Найти тему
Марина и Декакорд

Как работать с идеями, если ты пишешь музыку?

Оглавление

А на самом деле, думаю, эта статья может быть полезна всем, кто творит - композиторам, поэтам, писателям, ... Потому что все мы сталкиваемся с тем, что идеи для будущих творений нас посещают (когда-то часто, когда-то реже), а вот как с этими идеями быть, какие развивать, а какие выбрасывать? Кто-то считает, что нужно каждую идею развивать, кто-то - что нужно быть максимально избирательным. А бывает, что вот только что нравилась идея, а на следующий день к ней возвращаешься и думаешь: "Господи, кто это вообще написал? Ужас какой". И вот что с этой идеей делать? Кто-то сразу выбросит, а кому-то жаль станет. Я не пытаюсь взять на себя роль последней инстанции истины - просто поделюсь с вами своим опытом и наблюдениями.

Я музыкант и композитор, играю на 10-струнной гиатре, имею начальное, среднее и высшее музыкальное образование, а около 6 лет назад целенаправленно свела всю свою деятельность к написанию музыки и исполнению ее на десятиструнной гитаре (загляните ко мне на канал, если интересно, там некоторые из моих произведений уже есть - переезжаю сюда постепенно из других соцсетей).

Все или не все идеи развивать - это мы сегодня обсудим. А вот записывать точно все идеи нужно!
Все или не все идеи развивать - это мы сегодня обсудим. А вот записывать точно все идеи нужно!

Итак, идеи. Здесь могло бы быть сейчас много "воды" насчет того, что такое идеи, какова их роль в создании чего-либо, и как важно научиться правильно работать с идеями - иначе ничего не получится и ты будешь тратить много времени впустую, постоянно не успевая сделать главное. Но "воды" не будет. 😁 Я сразу расскажу то, что собиралась.

На днях так вышло, что мы начали обсуждать мою работу с идеями в чате закрытого комьюнити поклонников моей музыки. Почему я об этом говорю? Потому что, как известно, в споре (в данном случае - просто в беседе, и мне как раз так больше нравится) рождается истина. Отвечая на комментарий Франсуа, одного из самых давних и увлеченных подписчиков, я сформулировала подход к работе с идеями, основываясь на том опыте, который у меня есть. А началось все так - я выложила небольшой набросок, но точного решения, буду ли я его развивать в полноценную пьесу, еще не созрело. И тут в чате приходит вопрос: "А будет ли продолжение?". Я ответила как есть - пока не определилась, насколько ценна та идея, которую я показываю в этом коротком видео, и стоит ли мне из нее делать полноценный трек - еще не решила. И вот тут как раз Франсуа и пишет свою мысль, которая является спорной и, таким образом, ведет нас в конечном итоге если не к истине, но к рассуждениям на тему работы со своими идеями.

"Если кто-то и сделает эту мысль интересной, развивая ее, то это ты!"

Если вникнуть в эту мысль, то дискутировать можно очень долго! (Поэтому я с радостью почитаю ваше мнение в комментариях). А сейчас я расскажу, какие мысли на этот счет у меня - в этих мыслях и заключается мой подход к работе с идеями.

Концепция, заложенная в утверждении Франсуа, вот какая:

Идея может быть лучше или хуже, но так как у тебя есть талант, ты можешь из любой идеи сделать хороший продукт!

Но есть и другая сторона медали:

Если ты будешь заниматься абсолютно каждой своей идеей, вне зависимости от того, насколько она удачная, не потеряешь ли ты драгоценное время, которое мог бы посветить разработке более хорошей идеи?

Оба этих утверждения звучат достаточно убедительно, не так ли? Если вдуматься - я согласна с каждым. Но все равно нужно выбрать что-то одно. Невозможно одновременно и разрабатывать каждую идею, и разрабатывать не каждую идею. 😁

Здесь не будем вдаваться в обсуждения таланта и не будем делать наивных утверждений, что у гениальных композиторов / писателей не бывает не очень удачных идей. Да, порой средняя мысль очень талантливого композитора в разы ценнее даже самой удачной мысли менее талантливого. Но рассуждения о таланте - это сейчас будет оффтоп. Если у кого-то мысли пошли в эту сторону - пишите в комментариях, это тема большая и интересная, сделаю отдельный пост.

Я думаю, что, рассуждая о том, какое из двух утверждений о подходе к идеям ведет к наилучшим результатам, уместно будет обратиться к кое-какой аналогии. Есть такая профессия - художник-гравер по гранитным памятникам. (Это как раз профессия моей мамы, поэтому я уже неплохо осознаю некоторые закономерности этого дела. Если кто-то недопонял, что это за профессия - гляньте здесь, очень коротко, наглядно и понятно). Для гравировки портретов используется гранит. Гранитная плита может быть как более хорошего качества, так и среднего. Или даже плохого. И, конечно, если ты хороший гравер - ты сможешь сделать достойный портрет даже на материале среднего качества. Но всегда удобнее и продуктивнее использовать плиту лучшего качества. В ситуации, когда заказ нужно выполнить срочно, а лучшего материала в настоящий момент нет - тогда нужно приложить все усилия, чтобы выдать хороший результат, даже гравируя на том, что есть. А вот если дефицита камней нет, то использование лучшего материала (при прочих равных) на выходе всегда даст лучший результат. А еще - поможет сэкономить время. С хорошим материалом работать приятнее и проще - а, значит, и быстрее.

