Найти тему

Инсульт.Восстановление речи. Акустико-мнестическая афазия. III этап

Тема: Упражнения для III этапа восстановления.

Цели:

1. Познакомить с серией упражнений для восстановления речи на последнем этапе работы с диагнозом аккустико-мнестическая афазия.

1. Составление слов из отдельных букв.

При выполнении этого упражнения могут быть варианты.

Самый простой — напечатать или написать буквы на бумаге и вырезать карточки. Для работы можно использовать обычную разрезную азбуку. Сейчас есть много игр по принципу «Буквенного супа». Они тоже подойдут. Сначала больному предлагается ограниченное число букв, например, три: С, О, Н и предлагается составить из них возможные слова: нос, сон. Постепенно количество букв увеличивается и слова становятся сложнее.

2. Дифференциация слов с опозиционными фонемами:

- Показываем картинку и произносим название изображённого на ней предмета. Например, на картинке санки. Предлагаем хлопнуть в ладоши, услышав правильно название: Шанки — фанки — сянки — санки — танки.

- Предлагаем больному серию картинок, названия котрых имеют сходные звуки, например: мишка, миска, усы-уши, крыса-крыша, носки-ножки, басня-башня. Предлагаем разложить картинки со звуком с под буквой с, а картинки со звуком ш под буквой ш. Такую работу следует проводить с различными парами звуком: ж-з, ч-ть, ц-с, с-ч, ль-й, л-ль, р-л, р-й, рь-и, п-б, д-т г-к, и-ы, з-с. Найти пары слов с этими буквами можно в интернете по запросу «Пары слов с буквами ж-з» или любыми другими.

3.Повторения фраз с заданным звуком, например, со звуком Б:

Старший братишка рассказывал страшную сказку.

Старушка сушила пушистую шубу.

Течет речка, печет печка.

Юля уронила фарфоровое блюдце.

Чайка отличается от цапли.

У Сони цветик-семицветик.

Жутко жуку жить на суку.

В домишке жили мышки.

При произнесении нужно добиваться чёткости. В работе можно использовать скороговоки.

4.Формировании слоговой структуры и звуконаполняемости слов:

Упражнение «Повтори за мной» Больному предлагается прослушать слова и повторить их. Например: бегемот, сосна, танкист, сквозняк, лекарство, сковорода, термометр, пингвинёнок, фотографирую.

Это упражнение носит как обучающий, так и диагностический характер. Оно даёт возможность понять, какие сочетания плохо даются больному. Далее подбираются слова с такими сочетаниями и отрабатываются.

5. Отражённое воспроизведение фраз.

Больному предлагается прослушать предложения и точно их повторить. Упражнение также, как и предыдущее, даёт возможность понять, какие сочетания слов произносятся плохо и продолжить работу над ними, подобрав соответствующий материал.

Хоккеисты выиграли турнир.

Лариса связала братишке джемпер.

Утром на деревьях защебетали ласточки.

Саша возвращается с работы на транспорте.

Мама покупает в универсаме фрукты.

- Развитие навыков фонетического анализа. Обучающий произносит слова и предлагает хлопнуть в ладоши, если услышан звук а:

а, о, р, у, а, и, м, э, а, ы;

па, ой, ав, ма, вы, ай,
ух;

Алик, жук, конь, мак, нос, зима, сок.

- Скажи, сколько звуков в слове мак, огни, ель.

- Навыки связной речи. Читаем текст, предлагаем дать полные ответы на вопросы:

- Что хотела хозяйка?

- Что она сделала?

- Что сделала курица?

- Чему радовалась курица?

- Что сделала курица?

-Что сделали утята?

- Что делала курица?

- Как вели себя утята?

Одной хозяйке захотелось развести утят, но утки у нее не было, а была только курица. Хозяйка купила утиных яиц, положила их в корзинку и усадила на них курицу. Курица высидела утят. Она радовалась, учила детей червячков выкапывать. Однажды курица повела детей на берег пруда. Утята завидели воду и бросились в нее. Бедная курица разволновалась, она бегала по берегу и кричала, а утята и не думали выходить на берег. Они весело плавали в воде.

6. Работа с сериями предметов.

1. Классификация. Разложить картинки по сериям. Например, мебель, посуда, овощи, фрукты, животные.

2. Выбрать из всех картинок животных или другую категорию.

3.Подобрать к картинке аналоги на основе какого-либо признака (фарфор, камень, мех).

7. Рисование предметов по памяти.

Показываем картинку. Просим больного внимательно посмотреть на неё. Затем картинку убираем и просим больного зарисовать её по памяти.

8. Запоминание адресов и телефонов

Этими упражнениями заканчивается III этап.

