история кризиса, который последовал после его кончины.
Широкое восстание
Помимо восстания в Афинах, после смерти Александра возникли проблемы и в других местах. Во Фракии (в основном современная Болгария) могущественный одрисский царь Севф III сбросил оковы македонского владычества и провозгласил себя независимым монархом, имея более 30 000 солдат. В Каппадокии безраздельно правил независимый иранский военачальник по имени Ариарат, способный выставить около 50 000 солдат.
Тем временем в далекой Бактрии-Согдиане (современный север Афганистана и юг Узбекистана) более 20 000 разочарованных ветеранов эллинских гоплитов, которых Александр оставил гарнизоном на этой далекой границе пятью годами ранее, должны были подняться и маршировать несколько тысяч человек. миль обратно на свою средиземноморскую родину.
Преемники Александра
Восстания были распространены в империи Александра во второй половине 323 г. до н.э. Но кто должен был бороться с этими восстаниями? Ответственность лежала на бывших адъютантах Александра. Это были полководцы, которые служили вместе с Александром в его кампаниях, такие фигуры, как Пердикка, Птолемей, Пейфон и Кратер. Это были полководцы, сыгравшие ключевую роль в завоеваниях Александра. От престарелого наместника Антипатра в Македонии до одноглазого государственного деятеля-ветерана Антигона во Фригии (центральная Турция).
После смерти Александра на первый план вышли многие из этих фигур. Номинально они подчинялись новому царю империи Филиппу Арридею III. Филипп Арридей III был старшим сводным братом Александра Македонского. У Филиппа, однако, было условие. Мы не знаем, что это было за состояние, но оно привело к тому, что он не мог править без посторонней помощи. Позже вместе с Филиппом Арридеем был коронован второй царь. Это был малолетний сын Александра Македонского, король Александр IV).
Из-за юного возраста Александра он тоже не мог править без посторонней помощи. Все это означало, что монархи были не более чем королевскими подставными лицами. Они не обладали истинной властью; они были символическими монархами. Реальная власть принадлежала номинально подчиненным им ведущим государственным деятелям — генералам, пережившим Александра Македонского.
Подавление беспорядков
Служа вместе с Александром Македонским и сыграв значительную роль в многочисленных победах, эти генералы были очень уверенными в себе людьми. Они напоминали стиль руководства Александра Македонского. Они вели с фронта. Они разделили риски своих солдат. Они были невероятно способными и харизматичными лидерами.
Действительно, никогда еще Македония или какая-либо другая страна не изобиловала таким множеством выдающихся людей; которых Филипп (II) сначала, а затем Александр выбрал с таким умением, что казалось, что они избраны не столько для того, чтобы сопровождать их на войне, сколько для того, чтобы унаследовать их престол. Кто же тогда может удивляться, что мир был завоеван такими офицерами, когда войско македонян, казалось, командовали не полководцы, а князья?
– Джастин 13.1.12-15 –
Нескольким из этих «князей» было поручено подавить беспорядки, вспыхнувшие в империи Александра Македонского после смерти короля. Антипатр и Кратер противостояли афинянам; Лисимах выступит против Сеуфа III во Фракии; Пейтон заблокирует бактрийское восстание; Пердикка сразится с Ариаратом. Это был период, наполненный конфликтами вдоль и поперек территории, которая когда-то была империей Александра.
Внутренние угрозы
В конце 323 г. до н.э. внешних угроз Македонской империи было несколько. Но назревали и внутренние проблемы. Лояльность этих «выдающихся людей», которых восхваляет Джастин, была сомнительной.
Генералы, пережившие Александра Македонского, были выдающимися личностями. Они были исключительными. Но они также были высокомерны и властолюбивы. Эти генералы были готовы служить под началом Александра Македонского и его всеобъемлющей ауры. Они были менее склонны служить под началом одного из своих товарищей-командиров.
Очень быстро многие из этих адъютантов начали понимать, что самые большие угрозы их имперским амбициям в этом новом посталександровском мире исходили от их бывших братьев по оружию. Это исходило от их товарищей-адъютантов, многие из которых были готовы бросить вызов официальным приказам в погоне за собственной властью в первые годы после 323 г. до н.э. Несколько примеров этого очевидны. Одним из лучших является смертельное соперничество, быстро вспыхнувшее между Птолемеем и Пердиккой.
Кем был Пердикка?
