Тема: Упражнения для III этапа восстановления.
Цели:
1. Познакомить с серией упражнений для восстановления речи на последнем этапе работы с диагнозом аккустико-мнестическая афазия.
1. Составление слов из отдельных букв.
При выполнении этого упражнения могут быть варианты.
Самый простой — напечатать или написать буквы на бумаге и вырезать карточки. Для работы можно использовать обычную разрезную азбуку. Сейчас есть много игр по принципу «Буквенного супа». Они тоже подойдут. Сначала больному предлагается ограниченное число букв, например, три: С, О, Н и предлагается составить из них возможные слова: нос, сон. Постепенно количество букв увеличивается и слова становятся сложнее.
2. Дифференциация слов с опозиционными фонемами:
- Показываем картинку и произносим название изображённого на ней предмета. Например, на картинке санки. Предлагаем хлопнуть в ладоши, услышав правильно название: Шанки — фанки — сянки — санки — танки.
- Предлагаем больному серию картинок, названия котрых имеют сходные звуки, например: мишка, миска, усы-уши, крыса-крыша, носки-ножки, басня-башня. Предлагаем разложить картинки со звуком с под буквой с, а картинки со звуком ш под буквой ш. Такую работу следует проводить с различными парами звуком: ж-з, ч-ть, ц-с, с-ч, ль-й, л-ль, р-л, р-й, рь-и, п-б, д-т г-к, и-ы, з-с. Найти пары слов с этими буквами можно в интернете по запросу «Пары слов с буквами ж-з» или любыми другими.
3.Повторения фраз с заданным звуком, например, со звуком Б:
Старший братишка рассказывал страшную сказку.
Старушка сушила пушистую шубу.
Течет речка, печет печка.
Юля уронила фарфоровое блюдце.
Чайка отличается от цапли.
У Сони цветик-семицветик.
Жутко жуку жить на суку.
В домишке жили мышки.
При произнесении нужно добиваться чёткости. В работе можно использовать скороговоки.
4.Формировании слоговой структуры и звуконаполняемости слов:
Упражнение «Повтори за мной» Больному предлагается прослушать слова и повторить их. Например: бегемот, сосна, танкист, сквозняк, лекарство, сковорода, термометр, пингвинёнок, фотографирую.
Это упражнение носит как обучающий, так и диагностический характер. Оно даёт возможность понять, какие сочетания плохо даются больному. Далее подбираются слова с такими сочетаниями и отрабатываются.
5. Отражённое воспроизведение фраз.
Больному предлагается прослушать предложения и точно их повторить. Упражнение также, как и предыдущее, даёт возможность понять, какие сочетания слов произносятся плохо и продолжить работу над ними, подобрав соответствующий материал.
Хоккеисты выиграли турнир.
Лариса связала братишке джемпер.
Утром на деревьях защебетали ласточки.
Саша возвращается с работы на транспорте.
Мама покупает в универсаме фрукты.
- Развитие навыков фонетического анализа. Обучающий произносит слова и предлагает хлопнуть в ладоши, если услышан звук а:
а, о, р, у, а, и, м, э, а, ы;
па, ой, ав, ма, вы, ай,
ух;
Алик, жук, конь, мак, нос, зима, сок.
- Скажи, сколько звуков в слове мак, огни, ель.
- Навыки связной речи. Читаем текст, предлагаем дать полные ответы на вопросы:
- Что хотела хозяйка?
- Что она сделала?
- Что сделала курица?
- Чему радовалась курица?
- Что сделала курица?
-Что сделали утята?
- Что делала курица?
- Как вели себя утята?
Одной хозяйке захотелось развести утят, но утки у нее не было, а была только курица. Хозяйка купила утиных яиц, положила их в корзинку и усадила на них курицу. Курица высидела утят. Она радовалась, учила детей червячков выкапывать. Однажды курица повела детей на берег пруда. Утята завидели воду и бросились в нее. Бедная курица разволновалась, она бегала по берегу и кричала, а утята и не думали выходить на берег. Они весело плавали в воде.
6. Работа с сериями предметов.
1. Классификация. Разложить картинки по сериям. Например, мебель, посуда, овощи, фрукты, животные.
2. Выбрать из всех картинок животных или другую категорию.
3.Подобрать к картинке аналоги на основе какого-либо признака (фарфор, камень, мех).
7. Рисование предметов по памяти.
Показываем картинку. Просим больного внимательно посмотреть на неё. Затем картинку убираем и просим больного зарисовать её по памяти.
8. Запоминание адресов и телефонов
Этими упражнениями заканчивается III этап.