1. Составление слов из отдельных букв.При выполнении этого упражнения могут быть варианты.Самый простой — напечатать или написать буквы на бумаге и вырезать карточки. Для работы можно использовать обычную разрезную азбуку. Сейчас есть много игр по принципу «Буквенного супа». Они тоже подойдут. Сначала больному предлагается ограниченное число букв, например, три: С, О, Н и предлагается составить из них возможные слова: нос, сон. Постепенно количество букв увеличивается и слова становятся сложнее.2. Дифференциация слов с опозиционными фонемами:- Показываем картинку и произносим название изображённого на ней предмета. Например, на картинке санки. Предлагаем хлопнуть в ладоши, услышав правильно название: Шанки — фанки — сянки — санки — танки.- Предлагаем больному серию картинок, названия котрых имеют сходные звуки, например: мишка, миска, усы-уши, крыса-крыша, носки-ножки, басня-башня. Предлагаем разложить картинки со звуком с под буквой с, а картинки со звуком ш под буквой ш. Такую работу следует проводить с различными парами звуком: ж-з, ч-ть, ц-с, с-ч, ль-й, л-ль, р-л, р-й, рь-и, п-б, д-т г-к, и-ы, з-с. Найти пары слов с этими буквами можно в интернете по запросу «Пары слов с буквами ж-з» или любыми другими.3.Повторения фраз с заданным звуком, например, со звуком Б:Старший братишка рассказывал страшную сказку.Старушка сушила пушистую шубу.Течет речка, печет печка.Юля уронила фарфоровое блюдце.Чайка отличается от цапли.У Сони цветик-семицветик.Жутко жуку жить на суку.В домишке жили мышки.При произнесении нужно добиваться чёткости. В работе можно использовать скороговоки.4.Формировании слоговой структуры и звуконаполняемости слов:Упражнение «Повтори за мной» Больному предлагается прослушать слова и повторить их. Например: бегемот, сосна, танкист, сквозняк, лекарство, сковорода, термометр, пингвинёнок, фотографирую.Это упражнение носит как обучающий, так и диагностический характер. Оно даёт возможность понять, какие сочетания плохо даются больному. Далее подбираются слова с такими сочетаниями и отрабатываются.5. Отражённое воспроизведение фраз.Больному предлагается прослушать предложения и точно их повторить. Упражнение также, как и предыдущее, даёт возможность понять, какие сочетания слов произносятся плохо и продолжить работу над ними, подобрав соответствующий материал.Хоккеисты выиграли турнир.Лариса связала братишке джемпер.Утром на деревьях защебетали ласточки.Саша возвращается с работы на транспорте.Мама покупает в универсаме фрукты.- Развитие навыков фонетического анализа. Обучающий произносит слова и предлагает хлопнуть в ладоши, если услышан звук а:а, о, р, у, а, и, м, э, а, ы;па, ой, ав, ма, вы, ай,
ух;Алик, жук, конь, мак, нос, зима, сок.- Скажи, сколько звуков в слове мак, огни, ель.- Навыки связной речи. Читаем текст, предлагаем дать полные ответы на вопросы:- Что хотела хозяйка?- Что она сделала?- Что сделала курица?- Чему радовалась курица?- Что сделала курица?-Что сделали утята?- Что делала курица?- Как вели себя утята?Одной хозяйке захотелось развести утят, но утки у нее не было, а была только курица. Хозяйка купила утиных яиц, положила их в корзинку и усадила на них курицу. Курица высидела утят. Она радовалась, учила детей червячков выкапывать. Однажды курица повела детей на берег пруда. Утята завидели воду и бросились в нее. Бедная курица разволновалась, она бегала по берегу и кричала, а утята и не думали выходить на берег. Они весело плавали в воде.6. Работа с сериями предметов.1. Классификация. Разложить картинки по сериям. Например, мебель, посуда, овощи, фрукты, животные.2. Выбрать из всех картинок животных или другую категорию.3.Подобрать к картинке аналоги на основе какого-либо признака (фарфор, камень, мех).7. Рисование предметов по памяти.Показываем картинку. Просим больного внимательно посмотреть на неё. Затем картинку убираем и просим больного зарисовать её по памяти.8. Запоминание адресов и телефонов. Этими упражнениями заканчивается III этап.

Предыдущий урок: https://dzen.ru/a/Yjzdq7et7Q3vzLrP

Следующий урок: https://dzen.ru/a/Yq4o7JBSCjGHyFeH

Видео урок можно посмотреть по ссылке: https://dzen.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/publications?state=published&videoEditorPublicationId=6641ceea1d849c75f206caf8

Дорогие подписчики и новые посетители сайта. Если видео было для вас полезным, поставьте лайк. Помогло вашим близким - поделитесь ссылкой в социальных сетях. Есть вопросы и пожелания - оставляйте их в комментариях.
Дорогие подписчики и новые посетители сайта. Если видео было для вас полезным, поставьте лайк. Помогло вашим близким - поделитесь ссылкой в социальных сетях. Есть вопросы и пожелания - оставляйте их в комментариях.