Когда Александр Македонский умер, Пердикка был самым высокопоставленным подчиненным царя в Вавилоне. По словам римского историка Квинта Курция Руфа, именно Пердикке Александр перед смертью подарил свой перстень с печаткой. Делая это, Александр не называл Пердикку своим преемником. Более вероятно, что Александр назначил Пердикку человеком, который будет наблюдать за преемственностью.
Независимо от значения события, высокий статус Пердикки на момент смерти Александра гарантировал, что он сыграл ключевую роль в бурных событиях, которые впоследствии охватили Вавилон, когда македонская пехота-ветеран и полководцы оказались в разногласиях друг с другом из-за престолонаследия.
В конечном итоге Пердикка вышел явным победителем этого «вавилонского кризиса». Благодаря сочетанию убеждения, компромисса и жестокости он сыграл значительную роль в подавлении беспорядков. Следовательно, он вышел из кризиса как самая могущественная фигура в империи. Он был назван простатом, фактически регентом. Именно Пердикка фактически правил Македонской империей от имени бессильного царя Филиппа Арридея III.
Кем был Птолемей?
Как и Пердикка, Птолемей был еще одним полководцем, служившим вместе с Александром Македонским. Он тоже был в Вавилоне, когда умер Александр, и сыграл роль в кризисе, который сразу же последовал в городе. Однако его поддержка Пердикки во время этого кризиса была условной. Птолемей опасался Пердикки и его амбиций.
В обмен на свою поддержку Птолемей потребовал особого поста в Македонской империи. Он потребовал губернаторства над богатой провинцией Египта. Пердикка согласился, но только при условии, что предыдущий правитель Египта Клеомен будет наместником Птолемея. Клеомен, похоже, был информатором Пердикки, следил за Птолемеем.
Однако Птолемей не собирался соблюдать соглашение. Вскоре после того, как он достиг Египта в 322 г. до н.э., он убил Клеомена. Затем Птолемей начал наращивать свою армию. Он нанял наемников, построил оборону вдоль реки Нил, заключил дипломатические соглашения с соседними королями и расширил свою территорию, захватив богатую Киренаику. Всего этого Птолемей добился без разрешения Пердикки. Птолемей превращал Египет в мощную базу операций. Регион становился мощным ядром будущей «Птолемеевой» империи.
Столкновение Пердикки и Птолемея
В конце 321 г. до н.э. был введен в действие тщательно спланированный заговор, который спровоцировал многолетние кровавые конфликты между соперничающими военачальниками. Целью операции была тщательно продуманная похоронная карета Александра Македонского и находящийся в ней труп завоевателя-талисмана.
К 321 г. до н.э. столкновение между Пердиккой и Птолемеем выглядело почти неизбежным, и вскоре последовал конфликт. В конце 321 г. до н.э. Птолемей организовал экстраординарную провокацию, когда он и его союзники угнали тело-талисман Александра Македонского и похоронную карету из-под контроля Пердикки, совершив одно из самых странных ограблений в истории.
Тело Александра было больше, чем просто труп. Это был невероятно мощный символ власти в этом новом посталександровском мире. Тот, кто владел им, имел большое влияние в империи. Для Пердикки похищение Птолемеем тела из его рук было провокацией, которую он не мог игнорировать. Труп также был краеугольным камнем в собственных имперских амбициях Пердикки. Ему нужно было вернуть тело. Это послужило спусковым крючком для Первой Войны Наследников.
Не прошло и двух лет после смерти Александра Македонского, как замаячила первая из бурных «войн наследников». Внешние угрозы Македонской империи оказались значительными сразу после смерти Александра Македонского. В конечном счете, однако, угрозы, которые они представляли, были омрачены кровавым соперничеством, которое одновременно вспыхнуло между амбициозными македонскими полководцами.
В течение следующих 40 лет то, что было империей Александра, будет поглощено титаническими, прерывистыми гражданскими войнами под предводительством Македонии — так называемыми «войнами преемников». олицетворяют этот хаотический период. Их гораздо больше: Эвмен против Неоптолема, Пейфон против Певцесты, Пердикка против Антигона, Полиперхон против Кассандра и так далее.
Смертельное соперничество Пердикки и Птолемея было символом грядущего. «Войны наследников» превратились в древнюю «Игру престолов», поскольку бывшие братья по оружию стали самыми ненавистными врагами в их стремлении получить как можно больше в этом нестабильном посталександровском мире. Однако одно можно сказать наверняка. Хаос того периода делает чтение прекрасным, если не ужасающим.