При сочинении музыки, при работе со своими идеями, я использую тот же принцип. Чем лучше исходная идея - тем лучше конечный результат.

Опять же - при прочих равных. Если дать хорошую идею неквалифицированному человеку - он может ее разрушить. Но мы сейчас говорим о ситуации, когда и придумывает идею, и доводит ее до конечного результата один и тот же человек.

Только в ситуации дефицита идей, я бы стала браться за каждую. Работа над ними хотя бы даст практику. И вполне не исключено, что работа воображения пробудит креативность, и более хорошие идеи все-таки придут. А также, я бы стала браться за каждую идею, если бы мне нужно было написать очень много музыки за очень ограниченный промежуток времени.

Еще очень важный момент - как понять, хороша твоя идея или нет?

Для меня это один из сложнейших моментов, говоря о процессе написания музыки.

Очень помогает - иметь много набросков и сохранять их все. Обязательно все записывать. Если нет времени записывать все в нотах - можно наиграть идею на диктофон, а еще лучше - снять видео на телефон. Так случается, что именно время помогает понять, насколько хороша та или иная идея. А бывает, что идея хороша, но прямо сейчас у тебя нет хороших вариантов, как ее развить. В таком случае, лучше не торопиться, отложить идею (но сохранить - обязательно), а потом вернуться к ней позже. Не путать с прокрастинацией и откладыванием в долгий ящик - это происходит по другим причинам. 😊

Итак, мой подход (и совет вам) к работе с идеями такой:

1. Мне приходит в голову идея.

2. Если сейчас она мне очень нравится и кажется мне удачной, я продолжаю работу над ней сразу. Все. Если нет - смотри пункт 3.

3. Если не понятно, как развивать эту идею в настоящий момент, либо если нет уверенности относительно того, стоит ли она вообще того, чтобы превращаться в полноценную пьесу - обязательно нужно эту идею записать и сохранить. Дальше на определенное время можно о ней забыть.

4. Теперь самое интересное. Идея может пролежать в "закромах" какое-то время. Возможно, несколько недель, а возможно, что и несколько лет. За это время, если ты как творческая единица не стоишь на месте, происходит определенное развитие. Через какое-то время ты можешь вернуться к своим наброскам. И дальше у меня всегда происходит так - я отсматриваю все старые наброски; потом вижу те, которые точно "не пойдут" - их удаляю без сожалений; потом подмечаю какой-нибудь один, который вызывает желание что-то с ним сделать прямо сейчас - вот над ним и начинаю работу; и чаще всего остаются несколько набросков, которые продолжают ждать своего часа - быть доработанными или все-таки выброшенными.

Идеи нужно записывать сразу. Даже если еще не можешь ее сыграть целиком уверенно. Лучше записать сразу, но кусочками, чем целиком и уверенно, но никогда.
Идеи нужно записывать сразу. Даже если еще не можешь ее сыграть целиком уверенно. Лучше записать сразу, но кусочками, чем целиком и уверенно, но никогда.

Тема неоднозначная, поэтому я понимаю, что мнений может быть много. Но, надеюсь, мой опыт принесет вам какую-то пользу. Жду ваших комментариев. 😊

Для тех, кто читает до конца: как раз сейчас у меня произошла интересная ситуация. Дописывала новый трек. Уже на финальных стадиях. Вдруг захотелось вспомнить, что у меня за старые идеи были - я периодически так делаю, просто чтобы про них не забывать. И вот одна из идей, которую я записала в декабре прошлого года, вызвала у меня такой прилив вдохновения, что я сразу подумала: "Странно, почему тогда я не стала сразу заниматься этой темой? Что мне в ней не понравилась, она же крутая!" И сразу взялась за нее. И дописала за два дня, сейчас пьеса готова. Скоро выложу здесь, так что, подписывайтесь, чтобы не пропустить. А над той пьесой, что уже была в работе, сейчас продолжу трудиться. Вынужденный перерыв на 2 дня - но зато еще одна пьеса готова.

Удачи вам в развитии ваших идей 😊

🦄🎸🦄🎸🦄🎸🦄🎸

Не забудьте подписаться. Также, можете заглянуть ко мне в группу ВК или канал в телеге. Помимо этого, у меня есть канал на Boosty (это то самое сообщество, где обсуждение темы идей возникло) - загляните, что у меня там предлагается.

P.S. А ту идею я все-таки продолжила. До сих пор не уверена, что стоит это превращать в полноценную пьесу, но небольшое продолжение я добавила. Можете заценить.

#музыка #композитор #творческое мышление #гитаристы #написание музыки #создание музыки #музыкант #творческая мастерская #творческая работа