1. Составление слов из отдельных букв.При выполнении этого упражнения могут быть варианты.Самый простой — напечатать или написать буквы на бумаге и вырезать карточки. Для работы можно использовать обычную разрезную азбуку. Сейчас есть много игр по принципу «Буквенного супа». Они тоже подойдут. Сначала больному предлагается ограниченное число букв, например, три: С, О, Н и предлагается составить из них возможные слова: нос, сон. Постепенно количество букв увеличивается и слова становятся сложнее.2. Дифференциация слов с опозиционными фонемами:- Показываем картинку и произносим название изображённого на ней предмета. Например, на картинке санки. Предлагаем хлопнуть в ладоши, услышав правильно название: Шанки — фанки — сянки — санки — танки.- Предлагаем больному серию картинок, названия котрых имеют сходные звуки, например: мишка, миска, усы-уши, крыса-крыша, носки-ножки, басня-башня. Предлагаем разложить картинки со звуком с под буквой с, а картинки со звуком ш под буквой ш. Такую работу следует проводить с различными парами звуком: ж-з, ч-ть, ц-с, с-ч, ль-й, л-ль, р-л, р-й, рь-и, п-б, д-т г-к, и-ы, з-с. Найти пары слов с этими буквами можно в интернете по запросу «Пары слов с буквами ж-з» или любыми другими.3.Повторения фраз с заданным звуком, например, со звуком Б:Старший братишка рассказывал страшную сказку.Старушка сушила пушистую шубу.Течет речка, печет печка.Юля уронила фарфоровое блюдце.Чайка отличается от цапли.У Сони цветик-семицветик.Жутко жуку жить на суку.В домишке жили мышки.При произнесении нужно добиваться чёткости. В работе можно использовать скороговоки.4.Формировании слоговой структуры и звуконаполняемости слов:Упражнение «Повтори за мной» Больному предлагается прослушать слова и повторить их. Например: бегемот, сосна, танкист, сквозняк, лекарство, сковорода, термометр, пингвинёнок, фотографирую.Это упражнение носит как обучающий, так и диагностический характер. Оно даёт возможность понять, какие сочетания плохо даются больному. Далее подбираются слова с такими сочетаниями и отрабатываются.5. Отражённое воспроизведение фраз.Больному предлагается прослушать предложения и точно их повторить. Упражнение также, как и предыдущее, даёт возможность понять, какие сочетания слов произносятся плохо и продолжить работу над ними, подобрав соответствующий материал.Хоккеисты выиграли турнир.Лариса связала братишке джемпер.Утром на деревьях защебетали ласточки.Саша возвращается с работы на транспорте.Мама покупает в универсаме фрукты.- Развитие навыков фонетического анализа. Обучающий произносит слова и предлагает хлопнуть в ладоши, если услышан звук а:а, о, р, у, а, и, м, э, а, ы;па, ой, ав, ма, вы, ай,
ух;Алик, жук, конь, мак, нос, зима, сок.- Скажи, сколько звуков в слове мак, огни, ель.- Навыки связной речи. Читаем текст, предлагаем дать полные ответы на вопросы:- Что хотела хозяйка?- Что она сделала?- Что сделала курица?- Чему радовалась курица?- Что сделала курица?-Что сделали утята?- Что делала курица?- Как вели себя утята?Одной хозяйке захотелось развести утят, но утки у нее не было, а была только курица. Хозяйка купила утиных яиц, положила их в корзинку и усадила на них курицу. Курица высидела утят. Она радовалась, учила детей червячков выкапывать. Однажды курица повела детей на берег пруда. Утята завидели воду и бросились в нее. Бедная курица разволновалась, она бегала по берегу и кричала, а утята и не думали выходить на берег. Они весело плавали в воде.6. Работа с сериями предметов.1. Классификация. Разложить картинки по сериям. Например, мебель, посуда, овощи, фрукты, животные.2. Выбрать из всех картинок животных или другую категорию.3.Подобрать к картинке аналоги на основе какого-либо признака (фарфор, камень, мех).7. Рисование предметов по памяти.Показываем картинку. Просим больного внимательно посмотреть на неё. Затем картинку убираем и просим больного зарисовать её по памяти.8. Запоминание адресов и телефонов. Этими упражнениями заканчивается III этап.
Предыдущий урок: https://dzen.ru/a/Yjzdq7et7Q3vzLrP
Следующий урок: https://dzen.ru/a/Yq4o7JBSCjGHyFeH
Видео урок можно посмотреть по ссылке: https://dzen.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/publications?state=published&videoEditorPublicationId=6641ceea1d849c75f206caf8
Дорогие подписчики и новые посетители сайта. Если видео было для вас полезным, поставьте лайк. Помогло вашим близким - поделитесь ссылкой в социальных сетях. Есть вопросы и пожелания - оставляйте их в комментариях.
Дорогие подписчики и новые посетители сайта. Если видео было для вас полезным, поставьте лайк. Помогло вашим близким - поделитесь ссылкой в социальных сетях. Есть вопросы и пожелания - оставляйте их в комментариях.