Она вошла в науку, благодаря обоям в своей детской, ее решения восхищали ученых своим изяществом и простотой. Она писала прозу по принципам формул уравнений. Но ее главное достижение — доказательство социальной теоремы. Первая в мире женщина — профессор математики - Софья Васильевна Ковалевская. Что нужно было женщине для того, чтобы почувствовать себя счастливой? Выстроить формулу семейной жизни или решить дифференциальное уравнение ? Об этом подробнее в статье.
Софья Ковалевская (Корвин – Круковская) родилась 3 января 1850 года в Москве, в городской усадьбе цехового Стрельца. Ее отец — начальник московского арсенала, генерал Василий Васильевич Корвин-Круковский. Мать Софьи, Елизавета Федоровна Шуберт, была внучкой известного астронома Шуберта и дочерью талантливого генерала Шуберта. В семье Корвин – Круковских Софья была средним ребенком, у нее была старшая сестра Анна и младший брат Федор.
В 1858 году отец Софьи вышел в отставку и семья переехала в поместье Полибино, в Псковскую область. Здесь Софья провела все свое детство и почти не выезжала.
Воспитанием девочки занималась Маргарита Францевна Смит – консервативная и строгая англичанка. Гувернантка создала для ребенка почти спартанские условия: ранний подъем, обливание холодной водой, чай, занятия музыкой, уроки, в полдень - завтрак и небольшая прогулка, затем снова уроки и выполнение заданий на завтра.
Образованием Софьи занимался Иосиф Игнатьевич Малевич. Он посвятил всю жизнь педагогической деятельности и работал домашним учителем, обучавший по обширной программе и дававший детям довольно хорошие знания.
Интерес к математике появился у Софьи с ранних лет: во время ремонта усадьбы, где жила семья, на детскую комнату не хватило обоев и одну стену пришлось заклеить листами лекций об дифференциальном и интегральном исчислении, приобретенные отцом в молодости. Ничего не понимая, девочка считала эти знаки волшебными и пыталась разгадать их смысл.
Таинственные знаки на стене:
«Листы эти, испещрённые странными, непонятными формулами, скоро обратили на себя моё внимание. Я помню, как в детстве проводила целые часы перед этой таинственной стеной, пытаясь разобрать хоть отдельные фразы и найти тот порядок, в котором листы должны следовать друг за другом». (С.В Ковалевская)
Вскоре, Малевич заметил необычайно математические способности девочки и сообщил об этом ее отцу. Для Василия Корвин-Круковского математика являлась любимым предметом и он очень хотел, чтобы его дочь также охотно ею занималась. Для Софьи математика никогда не была скучной, решая задачи она получала настоящее наслаждение.
Вопрос о любви к математике:
«Первоначальным систематическим обучением математике я обязана И. И. Малевичу. В особенности хорошо и своеобразно Малевич преподавал арифметику. Однако я должна сознаться, что в первое время, когда я начала учиться, арифметика не особенно меня интересовала. Только ознакомившись несколько с алгеброй, я почувствовала настолько сильное влечение к математике, что стала пренебрегать другими предметами. Любовь к математике проявилась у меня под влиянием дяди Петра Васильевича Корвин-Круковского... от него мне пришлось впервые услышать о некоторых математических понятиях, которые произвели на меня особенно сильное впечатление. Дядя говорил о квадратуре круга, об асимптотах - прямых линиях, к которым кривая постепенно приближается, никогда их не достигая, и о многих других совершенно непонятных для меня вещах, которые, тем не менее, представлялись мне чем-то таинственным и в то же время особенно привлекательным». (С.В Ковалевская)
В 13 лет у Софьи, помимо любви к математике, в сердце зарождается еще одна любовь. Это случилось когда в дом семьи Корвин-Круковских явился писать – Федор Михайлович Достоевский. В то время Достоевский был главным редактором журнала “ Эпоха “, где старшая сестра Софьи напечатала несколько рассказов. Анна пригласила Достоевского в гости и увидев его, в тот день, Софья поняла, что влюбилась. Несмотря на трепетное отношение писателя к девочке, он, все же, воспринимал ее любовь несерьезно и относился, как к ребенку. Достоевский был увлечен старшей сестрой Анной, которой, впоследствии, сделал предложение, но она ему отказала.
В 1866-м году Софья уезжает в Петербург, где по рекомендации друга семьи Корвин-Круковских, профессора Николая Тыртова на протяжении почти трех лет учится у Александра Николаевича Страннолюбского, впоследствии известного педагога, много сделавшего для развития народного образования в России. Далее продолжает обучение у Ивана Михайловича Сеченова, русского учёного, педагога и просветителя, и посещает лекции по анатомии в Военно-медицинской академии.
В 19 веке женщин не принимали в университеты Российской империи и, чтобы уехать за границу для продолжения образования, Софья фиктивно выходит замуж за молодого ученого - биолога Владимира Ковалевского, который был старше ее на 8 лет.
В 1869 году Софья с мужем отправилась в немецкий город Гейдельберг, где получила разрешение учиться в университете. Девушка усиленно занимается математикой, а Владимир Ковалевский восхищается способностями жены.
Письмо Ковалевского брату:
«Несмотря на свои 18 лет, «воробышек» образована, великолепно, знает все языки, как свой собственный, и занимается до сих пор, главным образом, математикой. Работает, как; муравей, с утра до ночи, и при всём том жива, мила и очень хороша собою.»
Через год Ковалевские переезжают в Берлин. Софья делает попытку поступить в местный университет и заниматься у немецкого математика Карла Вейерштрасса, но для женщин этот вуз оказывается недоступным. Тогда Ковалевская решается прийти к самому педагогу за частными уроками. Ученый не хотел заниматься с девушкой и, проявив деликатность, чтобы от нее отмахнуться, дал ей несколько самых трудных задач для решения. Когда Софья принесла преподавателю через несколько дней правильно решеные задачи, Вайерштрасс был потрясен знаниями девушки и согласился ее обучать.
