Вначале проводятся диагностические упражнения. Посмотрите на таблицу.
Тяжелая степень
Артикуляция
Оральный и артикуляционный праксис (движения) без нарушений.
Спонтанная речь
Спонтанная речь характеризуется трудностями подбора слов, необходимых для организации высказывания и представлена короткими фразами, разнообразными по лексико-грамматической структуре. Вместе с тем имеют место достаточно частые вербальные парафазии (замена одних слов другими, близкими по смыслу) и паузы, обусловленные характерными трудностями нахождения нужного слова. В длинных, сложных по звуковой структуре словах, имеются искажения в последовательности звукоряда, составляющего слово: перестановки, пропуски, добавки звуков и слов в результате антиципации, слабости акустических следов. Особенно затрудняет больного продуцирование малочастотных слов.
Речевые автоматизмы
Легко справляются со всеми видами прямой автоматизированной речи. Обратный счет, перечисление дней недели, месяцев в обратном порядке сопровождается персеверациями, истощением внимания, соскальзыванием на прямой порядок перечисления и т.д.
Повторная речь
Повторная речь как функция не страдает, но имеют место ошибки, связанные с недостаточностью удержания воспринятого текста. Слова и фразы, доступные для непосредственного восприятия и повторения, оказываются забытыми, «стертыми» после введения какой-либо интерференции (пауза, вопрос, счет и т.п.).
Диалогическая речь
Диалогическая речь оказывается нарушенной.
Называние
Имеются трудности называния, преимущественно предметов. В основе — недостаточность в сфере зрительных представлений. Часто выражены трудности актуализации имен собственных и названий цифр.
Фраза по сюжетной картинке
Возможности конструирования фразы по сюжетной картинке соответствуют возможностям устной речи.
Пересказ текстов
Пересказ затруднен существенным образом. Качество его прямо зависит от длины рассказа и сложности сюжета, т.е. основным препятствием является трудность удержания фрагментов текста.
Понимание речи
Понимание коротких речевых конструкций, как правило, доступно. При восприятии более развернутых текстов обнаруживаются ошибки осмысления. Больные начинают волноваться, переспрашивать, просят, чтобы говорили медленнее. Показ предметов и частей тела по единичным названиям доступен. При предъявлении серий названий возникает отчуждение смысла слова. Первичных нарушений фонематического слуха не выявляется.
Объем слухо-речевой памяти
Недостаточен объем слухо-речевой памяти для удержания речевого ряда даже из 3-х и более элементов — гласных звуков или слов.
Состояние функции чтения
Чтение как функция не страдает. Понимание находится в тесной зависимости от длины читаемого текста.
Состояние функции письма
Состояние функции письма «опережает» устную речь, независимо от степени выраженности дефекта. Звуко-буквенный анализ состава слова первично не страдает, однако в письме под диктовку имеют место ошибки, связанные с трудностями удержания воспринимаемого на слух текста: пропуски слов, вербальные парафазии (замены звуков и слогов).
Средняя степень
Артикуляция
Оральный и артикуляционный праксис (движения) без нарушений.
Спонтанная речь
Спонтанная речь достаточно развернута, словарный состав разнообразен, фразовая речь представлена предложениями различных синтаксических моделей. Несколько ограничено при этом использование длинных фраз с придаточными предложениями, причастными, деепричастными оборотами и т.д. Иногда выявляются трудности нахождения нужного слова по амнестическому типу и еще реже — затруднения в организации последовательной звуковой структуры сложных слов.
Речевые автоматизмы
Легко справляются со всеми видами прямой автоматизированной речи. Обратный счет, перечисление дней недели, месяцев в обратном порядке сопровождается персеверациями, истощением внимания, соскальзыванием на прямой порядок перечисления и т.д.
Повторная речь
Повторная речь практически сохранена, за исключением повторения развернутых речевых конструкций, серий слов и фраз. Сказывается недостаточность объема удержания речевой информации и слабость акустических следов.
Диалогическая речь
Диалогическая речь оказывается нарушенной.
Называние
Имеются отдельные трудности нахождения в основном малочастотных слов, некоторых имен собственных, чисел, дат, запоминания номеров телефонов.
Фраза по сюжетной картинке
Возможности конструирования фразы по сюжетной картинке соответствуют возможностям устной речи.
Пересказ текстов
Пересказ коротких сюжетных текстов полностью доступен. Пересказ развернутых и описательных текстов несколько затруднен.
