"Для чего мы празднуем юбилейные годовщины великих деятелей нашего прошлого?" - спрашивал В.О. Ключевский, и отвечал, что это делается не для того, чтобы "питать национальную гордость воспоминаниями о своих великих поколениях". Но если нет, тогда для чего же? Попробуем узнать.
Проверить направление
Юбилеи великих людей, согласно Ключевскому, празднуются, чтобы правильно настраивать самосознание народа. Чтобы, оглядываясь назад, как он выразился, "сообразить пройденное расстояние и проверить направление". На протяжении 18-19 веков Ключевский отмечает два периода отечественной истории, "решительно важных в русского самосознания". Их связывают два человека - один из которых был император, а другой - поэт. "Полтава и Медный всадник образуют поэтическую близость между ними".
Пётр Великий, призвав на помощь технические знания Запада, трудным путём через Полтаву и Ништадтский мир привёл "невзрачное, тяжёлое, но прочное" русское государство в "семью европейских держав и народов". "С той минуты, - пишет Ключевский, - Европа была объединена и закончена, впервые стала цельной и сплочённой Западно-Восточной Европой".
Петровский ключ для народа
Россия впервые почувствовала свою международную и политическую значимость. Но духовные силы народа всё оставались в забытьи и пребывали в косности, поскольку петровские реформы не были направлены на его развитие. Однако Пётр, по словам Ключевского, "оставил своему народу ключ, которым можно было бы разомкнуть сковывавшие его дух цепи, - насаждённую им науку".
Этот ключ понадобился скоро: Пётр своими преобразованиями сделал вызов России, её гению, и Россия, хотя и не срезу, ответила ему Пушкиным. Пушкинская поэзия шла из "глубины русского народного мышления и чувствования", строилась "на основе его бытового склада", и, одновременно, она была не специфически русской, несла в себе "общечеловеческие мотивы общежития". "Да разве чьё-либо национальное дело..., а не всегдашняя и общая задача человеческого духа - внести нравственный порядок в анархию людских отношений...", - восклицает Ключевский.
Русский дух и мировая жизнь
Поэзия Пушкина "впервые показала, как русский дух, развернувшись во всю ширь и поднявшись полным взмахом попытался овладеть всем поэтическим содержанием мировой жизни, и восточным, и западным, и античным и библейским, и славянским и русским". Благодаря Пушкину воспринявшему идеи всеевропейскости, шедшие от Петра, русские стали больше любить свой язык, уважать самих себя и своё отечество... "Через поэзию Пушкина мы стали лучше понимать чужое и серьёзнее смотреть на своё, ...сами стали понятнее и себе самим и чужим", указывал Ключевский.
Постскриптум
Пушкин мечтал: "...о временах грядущих, / Когда народы, распри позабыв, / В великую семью соединяться". Опираясь на это предсказание поэта, Ключевский писал: "В этой мирной семье народов под знаменем Петра Великого и займёт своё место мирный русский народ". Что ж, когда-нибудь это предсказание сбудется.
Свои соображения по поводу статьи высказывайте в комментариях, ставьте лайки и будьте здоровы
О неточностях и опечатках просьба сообщить автору