Занятие с Вейерштрасс продлились 4 года. Уроки проходили как у него дома, так и у Ковалевской на съемной квартире. Результатом упорного труда становятся три написанных в Берлине самостоятельные работы - каждая из которых заслуживала докторской степени. Карл Вейерштрасс предоставляет их в Гёттингенский университет и в 1874 году Ковалевская защищает диссертацию и получает ученую степень Доктора Философии. Для Софьи это был грандиозный успех.
Семья Ковалевских принимают решение вернуться домой. Софья мечтала стать преподавателем Петербургского университета, но научное общество России продолжало ограничивать допуск женщин на работу в вуз. Ковалевской предоставили возможность учить девушек математике в женской гимназии. Она отказалась.
Софья настолько разочаровалась, что бросила науку и не занималась математикой на протяжении шести лет. Она пытается найти себя в литературе и в публицистике, выступает с докладами перед исследователями и врачами. В это время у нее родилась дочь, и Софья отправилась в Европу.
Математик или Поэт:
«Я понимаю, что вас так удивляет, что я могу заниматься зараз и литературой и математикой. Многие, которым никогда не представлялось случая более узнать математику, смешивают ее с арифметикой и считают ее наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего столетия говорит совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе. ... Мне кажется, что поэт должен только видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это же должен и математик. Что до меня касается, то я всю жизнь не могла решить: к чему у меня больше склонности, к математике или к литературе. Только что устанет голова над чисто абстрактными спекуляциями, тотчас начинает тянуть к наблюдениям над жизнью, к рассказам, и, наоборот, в другой раз вдруг всё в жизни начинает казаться ничтожным и неинтересным, и только одни вечные, непреложные, научные законы привлекают к себе. Очень может быть, что в каждой из этих областей я сделала бы больше, если бы предалась ей исключительно, но тем не менее я ни от одной из них не могу отказаться совершенно». (С.В Ковалевская)
В 1880-м году Софья Ковалевская возвращается в Москву, спустя год ее приняли в местное математическое общество. Но этого было мало. Она пытается добиться разрешения и сдать экзамены на магистра, которые были для нее простыми, но ей везде отказывали. Тогда Софья Васильевна уехала в Париж, где попыталась устроиться преподавателем Высших женских курсов. Однако и эта попытка оказывается неудачной.
Фиктивный брак Софьи и Владимира превратился в настоящую семью и молодые люди полюбили друг друга. В семье царило взаимоуважение и забота друг о друге. Но в 1883-м году супруг Ковалевской разорился, и покончил жизнь самоубийством, надев на лицо маску с хлороформом. В это время Ковалевская жила в Париже. Она очень тяжело восприняла известие о смерти мужа. Уединившись в своей комнате, она не принимала пищу и теряла сознание.
Семейная незадача:
“В каком действии этой сложной задачи под названием” семейная жизнь” я допустила ошибку? А может дело не во мне? Его смерть была предопределена судьбой? Да, милочка, будь ты реалисткой – его погубила твоя математика…” (С.В Ковалевская)
Благоприятные времена наступили у Софьи Васильевны в 1884-м, когда она получила приглашение из Стокгольмского университета. Ковалевскую звали туда преподавателем, по рекомендациям ее учителей. Вначале она преподавала на немецком, а через год смогла читать лекции на шведском языке. Помимо этого, женщина проявила себя и в литературе – написала несколько рассказов и повестей. Ей принадлежит авторство «Нигилистка» и «Воспоминания детства».
Именно в те годы Ковалевская сделала свои основные научные открытия:
1. Открыла классический случай разрешимости задачи о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки.
2. Доказала факт существования аналитического решения задачи Коши для систем дифференциальных уравнений с частными производными.
3. Решила задачу о приведении некоторого класса абелевых интегралов третьего ранга к эллиптическим интегралам.
4. Исследовала процесс вращения тяжёлого несимметричного волчка и в 1889 году даже получила за это большую премию Парижской академии в размере 5 тысяч франков.
Памятным событием для Ковалевской стало вручение ей премии Шведской академией наук. После этого мероприятия друзья и коллеги стали называть ее «принцессой математики».
Наука прежде всего:
«Математика меня больше привлекает своей философской стороной, и она всегда представлялась мне наукой, открывающей совершенно новые горизонты». (С.В Ковалевская)
Софья Васильевна, скучает по родной стране и очень хочет реализовать себя в России. Тем временем, группа Российских академиков добивается академических почестей для Ковалевской и женщину – профессора избирают членом-корреспондентом на физико-математическом отделении Российской академии наук.
В 1890-м у нее появляется шанс занять должность преподавателя Петербургского университета, однако, в качестве члена – корреспондента, ее не допустили даже до присутствия на ученом совете академии.
Всемирно известная женщина - ученый, математик и физик, писатель и общественный деятель так и не добилась признания в России. 29 января в 1891-м году Софья Ковалевская скончалась в 41 год, от воспаления легких, которое сопровождалось многочисленными осложнениями. Прославленная“Принцесса математики” похоронена в Швеции, в Стокгольме. За всю жизнь Софья Васильевна Ковалевская смогла на миг побыть счастливой женщиной, но так и не смогла до конца стать счастливым человеком.
В настоящее время мировое сообщество по заслугам оценило вклад Ковалевской. В 1992-м Российская академия наук основала премию математикам им. Ковалевской, которая вручается ежегодно. Ее именем названы улицы, а также учебные заведения в России и за рубежом. Ее имя присвоено лунному кратеру и астероиду.