Понимание речи
Понимание ситуативной, диалогической и некоторых форм внеситуативной речи страдает незначительно. Однако восприятие развернутых текстов, особенно по радио, затрудняет больного, как и выполнение многочисленных устных инструкций. При серийном предъявлении названий предметов и частей тела иногда возникает отчуждение смысла слова.
Объем слухо-речевой памяти
Объем слухо-речевой памяти, как правило, сужен.
Состояние функции чтения
Чтение как функция не страдает. Понимание находится в тесной зависимости от длины читаемого текста.
Состояние функции письма
Состояние функции письма «опережает» устную речь, независимо от степени выраженности дефекта. В письме под диктовку имеют место ошибки, связанные с трудностями удержания воспринимаемого на слух текста: пропуски слов, вербальные парафазии (замены звуков и слогов).
Легкая степень
Артикуляция
Оральный и артикуляционный праксис без нарушений.
Спонтанная речь
Спонтанная речь достаточно развернута, словарный состав разнообразен, фразовая речь представлена предложениями различных синтаксических моделей.
Речевые автоматизмы
Легко справляются со всеми видами прямой автоматизированной речи. Обратный счет, перечисление дней недели, месяцев в обратном порядке сопровождается персеверациями, истощением внимания, соскальзыванием на прямой порядок перечисления и т.д.
Повторная речь
Повторная речь в целом сохранена.
Диалогическая речь
Диалогическая речь оказывается нарушенной.
Называние
Имеются отдельные трудности нахождения в основном малочастотных слов.
Фраза по сюжетной картинке
Возможности конструирования фразы по сюжетной картинке соответствуют возможностям устной речи.
Пересказ текстов
Пересказ коротких сюжетных текстов полностью доступен. Пересказ развернутых и описательных текстов несколько затруднен.
Понимание речи
Понимание ситуативной речи не нарушено, но не могут удержать в памяти даже небольшой слухоречевой материал, простые короткие фразы.
Объем слухо-речевой памяти
Объем слухо-речевой памяти сужен.
Состояние функции чтения
Чтение как функция не страдает. Понимание находится в тесной зависимости от длины читаемого текста.
Состояние функции письма
Состояние функции письма «опережает» устную речь. В письме под диктовку имеют место ошибки, связанные с трудностями удержания воспринимаемого на слух текста: пропуски слов, вербальные парафазии (замена одних слов другими, близкими по смыслу).
1. Понимание лексико-грамматических конструкций:
а) - Показать бочку за ящиком, перед бочкой ящик, в ящике бочку. Смысл упражнения в обратном порядке слов. Если больной не понимание, то сначала возвращаемся к прямому порядку: показать ящик перед бочкой, а потом разобрать где находится бочка по отношению к ящику.
2.Осмысление лексико-грамматических оборотов речи.
б) - У крысы зубы больше, чем у мыши, но меньше, чем у зайца. У кого самые большие зубы? У кого самые маленькие зубы?
Скорее всего больному будет сложно сразу ответить на этот вопрос. Задание можно проиллюстрировать картинками или нарисовать схему, например:
К больше М, К меньше З следовательно З больше К, значит З больше К, а К больше М. Отсюда следует, что Самые большие зубы у зайца, а самые млаенькие у мыши.
- Дорога шире, чем тропа, но уже, чем шоссе. Что самое широкое? Что самое узкое? Можно нарисовать схематически дорогу, тропу и шоссе и предложить больному разложить картинки в порядке возрастания.
- Петя уехал раньше Оли, но позже Кати. Кто уехал раньше всех? Рассуждаем так: Петя уехал раньше Оли, Петя уехал позже Кати, значит — Катя уехала раньше Пети. Значит первой уехала Катя, за ней уехал Петя, а последней уехала Оля.
Для иллюстрации можно использовать картинки, удаляя их поочерёдно.
Примеры задач:
- Яблоко кислее ананаса, но слаще лимона. Какой фрукт самый сладкий? Какой самый кислый?
- Каспийское море глубже, чем Аральское, но мельче, чем Чёрное. Какое море самое глубокое?
3. Формирование логико-грамматических речевых конструкций:
Это упражнение выполняется в действии, например: берём стул и отдаём такие команды:
- встань перед стулом, встань за стулом, встань слева от стула, встань справа от стула, сядь на стул, положи ручку под стул.
Другой вариант:
- Положи ручку перед стаканом, положи ручку за стаканом, положи ручку слева от стакана, положи ручку справа от стакана, подними ручку над собой, вытяни ручку перед собой.
