Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Множество достижений и изобретений СССР намного опережали свое время и были недосягаемыми для других передовых стран. Для мирной ядерной энергетики это было особенно справедливо. Советские учёные спроектировали передвижную атомную электростанцию (АС) Памир-630Д, которая, в первую очередь, должна была работать на просторах Крайнего Севера. Это было уникальная установка!
Краткая история мобильных АЭС СССР
Примерно в 1950-х годах идея сконструировать передвижные атомно-энергетические установки настойчиво распространялась и обсуждалась. Ядерные реакторы уже устанавливали, к примеру, на атомоходы, а также на подводные лодки. Может быть, есть смысл устанавливать их и на наземный транспорт, чтобы была возможность перемещать их по суше? Когда группа ученых предложила установить АЭС «на шасси», Ефим Славский (министр среднего машиностроения) с энтузиазмом поддержал их идею. Это и не удивительно, ведь транспортируемая АЭС позволила бы Советскому Союзу в полной мере обеспечить предельно дешёвой электроэнергией всех жителей наиболее отдаленных районов Крайнего Севера. Ежегодно приходилось завозить огромное количество топлива (миллионы тонн) для населённых пунктов, которые располагались в Арктике. Поэтому идея создания передвижной атомной станции имела и весьма практичный смысл.
Стоит отметить, что первые попытки разработки передвижных ядерных установок усиленно велись уже в 1950-60-х годах. Физико-энергетический институт Обнинска передал в эксплуатацию опытный образец передвижной атомной электростанции (ТЭС-3). Она устанавливалась на шасси от советского тяжелого танка Т-10, который приводился в движение 750-сильным дизельным двигателем.
Размеры атомной электростанции были настолько большими, что для ее передвижения понадобилось не одно шасси, а четыре! Получившийся комплекс в сборе весил более 300 тонн! Вся эта установка могла своим неспешным ходом добраться до места назначения, но чтобы она начала работать, требовалась ее установка на постоянное место и жесткое соединение всех модулей трубами и проводами. Процесс этот, конечно же, был не быстрый и требующий определенной подготовки.
В целом ТЭС-3 была достаточно успешна в эксплуатации, но в серийное производство так и не поступила. Ее использовали военные для обеспечения электричеством объектов, которые располагались вдали от населенных пунктов.
Новый этап в развитии передвижных АЭС
Буквально через два десятка лет в Белорусской ССР, а именно в Институте ядерной энергетики Академии наук, началась разработка новой передвижной атомной электростанции, которую назвали Памир-630Д. Основные работы над ней проводились в 1976-1985 годах. В первой половине 1980-х годов были готовы два первых (опытных) образца, которые в то время были единственными во всем мире АЭС подобного типа.
Памир-630Д представлял собой комплекс из двух полуприцепов, способных перевозить многотонные грузы. Готового шасси для станции не нашлось, поэтому, пришлось разработать новый мощный тягач МАЗ 7960. Кроме шасси потребовалось сконструировать и совершенно новый ядерный реактор, не похожий на все предыдущие модели. Если в ТЭС-3 использовался водо-водяной реактор, то в Памир-630Д применили реактор на основе тетраокиси азота. Это вещество обладает высокой теплопроводностью и теплоемкостью, а также плотностью, благодаря чему ядерный реактор сделали одноконтурным и, как следствие, более компактным.
Тетраоксиду азота была свойственна серьезная проблема: очень высокая коррозийиная агрессивность, которая могла привести к прорыву контура турбогенератора. Вдыхание даже небольшой дозы вещества для человека было смертельно. Ученые приложили немало усилий, чтобы сделать эксплуатацию передвижной атомной станции более безопасной. Активную зону сделали из особо прочного материала с огромным запасом прочности, большой объем жидкого теплоносителя осуществлял надежное охлаждение, а управление реактором осуществлялось с помощью компьютерной программы. По-сути, это был первый в мире автономно работающий ядерный реактор.
И в конечном итоге, несмотря на некоторые недостатки, было изготовлено два комплекта АС. Тепловая мощность реактора составила 5 мВт, а эффективная электрическая мощность – 630 кВт. Это были отличные показатели! Комплекс практически не нуждался ни в каких ресурсах для своей работы. На одной заправке ядерного топлива реактор мог работать до 5 лет! Тягачи с повышенной проходимостью могли доставить станцию Памир-630Д в любое место Крайнего Севера, даже если дорога пересекала тундру и болотистую местность.
Для перевозки мобильной атомной станции нужны были 4 шасси. Основные блоки везли тягачи МАЗ 7960, а вот систему автоматизированного управления реактора и вспомогательный энергоблок с двумя дизель-генераторами – тяжелые тягачи КрАЗ-255. После прибытия на место весь комплекс устанавливался стационарно и подключался к системе управления и резервной электроустановке.
Утилизация Памира-630Д
В итоге передвижная АС проработала около года. Время наработки станции составило 3500 часов в разных нагрузочных режимах. Запас ядерного топлива позволял обеспечить работу на протяжении еще нескольких лет. «Памир» планировалось поставить на конвейер. Советское правительство надеялось, что атомные станции малой мощности смогут обеспечить теплом и электроэнергией примерно 33 населённых пунктов Крайнего Севера. Однако эти планы не осуществились.
26 апреля 1986 года произошла ужасная авария на Чернобыльской АЭС. После этого комплекс Памир-630Д стал подвергаться массированной критике. Вначале прекратили все связанные с ним испытания, а затем по решению Совмина СССР в феврале 1988 года и вовсе завершили любые работы с передвижной атомной станцией. Основная причина закрытия была следующей: «Недостаточная научная обоснованность выбора теплоносителя». Оба экземпляра передвижной АЭС были выведены из эксплуатации и утилизированы.
Если вам понравилась данная статья, тогда ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал! :)