Найти в Дзене
искусство мозаики

Что такое "опусы", и какими они бывают. Часть 1.

Мне посчастливилось учиться мозаике в Италии, где трепетно относятся к римскому наследию: вставляют латинские сентенции за бокалом вина, платят «как римляне» - разделив счет поровну на всех, изучают и реставрируют культурное наследие имперских времен. О нем, а в частности, об античных мозаичных техниках, я и хочу рассказать.

Многие в России используют звучное понятие «опус», но я не раз сталкивалась с противоречивой информацией, относительно того, что оно значит, и какими эти опусы бывают. Итак, делюсь знаниями, привезенными прямиком из Италии, и бережно переведенными на русский.

Opus lapilli

Охота на львов, деталь с изображением Гефеста. 330-310 год до н.э. Пэлла.
Охота на львов, деталь с изображением Гефеста. 330-310 год до н.э. Пэлла.

Самый первый вид мозаики, возникший еще около 14 века до нашей эры, - это напольная мозаика из гальки. Первые галечные мозаики были достаточно простыми, но уже в восьмом веке до нашей эры в Турции встречаются примеры геометрических узоров, созданых с помощью гальки разных цветов.

В опус лапилли использовалась цельная галька размером до 1 сантиметра для создания фигур, и чуть большим размером, для создания рамки вокруг. За счет использования камней различных цветов (их было не так уж много, гамма чаще всего ограничивалась белым, черным, серым и красноватым) первым мозаичистам удавалось создавать огромное количество различных сюжетов. Часто, чтобы обвести и подчеркнуть фигуру, мастера делали контуры из свинца или глины.

Наиболее красивые античные мозаики из гальки были найдены в греческом городе Пелла, который некогда являлся столицей Древней Македонии, - среди них многочисленные сцены охоты и изображения богов, созданные в 4 веке до нашей эры.

Opus tessellatum

Римская мозаика 2 века до н.э.
Римская мозаика 2 века до н.э.

Опус опусов. Это именно та техника, которую у нас все и называют «римская мозаика». Опус тесселлатум впервые появляется в 4-3 веке до нашей эры, уже после того, как достиг своего расцвета опус лапилли.

Опус тесселлатум характеризуется использованием квадратных тессер размером от 1 до 2 сантиметров, наколотых мартеллиной и расположенных аккуратными рядами, обводящими контур фигуры. Заметили, что слова "тессера" и "тесселлатум" созвучны? Так и есть, они однокоренные, и именно в рамках этого опуса появляются самые первые тессеры.

В этой технике создавали самые разные декоративные решения, как цветные, так и черно-белые. Наиболее известными являются: геометрические узоры, цветочные орнаменты и самые разнообразные фигуративные сюжеты.

Были интересные подвиды опус тесселлатум, например, вариант с плиткой, где среди строгих рядов квадратных тессер вставлялись цельные плитки мрамора неправильной формы.

Opus vermiculatum

Опус вермикулатум, в целом, создавался по тем же законам, что и опус тесселлатум, однако, он получил свое развитие в Греции, где особо умелые мозаичисты стремились достигнуть в мозаике максимально живописного эффекта. И так они пришли к использованию мельчайших тессер - 1-3 мм. Такие маленькие тессеры позволяли максимально деликатно передавать переходы цветов.

Fiocco, Археологический музей Аквилеи
Fiocco, Археологический музей Аквилеи

Свое название эта техника получила из-за удлиненных, "вермишелеподобных" тессер - длинные и тонкие было проще выкалывать, и они хорошо подходили для обводки фигур.

В опус вермикулатум, как правило, создавались небольшие по размеру работы, носившие название "эмблемата", которые располагались в самом центре пола, а вокруг них была рамка из обычного опус тесселлатум.

Что интересно, если все остальные типы опусов создавались прямо на месте, сразу на полу, который украшали, то опус вермикулатум складывали в мастерских на кусках мрамора, а уже затем готовый элемент монтировали на объекте.

Opus figlinum

Изначально создавался из прямоугольных керамических тессер одинакового размера, собраных вместе в группы из нескольких элементов. Ориентация соседних групп чередуется так, чтобы создать визуальное впечатление узора плетения корзины.

Вариация из мрамора получила название опус тесселлатум корзинкой, где две половинки квадратных тессер распологались сначала вертикально, а потом горизонтально, создавая эффект переплетения.

Opus scutulatum

Крупные тессеры до 5 сантиметров, которые чередовались по цвету так, чтобы создать эффект объемных кубов. Изначально это был один из вариантов опус тесселлатум, но позднее стал отдельным типом опуса - сектиле.

Opus scutulatum
Opus scutulatum

Про остальные техники расскажу в следующей статье! Буду благодарна поддержке лайком, если вам было интересно <3