Флективные конструкции:
- Возьми в руки ручку. Дотронься ручкой до карандаша. Что нужно сделать, чтобы дотронуться до ручки карандашом?
- Положите ложку в чашку. Можно ли сделать наоборот?
Инвертированные конструкции:
- Охотник бежит за собакой. Кто впереди?
- Локомотив везёт вагоны. Что сзади?
- Ната полила цветы и пошла гулять. Что девочка сделала раньше?
2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Здесь всё просто. Берём серию сюжетных картинок. Сначала задаём вопросы к каждой из них. Потом составляем целый рассказ. Например:
1. - Какая была погода?
- Что было в руках у девочки?
2. - Что случилось?
- Что унёс ветер?
3. - Кто подобрал зонт?
4. - Что стало с зонтом?
Теперь попытаемся, глядя на картинку, рассказать всё, о чём говорили.
Для начала подбирайте картинки с минимальным сюжетом, то есть с таким, когда к каждой из картинок можно задать один-два вопроса.
Далее сюжеты могут быть сложнее. В любом случае сюжет должен быть простым и понятным.
Формулирование ответа на заданным вопрос
Здесь придётся работать чисто с речевым материалом. Начинаем с самых простых вопросов, но требуем полного ответа:
-Во сколько ты сегодня проснулся? (Я проснулся в 8 часов утра).
Если больной говорит односложно, то начинаем составлять ответ:
- Кто «главный герой»? Я.
- Что ты сделал? (Проснулся)
- Как сказать это вместе? (Я проснулся)
- Во сколько ты проснулся? (В 8 часов)
- Скажи всё вместе (Я проснулся в 8 часов).
Постепенно работу усложняем:
- О чём вы говорили с братом? (о футболе)
- Кто? (Мы с братом)
- Что делали? (говорили)
- Повтори. (Мы с братом говорили).
- О чём вы с братом говорили? (Мы с братом говорили о футболе).
- Что думает брат?
Этот вопрос требует уже развёрнутого ответа. Здесь больному придётся помогать. Подобная работа должна проводиться только на том материале, который известен обучающему. Для работы можно брать простые тексты и обсуждать их. Например, такие…
Зима ушла. Солнышко начало греть землю. Весело зажурчали ручьи. Запели птицы на ветвях. Набухшие почки сменила листва. Всё вокруг зазеленело. Распустились яркие цветы. Витя несёт букет ромашек для мамы.
Задаём вопрос к каждому предложению и требуем полного ответа.
Пересказ теста
Предыдущая работа плавно переходит в пересказ текста. После того, как он отработан, больному легче его пересказать. Более того, над пересказом всё равно придётся работать. Предварительная работа полностью совпадает с предыдущим упражнением.
План такой:
1. Прочитать текст.
2. Проработать каждое предложение с помощью ответов на вопросы к предложениям.
3. Повторить каждое предложение за обучающим: обучающий читает, больной повторяет.
4. Повторяем по два предложения.
5. Составляем рисованый план. Рисовать можно всё, что угодно и как угодно, лишь бы больной имел возможность вспомнить содержание текста.
Ещё раз читаем текст и предлагаем больному рассказать его так, как он запомнил. При необходимости указываем на тот или иной предмет на рисунке.
Работа с синонимами и антонимами:
Работа с антонимами:
- Начинаем с рассматривания картинок, например: тупой — острый, большой — маленький. Рассматриваем картинки и называем качества.
- Предлагаем из серии картинок выбрать противоположные предметы к данному.
- Подбираем слова, имеющие противоположные значения.
Работа с синонимами:
- рассматриваем картинки и находим качества, близкие по значения. Начать можно с цветов, например:
- Какой цвет близок к красному? К синему? К зелёному?
- Что объединяет эти предметы: дом, здание, изба? Можно ли сказать, что между ними есть что-то общее? Что?
- Выбери из картинок предметы, которые близки по смыслу.
- Подбери синонимы к словам: смелый (отчаянный), большой (огромный). В этом задании больному можно помогать. Сначала делать это ему будет трудно.
Предыдущий урок:
Последний урок: https://dzen.ru/a/YsNQhi0aFEKJT6Kz
Видео доступно по ссылке: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee?videoEditorPublicationId=62ae2885c7a4dc4d783d4b53
Дорогие подписчики и новые посетители сайта. Если видео было для вас полезным, поставьте лайк. Помогло вашим близким - поделитесь ссылкой в социальных сетях. Есть вопросы и пожелания - оставляйте их в комментариях.